В) Знакомство учащихся с цепями питания. Правило построения цепей питания.




Просмотр сюжета с диска «Мир природы» (Цепи питания сюжет №3-6; 2 мин)

 

Учитель: Посмотрите сюжет и скажите, что вы узнали о дубе, мыши и сове. (Дуб, мышь и сова прочно связаны цепью питания)

Сюжет №3: (Движущийся кадр: падает с дуба жёлудь, его подбирает и ест лесная мышь, а мышь съедает сова.)

Диктор:

- Как видишь, дуб, лесная мышь, сова прочно связаны цепью питания.

Появляется схема:

Желуди – это пища для лесной мыши. А мышь – это пища для совы.

Учитель: Как связаны в природе жёлуди, лесная мышь и сова?

Ученики: цепью питания.

Учитель: Попробуйте объяснить схему.

Ученики: Желуди – это пища для лесной мыши. А мышь – это пища для совы.

Учитель: Как нарисованы стрелочки?

Ученики: От пищи к тому, кто её ест.

Учитель: Запомните направление стрелочек. Это очень важно.

 

Сюжет №4: (Демонстрируются фотографии осины, зайца и волка)

Учитель: Чем питается заяц?

Ученики: Корой осины.

Учитель: А зайчик является пищей кого?

Ученики: Волка

 

Диктор:

- Посмотри ещё один пример цепи питания в природе.

Осина – это пища для зайца. А заяц – пища для волка.

 

Учитель: Попробуйте объяснить схему.

Ученики: Осина – это пища для зайца. А заяц – пища для волка.

 

Сюжет №5 (Демонстрируются фотографии травы, зебры и льва)

Диктор:

- Переместимся в африканскую саванну, где пасутся зебры, и объясним ещё одну цепь питанииния.

Трава – это пища зебры. А зебра – пища для льва.

Учитель: Объясните схему.

Ученики: Трава – это пища зебры. А зебра – пища для льва.

Учитель:

Сюжет №6

Диктор:

- Пищевая цепь состоит из звеньев:

I звено – это растения,

II звено - это самые разнообразные животные, которые питаются растениями. Их называют растительноядными.

III звено – питаются другими животными, их называют плотоядными.

 

 

- Что общего у всех животных? (над стрелочками появляется надпись «пища»)

Вопросы на диске:

- Растения – это пища для …?…….. животных. (растительноядных)

- Растительноядные животные - это пища для …?….. животных. (плотоядных)

 

ИТОГ:

Учитель: Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 96.Прочитайте статью «Цепи питания?»

 

 

Материал из учебника.

ЦЕПИ ПИТАНИЯ

Живые существа связаны между собой в цепи питания.

 

 

Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается цепь питания: осина — заяц — волк.

Ещё пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши — добыча сов. Цепь питания получается такая: дуб — лесная мышь — сова.

Цепи питания начинаются с растений. Это — первое звено. Второе звено цепи — растительноядные животные. Третье звено — насекомоядные или хищные животные.

Учитель: Из чего состоят цепи питания.

Ученики: Из звеньев.

Учитель: По какому правилу составляется цепь питания? Расскажи, пользуясь схемами в учебнике.

Ученики:

I звено – это растения;

II звено - это самые разнообразные животные, которые питаются растениями. Их называют растительноядными;

III звено – питаются другими животными, их называют плотоядными.

Г) Первичное закрепление*** (можно исключить):

1 вариант:

Учитель: Пользуясь схемой, давайте составьте одну цепь питания. (Дети выкладывают на столе цепочки с помощью карточек-рисунков и стрелочек). Объясните составленные цепочки

2 вариант

Учитель: Составим цепи питания, используя чучела животных, например:

ВОДОРОСЛИ (рисунок —> рыба —> пингвин

ПШЕНИЦА (рисунок) —> мышь —> сова

 

V Работа в группах:

Учитель: Капитаны групп возьмите конверт №3.

Группа (красные)

Задание: Используя рисунки и стрелочки составьте 2 цепочки питания и объясните их.

( Ответ: дуб—>короед—>дятел; еловая шишка—>белка—>куница)

 

Группа (синие)

Задание: Пользуясь текстами составьте цепи питания:

Текст 1

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре ее покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал приволь­но плодиться непарный шелкопряд (гусеница). Он быстро объел листву на де­ревьях. И высохли могучие дубы.

(Ответ: дубы —> шелкопряд —> птицы)

Текст 2

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями - стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили мо­лодые насаждения.

(Ответ: деревца -> мыши —> ежи, барсуки)

Примечание: дети могут выбрать 1 текст.

 

 

Группа (зелёные)

Задание: Дополните цепи питания, пользуясь справочным материалом.

 

Группа (желтые)

Задание: Исправьте ошибки, допущенные в цепях питания.

На обсуждение даётся 5 минут. После чего проверяется работа в группах.

V. Работа с тестом:

Учитель: Молодцы, отлично справились с заданием в группе. А теперь каждый проверит свои знания с помощью теста. Капитаны групп возьмите конверт №4. Раздайте его по вариантам.

Учитель: Прочитайте вопрос. Возле правильного ответа раскрасьте геометрическую фигуру.

Учитель: В конце работы с помощью «ключа» проверь себя (можно использовать взаимопроверку). Оцени работу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: