Игра «Составляем рассказ»




Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики

Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук, так как идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон.

Игра «Фокусник»

Дети с недостатками произношения часто совершают ошибки в использовании предлогов. Мы предлагаем в веселой, непринужденной игре помочь им научиться правильно употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями для развития мелкой моторики.


Ловко с мячиком играем

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,

Из-под кисти на покой.

Над рукою мяч кружит,

От нее теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Из руки его достану,

Cправа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу

Мяч снаружи, мяч внутри.

По руке качу — смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой

Вот я фокусник какой!


Игра «Ёжик»

Представьте, что к вам в гости пришел ежик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.


Ёжик выбился из сил —

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке убежал,

Нам «Спасибо!» пропищал.


На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.

Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии

Игра «Вратарь»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель: Раз, два, три — Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игра «Мячик прыгает по мне по груди и по спине»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа слева, впереди— сзади), закрепление употребления предлогов.

Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции

В правую руку свой мячик возьми. Над головою его подними.

И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется, и ненадолго за спину вернется.

С голени правой, да к левой ступне, да на живот не запутаться б мне.

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Воспитатель: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А—Э — У — Ы— Э—А — У—О—А—Э — Ы— Э

Игра «Разноцветные мячики»

«Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!»

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Воспитатель бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи.

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры. Воспитатель называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Вариант 2. Воспитатель называет видовые понятия, а дети — обобщающие слова.

Игра «Один — много»

«Мы — волшебники немного: Был один, а станет много».

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры. Воспитатель бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре

Игра «Составляем рассказ»

Цель: учить составлять логически правильный рассказ по заданию.

Ход игры: дети в кругу, взрослый в центре. Мяч у взрослого и у одного ребёнка. Взрослый начинает предложение, ребёнок с мячом продолжает и бросает мяч любому из детей, тот, кто ловит мяч, продолжает текст.

 

Литература

1.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. — СПб.: Дельта, 2001. -96 с

2.Павлова Л. Н., Теречева М. Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистяшие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 240 с

3.Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. – М.: Владос, 2005.- 112с

4.Филичева Т. Б.,Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Школьная пресса, 2002.- 32с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: