Практика показывает, что приобретение товаров через Интернет сопряжено со многими возможными конфликтными ситуациями, которые следует учитывать как продавцам, так и покупателям, т.е. всем субъектам (участникам) интернет-отношений.
На наш взгляд, сегодня информация продавца (субъекта) размещается в Интернете в двух формах: либо в виде общих сведений о самом продавце и товарах, которыми он располагает; либо в виде конкретных сведений о товаре (его стоимости, комплектации, условиях доставки и оплаты) с предложением в случае согласия с указанными условиями заполнить бланк заказа, оплатить товар и ждать его доставки.
С такой схемой предложения товаров мы вполне согласны, поэтому рассматривать механизм правового регулирования ответственности за качество информации целесообразно в двух направлениях.
Первый случай - размещение информации в виде общих сведений о продавце и товарах, которыми он располагает, и предложений связаться с ним. Сразу оговоримся, что в данном случае конкретная сделка происходит уже вне рамок сети Интернет.
Возникает вопрос о правовой природе такой информации и последствиях ее недостоверности.
Анализ законодательных актов Российской Федерации показывает, что объявление подобного рода можно квалифицировать либо как рекламу, либо как информационное сообщение.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
|
В случае если информация продавца соответствует указанным критериям, отношения между покупателем и продавцом можно квалифицировать как отношения между рекламодателем и потребителем рекламы.
Отсюда вытекают и последствия размещения ненадлежащей рекламы. Ненадлежащая реклама в соответствии со ст. 3 Закона о рекламе - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Закон признает ненадлежащей рекламой недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную и иную рекламу, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных российским законодательством.
Недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара; является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
|
Недостоверной является такая реклама (ст. 5 Закона о рекламе), в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении таких характеристик товара, как: природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения; наличие товара на рынке, возможность его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте; стоимость (цена) товара на момент распространения рекламы; дополнительные условия оплаты; доставка, обмен, возврат, ремонт и обслуживание товара; гарантийные обязательства, сроки службы, сроки годности. К ненадлежащей рекламе можно отнести и рекламу товаров эротического характера, если в ней допущены нарушения тех ограничений, которые установлены для эротических изданий ст. 37 Закона РФ "О средствах массовой информации". Ненадлежащей является также порнографическая реклама (порнореклама), запрещенная ст. 242 УК РФ.Рассмотрим, какую ответственность в соответствии с законодательством о рекламе несет продавец за распространение ненадлежащей рекламной информации.
Статья 38 действующего Закона о рекламе гласит, что нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Нарушение рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства о рекламе влечет за собой и административную ответственность.
|
Таким образом, к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть привлечены только юридические или физические лица - индивидуальные предприниматели, которые являются рекламодателями или рекламопроизводителями (в нашем случае - субъект интернет-отношений, т. е. продавец) и рекламораспространителями (в нашем случае - хост-провайдер), и только за действия, указанные в ст. 38 Закона о рекламе: за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации; в части оформления, производства, подготовки рекламы; в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками о возмещении убытков (включая упущенную выгоду), компенсации вреда, причиненного здоровью морального вреда, о публичном опровержении ненадлежащей рекламы.
В соответствии со ст. 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе" КоАП РФ за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы налагается административный штраф в следующем размере: на граждан - от 2000 до 2500 руб.; на юридических лиц - от 40 тыс. до 500 тыс. руб.