Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики
Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук, так как идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон.
Игра «Фокусник»
Дети с недостатками произношения часто совершают ошибки в использовании предлогов. Мы предлагаем в веселой, непринужденной игре помочь им научиться правильно употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями для развития мелкой моторики.
Ловко с мячиком играем
И предлоги называем.
За рукой и под рукой,
Из-под кисти на покой.
Над рукою мяч кружит,
От нее теперь бежит.
Между пальцев подержу
И в ладошку положу.
Из руки его достану,
Cправа, слева ставить стану.
Перед грудью пронесу,
Сзади спрячу, потрясу.
Из-за спинки выну мячик,
Возле ног моих поскачет.
Подержу вверху, внизу,
Мимо носа пронесу
Мяч снаружи, мяч внутри.
По руке качу — смотри!
Вдоль ладони, через палец
И вокруг запястья танец.
Мяч с одной рукой играет
И к другой перебегает.
Дружит мяч с моей рукой
Вот я фокусник какой!
Игра «Ёжик»
Представьте, что к вам в гости пришел ежик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.
Ёжик выбился из сил —
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж по тропке убежал,
Нам «Спасибо!» пропищал.
На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.
Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве
используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии
|
Игра «Вратарь»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.
Воспитатель: Раз, два, три — Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
Игра «Мячик прыгает по мне по груди и по спине»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа слева, впереди— сзади), закрепление употребления предлогов.
Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции
В правую руку свой мячик возьми. Над головою его подними.
И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется, и ненадолго за спину вернется.
С голени правой, да к левой ступне, да на живот не запутаться б мне.
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Воспитатель: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А—Э — У — Ы— Э—А — У—О—А—Э — Ы— Э
Игра «Разноцветные мячики»
«Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!»
|
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Ход игры.
Вариант 1. Воспитатель бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.
Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи.
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «мяч бросай, транспорт быстро называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1. Ход игры. Воспитатель называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Вариант 2. Воспитатель называет видовые понятия, а дети — обобщающие слова.
Игра «Один — много»
«Мы — волшебники немного: Был один, а станет много».
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
|
Ход игры. Воспитатель бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре
Игра «Составляем рассказ»
Цель: учить составлять логически правильный рассказ по заданию.
Ход игры: дети в кругу, взрослый в центре. Мяч у взрослого и у одного ребёнка. Взрослый начинает предложение, ребёнок с мячом продолжает и бросает мяч любому из детей, тот, кто ловит мяч, продолжает текст.
Литература
1.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. — СПб.: Дельта, 2001. -96 с
2.Павлова Л. Н., Теречева М. Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистяшие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 240 с
3.Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. – М.: Владос, 2005.- 112с
4.Филичева Т. Б.,Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Школьная пресса, 2002.- 32с