Просмотр сюжета с диска «Мир природы» (Цепи питания сюжет №3-6; 2 мин)
Учитель: Посмотрите сюжет и скажите, что вы узнали о дубе, мыши и сове. (Дуб, мышь и сова прочно связаны цепью питания)
Сюжет №3: (Движущийся кадр: падает с дуба жёлудь, его подбирает и ест лесная мышь, а мышь съедает сова.)
Диктор:
- Как видишь, дуб, лесная мышь, сова прочно связаны цепью питания.
Появляется схема:
Желуди – это пища для лесной мыши. А мышь – это пища для совы.
Учитель: Как связаны в природе жёлуди, лесная мышь и сова?
Ученики: цепью питания.
Учитель: Попробуйте объяснить схему.
Ученики: Желуди – это пища для лесной мыши. А мышь – это пища для совы.
Учитель: Как нарисованы стрелочки?
Ученики: От пищи к тому, кто её ест.
Учитель: Запомните направление стрелочек. Это очень важно.
Сюжет №4: (Демонстрируются фотографии осины, зайца и волка)
Учитель: Чем питается заяц?
Ученики: Корой осины.
Учитель: А зайчик является пищей кого?
Ученики: Волка
Диктор:
- Посмотри ещё один пример цепи питания в природе.
Осина – это пища для зайца. А заяц – пища для волка.
Учитель: Попробуйте объяснить схему.
Ученики: Осина – это пища для зайца. А заяц – пища для волка.
Сюжет №5 (Демонстрируются фотографии травы, зебры и льва)
Диктор:
- Переместимся в африканскую саванну, где пасутся зебры, и объясним ещё одну цепь питанииния.
Трава – это пища зебры. А зебра – пища для льва.
Учитель: Объясните схему.
Ученики: Трава – это пища зебры. А зебра – пища для льва.
Учитель:
Сюжет №6
Диктор:
- Пищевая цепь состоит из звеньев:
I звено – это растения,
II звено - это самые разнообразные животные, которые питаются растениями. Их называют растительноядными.
|
III звено – питаются другими животными, их называют плотоядными.
- Что общего у всех животных? (над стрелочками появляется надпись «пища»)
Вопросы на диске:
- Растения – это пища для …?…….. животных. (растительноядных)
- Растительноядные животные - это пища для …?….. животных. (плотоядных)
ИТОГ:
Учитель: Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 96.Прочитайте статью «Цепи питания?»
Материал из учебника.
ЦЕПИ ПИТАНИЯ
Живые существа связаны между собой в цепи питания.
Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается цепь питания: осина — заяц — волк.
Ещё пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши — добыча сов. Цепь питания получается такая: дуб — лесная мышь — сова.
Цепи питания начинаются с растений. Это — первое звено. Второе звено цепи — растительноядные животные. Третье звено — насекомоядные или хищные животные.
Учитель: Из чего состоят цепи питания.
Ученики: Из звеньев.
Учитель: По какому правилу составляется цепь питания? Расскажи, пользуясь схемами в учебнике.
Ученики:
I звено – это растения;
II звено - это самые разнообразные животные, которые питаются растениями. Их называют растительноядными;
III звено – питаются другими животными, их называют плотоядными.
Г) Первичное закрепление*** (можно исключить):
1 вариант:
Учитель: Пользуясь схемой, давайте составьте одну цепь питания. (Дети выкладывают на столе цепочки с помощью карточек-рисунков и стрелочек). Объясните составленные цепочки
|
2 вариант
Учитель: Составим цепи питания, используя чучела животных, например:
ВОДОРОСЛИ (рисунок —> рыба —> пингвин
ПШЕНИЦА (рисунок) —> мышь —> сова
V Работа в группах:
Учитель: Капитаны групп возьмите конверт №3.
Группа (красные)
Задание: Используя рисунки и стрелочки составьте 2 цепочки питания и объясните их.
( Ответ: дуб—>короед—>дятел; еловая шишка—>белка—>куница)
Группа (синие)
Задание: Пользуясь текстами составьте цепи питания:
Текст 1
В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре ее покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд (гусеница). Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.
(Ответ: дубы —> шелкопряд —> птицы)
Текст 2
Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями - стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.
(Ответ: деревца -> мыши —> ежи, барсуки)
Примечание: дети могут выбрать 1 текст.
Группа (зелёные)
Задание: Дополните цепи питания, пользуясь справочным материалом.
Группа (желтые)
Задание: Исправьте ошибки, допущенные в цепях питания.
На обсуждение даётся 5 минут. После чего проверяется работа в группах.
V. Работа с тестом:
Учитель: Молодцы, отлично справились с заданием в группе. А теперь каждый проверит свои знания с помощью теста. Капитаны групп возьмите конверт №4. Раздайте его по вариантам.
Учитель: Прочитайте вопрос. Возле правильного ответа раскрасьте геометрическую фигуру.
|
Учитель: В конце работы с помощью «ключа» проверь себя (можно использовать взаимопроверку). Оцени работу.