VI. Дополнительный материал.




Учитель: Теперь, ребята, мы по группам познакомимся с тем, как хищники приспособились к добыванию пищи. Читать статью из учебника будут 2 группы: синяя и желтая. Разбейтесь на пары и прочитайте по 1 абзацу.

А статью «Доброе слово о хищниках» будут читать оставшиеся группы: красная и зелёная. Разбейтесь на пары и прочитайте по 1 абзацу.

После чтения вы расскажете о чём узнали из статей.

Дети читают текст в учебнике «Кто как приспособлен» (стр. 97) и статью «Доброе слово о хищниках» (стр. 99)

 

Материал из учебника.

КТО КАК ПРИСПОСОБЛЕН*

Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огром­ные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и по­едать добычу.

Что и говорить, хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Но и те животные, на которых они охотятся, по-своему приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги — трудно догнать его. Спасает зайца и цвет шубки: ле­том она серая, зимой белая. У ежа замечательная защита — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.

 

 

Интересно защищаются и насекомые от своих врагов — ящериц, насекомоядных птиц, хищных на­секомых. Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окрас­кой. Почему? Кровь у божьей коровки едкая. Ко­ровки яркой окраской как бы предупреждают вра­гов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»

 

Доброе слово о хищниках

Люди заметили, что там, где хищников не оста­лось, растительноядных животных — зайцев, кабанов, оленей, тетеревов — сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше. Почему?

Оказалось, что хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Там, где были уничтожены хищники, среди животных распространялись болезни и много животных погибало. Хищники оказались санитарами природы.

Известно также, что лисы и совы питаются гры­зунами, которые поедают на полях зерно. Одна сова за лето спасает тонну зерна!

Хищные звери и птицы взяты под охрану. Люди должны охранять и хищных насекомых, например стрекоз, божьих коровок. Стрекозы поедают множе­ство комаров и мух, а божьи коровки — тлей. А ещё хищников охраняют потому, что все они очень краси­вы. Беречь их — это значит беречь красоту природы.


 

1. Беседа по прочитанному «Кто как приспособлен»:

Учитель: Как приспособились хищники к добыванию пищи?

Ученики: Лиса — ти­хие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, огромные глаза, кото­рые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.

Учитель: А как приспособились животные защищаться от хищников?
Ученики: Заяц — быстрые ноги, цвет шубки (зимой — белый, летом — серый). У ежа — иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки - едкая кровь.

 

2.Беседа по прочитанному «Доброе слово о хищниках»:

Учитель: Какие изменения в природе происходят после того, как хищники исчезают?

Ученики: Где хищников не оста­лось, растительноядных животных — зайцев, кабанов, оленей, тетеревов — сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше.

Учитель: Почему же в отсутствие хищников животные исчезают?

Ученики: Среди животных распространялись болезни и много животных погибало.

Учитель: Какую пользу природе приносят хищные животные?

Ученики: Хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Хищники оказались санитарами природы.

Лисы и совы питаются гры­зунами, которые поедают на полях зерно. Одна сова за лето спасает тонну зерна!

Учитель: Что произошло бы, если бы исчезли на Земле лягушки, змеи, совы, стрекозы, божьи коровки?

Ученики: Не стало бы растений на Земле, их съели бы растительноядные животные. Расплодилось бы очень много комаров, мух, многие растения исчезнут из-за тли, могут погибнуть и травоядные животные из-за недостатка пищи.

Про всех на свете

Все-все на свете

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

 

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

 

Нужны все на свете!

Нужны все подряд —

Кто делает мед

И кто делает яд.

 

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

 

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны —

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

 

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется.

(Б.Заходер)

 

 

VII. Итог урока:

Учитель: На какие группы делятся животные по особенностям питания

Ученики: Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные.

Учитель: Как связаны друг с другом животные и растения?

Ученики: Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

Учитель: Что мы учились составлять на уроке? По какому правилу строится цепь питания? Куда в них направлены стрелочки?

Ученики: Научились составлять цепи питания.

I звено – это растения;

II звено - это самые разнообразные животные, которые питаются растениями. Их называют растительноядными;

III звено – питаются другими животными, их называют плотоядными.

Стрелочки направлены от пищи к тому, кто её ест (от пищи к едоку).

 

Читается вывод в учебнике на странице 98:

Животные бывают растительноядные, насекомояд­ные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: