Путь славянского ламы (Лама Сонам ДОРДЖЕ)




 

А.М.: Добрый день, меня зовут Андрей Мартынов, и сегодня у меня в гостях - буддийский лама, его полное имя на тибетском языке звучит как лама Сонам Дордже.

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

 

А.М.: В светской жизни на русском языке его имя - Олег Петрович Поздняков. Так как Олег провел много лет в Гималаях, на Тибете, в Непале и прошел большой курс обучения буддизму, то и сегодня мы будем его называть ламой Сонам Дордже. Это ведь имеет какое-то значение? Из тибетского языка?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, это из тибетского языка. Сонам Дордже переводится как

"Нерушимая заслуга", а лама, соответственно, как "духовный учитель".

А.М.: Тогда давайте начнем с того, как Вы оказались в Непале и в Тибете. Каким образом начинался тот длинный путь, который сейчас исчисляется годами? Каким образом Вы оказались на этом пути?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Как многие люди, которые сейчас ходят на мои лекции и учения, я с ранней молодости интересовался восточными духовными традициями. Не секрет, что в начале 90-х годов в России было очень мало настоящих духовных учителей, также наблюдался большой дефицит настоящей духовной литературы по буддизму и индуизму. Мне повезло: в раннем возрасте я встретил настоящих тибетских лам; произошло это в Санкт-Петербурге. И когда я встретил в первый раз настоящего учителя, я загорелся желанием изучать эту традицию, и в 95-м году смог выбраться в Непал, Индию и Тибет. Когда я впервые попал туда, то понял: этому стоит посвятить свою жизнь, а когда попал в третий раз - решил остаться на много лет для того, чтобы углубленно изучать и практиковать буддизм.

 

А.М.: Вы были совсем молодым человеком. Сколько Вам было лет тогда?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Когда я уехал в Тибет, в Непал, мне было 22 года...

А.М.: 22 года, т.е. закончили некий вуз и были без работы?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Нет; я как раз закончил хороший вуз - МГЛУ, Лингвистический университет, и у меня была хорошая работа. Я работал в большом банке на хорошей должности, так что мне было что оставлять. У меня была хорошая семья, друзья, подруги, и все это пришлось оставлять. Но не секрет, что в любой духовной традиции, когда человек полностью посвящает себя духовной практике, ему необходимо чем-то жертвовать: либо временем, либо семьей, либо своими средствами.

А.М.: Другими словами, Вам было что оставлять. В таких случаях часто говорят, что поводом для такого рода духовных исканий могут стать какие-то внешние либо внутренние пертурбации, неприятности... Как это было у Вас?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Безусловно, когда человек имеет много чего в жизни и начинает заниматься духовной практикой, у него начинаются те или иные проблемы. Это напрямую взаимосвязано: чем больше он имеет, тем от большего ему приходится отрекаться, потому что он отдает большую часть своего времени духовной практике и, соответственно, это время он уже не может уделять своим близким, родным, работе, накоплению капитала и т.д. Я не считаю, что у меня было слишком много всего этого, и для меня это расставание происходило легко и безболезненно еще и потому, что у меня был огромный интерес к духовной практике, и он перевешивал для меня все. Более того, когда я попал в Непал, Индию, Тибет, я встретил прекрасных друзей, занимался любимым делом, и это приносило мне большое удовольствие.

 

А.М.: Итак, у нас в гостях лама Сонам Дордже, он же в миру - Олег Петрович Поздняков. Вы в своих лекциях рассказываете о многолетнем опыте ретрита (retreat можно перевести с английского языка как удаление от мира. Что это за практика, и как это выглядит для стороннего наблюдателя?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Вы правильно сказали, retreat действительно заимствовано из английского; на тибетском языке оно звучит как "цам" - "граница". Ретрит - это уединенное затворничество, в которое уходят буддийские практикующие для того, чтобы полностью посвятить себя духовной практике, в первую очередь практике медитации. Ламами становятся после того, как проходят традиционный ретрит, который длится три года и три месяца. В течение этого времени практикующему не позволяется ни с кем встречаться, за исключением своих учителей и одного или двух помощников, которые обеспечивают его всем необходимым. Он практически изолирован от общества, от всей поступающей информации, - там нет ни телевидения, ни радио, ни газет, ни Интернета, ни общения. И все это время (практически 24 часа в сутки) практикующий должен заниматься медитацией.

