Автор: Вардомацкая Елена Юрьевна, ст. преподаватель кафедры математики и информационных технологий УО "Витебский государственный технологический университет".
Лекция 1
ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИТ
План лекции
§ Предмет и задачи курса “Компьютерные информационные технологии” (КИТ)
§ Понятие информационной технологии
§ Составляющие информационных технологий
§ Свойства информационных технологий
§ Классификация информационных технологий
§ Обработка информации
§ Проблемы и перспективы развития информационных технологий
§ Литература
Предмет и задачи курса
“Компьютерные информационные технологии” (КИТ)
Первая часть курса “Компьютерные информационные технологии” (КИТ) является базовой в 3-х семестровом цикле подготовки студентов экономических специальностей в области использования информационных технологий в профессиональной деятельности. В этой части дисциплины изучаются офисные технологии обработки графической, текстовой и табличной информации, технологии работы с математическими пакетами, основы языка VBA для программирования приложений MS Office, основы сетевых технологий и технологий работы с сервисами INTERNET. Эта часть курса призвана не только систематизировать получаемые студентами знания, но и привести их в соответствие с требованиями времени и действующими стандартами.
Цель изучения данной дисциплины — подготовка студентов и других категорий обучающихся к использованию современных компьютерных информационных технологий как инструмента для решения научных и практических задач в своей предметной области на высоком профессиональном уровне, а также к участию в разработке и внедрении этих технологий в рамках корпоративных информационных систем на уровне постановки задачи и контроля за ее решением, что так необходимо для современного руководителя.
|
В результате изучения первой части курса КИТ студенты должны:
· иметь представление о техническом обеспечении современных информационных технологий, особенностях его организации и эксплуатации, перспективах его развития;
· ознакомиться с математическим, программным, организационным и другими видами обеспечения компьютерных информационных технологий;
· получить представление о развитии компьютерных информационных технологий в своей предметной области;
· научиться применять средства современных компьютерных технологий при решении задач в своей предметной области;
· уметь осуществлять навигацию и поиск информации в сети INTERNET;
· уметь работать с электронными сервисами и службами сети INTERNET.
Понятие информационной технологии
Под информационной технологией понимают совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.
Компьютерные информационные технологии подразумевают использование средств вычислительной техники и сетевых технологий для реализации широкого круга задач:
- подготовка текстовых документов;
- создание банков данных, их обработка и использование;
- автоматизация финансовых и научных расчетов;
- верстка книг, газет, журналов;
- создание и редактирование графических и фото изображений;
- создание мультфильмов;
- создание электронных энциклопедий и электронных версий других книг;
- создание и компьютерная обработка звука;
- создание и компьютерная обработка телевизионных и видео произведений;
- создание и использование телекоммуникационных компьютерных сетей;
- компьютерное проектирование различных механизмов, архитектурных строений, создание географических карт и др.;
- моделирование природных, технических и других процессов.
Составляющие (структура) информационных технологий
|
Информация – это набор сведений о свойствах объекта или процесса усваиваемые субъектом в форме знаний..
Всю информацию, которой пользуется человек, можно разделить на следующие виды:
- математическая – это любая информация связанная с числами и формулами, это может быть кроме собственно математической. и физическая, и статистическая информация. Математическую информацию можно обрабатывать при помощи различных счетных машин и аппаратов и хранить на бумаге в виде записей и книг.
- текстовая – эту информацию можно записывать на бумагу от руки или при помощи печатных машинок и типографского оборудования и хранить на бумаге (рукописи, документы, книги, газеты и т.д.).
- графическая – эту информацию можно обрабатывать при помощи различных изобразительных средств и способов (изобразительное искусство, фотография) и хранить в виде картин, рисунков, скульптур, фотокарточек и т.д.;
- звуковая – эту информацию можно обрабатывать при помощи магнитофонной записи и хранить на магнитных лентах, пластинках и звуковых компакт-дисках.;
- видеоинформация – эту информацию можно обрабатывать при помощи кино- и видеотехники и хранить на кинопленке и видеокассетах..
Все эти виды информации существовали еще до появления компьютера. Современный персональный компьютер позволил обрабатывать все эти виды информации и значительно облегчил их совместное использование.
|
Сведения — набор сигналов физических процессов, воспринимаемых субъектом через органы его чувств.
Данные — сведения, полученные путем измерения, наблюдения, логических или арифметических операций, представленные в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки.
Информационные процессы. Понятие информации неразделимо с понятием информационных процессов. К информационным процессам относятся:
· передача информации;
· получение информации;
· хранение информации;
· обработка информации и ее представление для использования;
· использование информации.
Информационные технологии практически могут реализовываться как в неавтоматизированном (традиционном или, по-другому, «бумажном»), так и в автоматизированном виде (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Структура автоматизированных информационных технологий
Технические средства – это персональный компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей.
Программное обеспечение находится в прямой зависимости от технического и информационного обеспечения и реализует функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером.
Информационное обеспечение – совокупность данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки.
Организационно-методическое обеспечение представляет собой комплекс мероприятий, направленных на функционирование компьютера и программного обеспечения для получения искомого результата.
Существует и другой подход к рассмотрению структуры автоматизированной ИТ, согласно которому любая ИТ может быть разделена на три взаимозависимых и равнозначных компонента, составляющих ее ядро:
- аппаратное обеспечение (Hardware);
- программное обеспечение (Software);
- алгоритмическое (интеллектуальное) обеспечение (Brainware).
Кроме упомянутого выше ядра ИТ существует еще один, очень важный компонент – сеть поддержки ИТ, инфраструктура (Infrastructure) – это необходимые физические, административные и организационные структуры, культурные схемы, стандарты и критерии и т.д.
Сторонники этого подхода считают, что на практике нужно рассматривать объединение или слияние информационных технологий в более крупные структуры – системы технологий (используется термин «информационные технологии и системы» – ИТ/С).
Однако простого наличия необходимых компонентов, составляющих ИТ (комплексов технических и программных средств, а также информационного и организационно-методического обеспечения), недостаточно для того, чтобы «оживить» технологию. Реализация ИТ возможна в определенной среде – информационной системе.