Исходные данные анализируются по карте технических требований на дефектацию. Для данного примера:
Обломы и трещины, после осмотра и испытания на герметичность, воздухом под давлением 3...4 кг/см2 - отсутствуют (не ремонтировать).
Наличие раковин на плоскости омываемой водой, после осмотра - отсутствуют (не ремонтировать).
Износ внутренней плоскости после измерения нутромером индикаторным НИ - 100...150. Ремонтировать - растачивать, хонинговать, до наименьшего ремонтного размера. Номинальный 100+0,06 мм, первый ремонтный размер 100,5+0,06 мм.
Износ верхнего и нижнего 4 посадочных поясков, после измерения микрометром МК 100...125 - допустимый без ремонта (менее 0,1мм). Зачистить.
В качестве рабочего документа оформляется операционная карта механической обработки. Разработка операций производится в такой же последовательности как при механической обработки новых деталей.
Составляется план обработки детали.
Выбирают (в зависимости от наличия на предприятии):
- оборудование для механической обработки детали;
- способ установки детали и приспособлений крепления к станку;
- режущий инструмент (резец или шлифовальный брусок, бруски для хонингования);
- измерительный инструмент (НИ 60...100 или НИ 100...160, МК 75...100 или МК 100...125, индикаторное приспособление для центрирования гильзы со шпинделем станка или шариковая оправка).
Определяют межоперационные припуски на обработку поверхностей.
Расчет припусков на обработку
Установление минимальных припусков, т.е. слоя материала, удаляемого с поверхности детали при ее обработке, является важным вопросом с точки зрения качества обработки и себестоимости изделия. При этом различают промежуточный припуск - слой металла, необходимый для выполнения технологического перехода, а также общий припуск - слой металла, необходимый для выполнения всей совокупности технологических переходов.
|
Минимальный припуск на обработку выбирается помощью справочных таблиц.
Расчет режимов обработки
При расчете режимов точения необходимо пользоваться справочником с нормативами.
Назначаем оборудование - расточной станок модели 2А78Н.
Точение ведут резцами оснащенными пластинами из эльбора или твердого сплава ВК6.
Глубина резания
Подача при резании s = 0,03…0,05 мм/об
Скорость резания 80…100 м/мин
Частота вращения шпинделя
(1)
где D - диаметр гильзы после расточки (96 мм)
Основное время для расточки гильзы
(2),
Расчет норм времени
При техническом нормировании определяется время, мин:
основное (на каждый переход) tO;
вспомогательное (на каждый переход) tВС;
дополнительное - tД;
штучное - tШТ;
подготовительно-заключительное - tП.З.
штучно-калькуляционное (техническая норма времени) - ТШ.
Основное время определили по формуле (2)
Вспомогательное время
(3)
где tВ. У - вспомогательное время на установку и снятие детали (зависит от массы и конфигурации изделия, конструкции приспособления, характера и точности установки на станке); tВ.П. - вспомогательное время связанное с каждым переходом (время на подвод и отвод режущего инструмента, включение и выключение станка, переключение подач и передач); tВ. З - вспомогательное время, связанное с замерами обрабатываемого изделия.
.
Оперативное время - это сумма основного и вспомогательного времени
|
(4)
Дополнительное время задается в процентах к оперативному времени и определяется по формуле
(5)
где К1 - отношение дополнительного времени к оперативному, % (в
зависимости от вида обработки К1=6…9),
Штучное время
(6), .
Таким образом, техническая норма времени (штучно-калькуляционное время)
, (7)
где tП.З. - подготовительно-заключительное время;
nПР - число деталей в партии.
Комплект документов на восстановление гильзы цилиндра автомобиля ЗИЛ-130.
После разработки технологического процесса на восстановление вала заполняется маршрутная карта по ГОСТ 3.1118-82. Для разработки каждой операции составляются операционные карты:
операционная карта механической обработки по ГОСТ 3.1404-86, формы 1;
операционная карта технического контроля но ГОСТ 3.1502-85, формы 1,карта регистрации результатов испытания по ГОСТ 3.1507-84, формы 1 и 3.
Оформляются и заполняются технологические карты в соответствии с требованиями ЕСТД. Карты помещаются в виде приложения к пояснительной записке.
ГОСТ 3.1104-81 устанавливает общие требования к оформлению документов, а именно:
технологические документы должны выполняться на форматах, установленных стандартами ЕСТД;
запись может быть выполнена двумя видами - полная и сокращенная. Например, "Фрезерование паза черновое", "Нарезание резьбы М12" или по виду обработки: "фрезерная", "токарная" и т.п.
Содержание переходов записывается глаголом в повелительной форме, например "обточить с 025 до 023" или с указанием номера обрабатываемой поверхности "Шлифовать поверхность № 3".
|
Операции, переходы, а также поверхности нумеруются арабскими цифрами.
Приемы работ, связанные с установкой и снятием детали, записываются так: "Установить деталь", "Снять деталь" и т.д. Приемы обозначаются прописными буквами русского алфавита.
Применяемое оборудование обозначается кратким наименованием с указанием модели. Для инструментов дается краткая характеристика в соответствующих графах.
Наращивание и обработка посадочных поясков.
Коррозийный износ и деформацию поясков гильзы устраняют железнением (предварительное шлифование, нанесение покрытия и окончательное шлифование до исходного размера) или плазменным напылением с последующим оплавлением покрытия (предварительное шлифование, струйная обработка, нанесения покрытия, оплавление покрытия кислородным пламенем, окончательное шлифование восстановленных поясков).
Растачивание гильзы.
Перед растачиванием "зеркала", гильза цилиндра устанавливается в приспособление для крепления гильз (рисунок 3), размещённое на столе станка. Растачивание гильз производится под ближайший ремонтный размер, в зависимости от наличия новых поршней стандартного ремонтного размера, на алмазно-расточном станке модели 2А78Н за один проход резцами оснащенными пластинами из эльбора или твёрдого сплава ВК6. Режимы резания: подача - 0,03...0,05 мм/об; скорость резания - 80...100 м /мин; глубина резания - 0,015 - 0,2 мм. Базовыми поверхностями при расточке служат посадочные пояски (5) приспособления и торец опорного бурта гильзы. По неизношенному пояску в верхней части гильзы с помощью индикаторного приспособления (4) совмещают оси шпинделя и гильзы. Следует иметь в виду, что смещение оси гильзы из-за неправильного центрирования при последующем хонинговании исправить невозможно.
3 Контрольные вопросы
1. Для чего предназначен ремонтный чертеж?
2. Какова последовательность техпроцесса восстановления?
3. Как назначается режим мехобработки?
4. Какие приспособления применяют?
5. Какая документация обязательна для выполнения технологического процесса восстановления гильзы?
Список литературы
1. Вердашкин Б.Н. и др. Станочные приспособления. - М.: Машиностроение.
2. Козловский Н.С. Виноградов А.Н. Допуски, посадки и технические измерения. - М.: Машиностроение.
3. Румянцев С.Н., Беднев А.Г. Ремонт автомобилей. - М.: Транспорт.
4. Суханов Б.Н., Борзых И.О., Бедарев Ю.Ф. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Пособие по курсовому и дипломному проектированию. - М.: Транспорт.
5. Кагордин В.И., Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей и двигателей. - М.: Мастерство; Высшая школа.