Учитель: Теперь, ребята, мы по группам познакомимся с тем, как хищники приспособились к добыванию пищи. Читать статью из учебника будут 2 группы: синяя и желтая. Разбейтесь на пары и прочитайте по 1 абзацу.
А статью «Доброе слово о хищниках» будут читать оставшиеся группы: красная и зелёная. Разбейтесь на пары и прочитайте по 1 абзацу.
После чтения вы расскажете о чём узнали из статей.
Дети читают текст в учебнике «Кто как приспособлен» (стр. 97) и статью «Доброе слово о хищниках» (стр. 99)
Материал из учебника.
КТО КАК ПРИСПОСОБЛЕН*
Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.
Что и говорить, хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Но и те животные, на которых они охотятся, по-своему приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги — трудно догнать его. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа замечательная защита — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.
Интересно защищаются и насекомые от своих врагов — ящериц, насекомоядных птиц, хищных насекомых. Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Почему? Кровь у божьей коровки едкая. Коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»
Доброе слово о хищниках
Люди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных животных — зайцев, кабанов, оленей, тетеревов — сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше. Почему?
|
Оказалось, что хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Там, где были уничтожены хищники, среди животных распространялись болезни и много животных погибало. Хищники оказались санитарами природы.
Известно также, что лисы и совы питаются грызунами, которые поедают на полях зерно. Одна сова за лето спасает тонну зерна!
Хищные звери и птицы взяты под охрану. Люди должны охранять и хищных насекомых, например стрекоз, божьих коровок. Стрекозы поедают множество комаров и мух, а божьи коровки — тлей. А ещё хищников охраняют потому, что все они очень красивы. Беречь их — это значит беречь красоту природы.
1. Беседа по прочитанному «Кто как приспособлен»:
Учитель: Как приспособились хищники к добыванию пищи?
Ученики: Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.
Учитель: А как приспособились животные защищаться от хищников?
Ученики: Заяц — быстрые ноги, цвет шубки (зимой — белый, летом — серый). У ежа — иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки - едкая кровь.
2.Беседа по прочитанному «Доброе слово о хищниках»:
Учитель: Какие изменения в природе происходят после того, как хищники исчезают?
Ученики: Где хищников не осталось, растительноядных животных — зайцев, кабанов, оленей, тетеревов — сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше.
|
Учитель: Почему же в отсутствие хищников животные исчезают?
Ученики: Среди животных распространялись болезни и много животных погибало.
Учитель: Какую пользу природе приносят хищные животные?
Ученики: Хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Хищники оказались санитарами природы.
Лисы и совы питаются грызунами, которые поедают на полях зерно. Одна сова за лето спасает тонну зерна!
Учитель: Что произошло бы, если бы исчезли на Земле лягушки, змеи, совы, стрекозы, божьи коровки?
Ученики: Не стало бы растений на Земле, их съели бы растительноядные животные. Расплодилось бы очень много комаров, мух, многие растения исчезнут из-за тли, могут погибнуть и травоядные животные из-за недостатка пищи.
Про всех на свете
Все-все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд —
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны —
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.
(Б.Заходер)
VII. Итог урока:
Учитель: На какие группы делятся животные по особенностям питания
Ученики: Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные.
Учитель: Как связаны друг с другом животные и растения?
|
Ученики: Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.
Учитель: Что мы учились составлять на уроке? По какому правилу строится цепь питания? Куда в них направлены стрелочки?
Ученики: Научились составлять цепи питания.
I звено – это растения;
II звено - это самые разнообразные животные, которые питаются растениями. Их называют растительноядными;
III звено – питаются другими животными, их называют плотоядными.
Стрелочки направлены от пищи к тому, кто её ест (от пищи к едоку).
Читается вывод в учебнике на странице 98:
Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.