В христианстве есть аналоги: издревле христианские подвижники уходили в так называемые затворы; это было и в Киево-Печерском монастыре, и в России также.

А.М.: То помещение, в котором вы находились, что это: пещера, обычный дом? Какого рода удобства вас окружали?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: То место, где я практиковал, представляло собой небольшой домик, который находился на склоне горы, в очень удаленном месте. К слову, я сделал два ретрита; первый - чуть больше трех лет, второй - четыре года. Они находились в разных местах, но оба - в одинаково глухой местности. Раньше в Тибете (да и до сих пор) практикующие также уходили в пещеры, где занимались практикой ретрита. У меня были относительные удобства - электричество, вода, которые позволяли мне удобно жить; тем не менее, это было достаточно уединенное глухое место, в котором водились даже дикие звери.

 

А.М.: Это высоко в горах? Какой там климат: зимой холодно?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Непал, как вы знаете, - это страна, в которой присутствуют разные климатические зоны: есть низменности, есть высочайшие горы, включая самую высокую гору Эверест. Поэтому буддистские монастыри располагаются на разных высотах, а я практиковал удаление в основном в долине Катманду или на ее границе, на высоте 1000-1500 м.

 

А.М.: Чем питались?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Питание в ретрите свободное, но в буддизме поощряется вегетарианское.

 

А.М.: Еду приносили помощники, или Вам нужно было что-то делать для ее добывания?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Безусловно, помощники обеспечивали меня едой, поскольку из ретрита не разрешается выходить. Иногда они даже готовили, иногда я готовил еду сам.

 

А.М.: Ретрит подразумевает полный обет молчания?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Существуют ретриты в некоторых буддистских традициях, в которых люди молчат. Те ретриты, в которых находился я, подразумевают также чтение молитв, мантр, поэтому это нельзя назвать полным молчанием. Но, тем не менее, я ни с кем не общался, даже со своим помощником я общался посредством записок.

 

А.М.: Какие ощущения у человека, который находится вдали от своей Родины, в небольшом изолированном помещении высоко в горах, особенно в первое время? Были ли какие-то ощущения, близкие к страху, панике?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Я не могу назвать себя пугливым человеком, поэтому таких ощущений у меня не было. Было чувство одиночества, причем его нельзя назвать ностальгией; скорее – чувство человеческого одиночества, когда не с кем пообщаться вообще. Потом, где-то через год это чувство исчезло. Помимо этого мне было очень интересно то, чем я занимаюсь, т.е. это меня увлекало и отвлекало от чувства одиночества и тоски.

 

А.М.: У Вас были книги?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: У меня были только буддистские книги, касающиеся именно тех практик, которыми я занимался. Обычную литературу в ретрите не рекомендуют читать.

 

А.М.: Что это за тексты, какого рода содержание в них?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Это книги (на тибетском называются «печи»), которые содержат так называемые «сатханы» - методы достижения. Они представляют собой практики, в которых описывается визуализация различных божеств или Будд; описываются их детали, божественные дворцы, мантры (которые необходимо читать) и множество ритуалов. Также я читал литературу, связанную непосредственно со своими практиками; и это касалось глубинной буддистской философии.

 

А.М.: Сколько всего книг?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: В общей сложности у меня было 15-20 текстов.

 

А.М.: Вам приносили новые, или библиотека была изначально ограничена?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: И то и другое. Когда я уходил в ретрит, взял с собой десяток текстов, и потом мои учителя и близкие друзья передавали время от времени мне необходимые книги.

 

А.М.: Вы занимались специальными физическими упражнениями, которые известны нашим радиослушателям (йога, дыхательные практики)?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, я занимался такими как в первом, так и во втором ретрите. Занимался шестью йогами Наропы. Эти йоги у нас не так известны в России, поскольку они считаются тайными, они не публикуются. То, что известно нашим радиослушателям, - это обычная хатха-йога, которая содержит в себе статические и динамические асаны, которые иногда сочетаются с дыханием. Я занимался также и ими для поддержания своего здоровья.

 

А.М.: Что касается здоровья. Вы теряли или набирали в весе? Каковы Ваши ощущения с точки зрения наблюдения за организмом (физическая сторона)?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Единственное, что доставляло дискомфорт, - это долгое и постоянное сидение без движения. Из-за этого происходит застой в организме, и у меня время от времени появлялись различные несерьезные болезни внутренних органов. Тем не менее, я не набирал и не сбавлял вес; самочувствие было вполне хорошим.

 

А.М.: А прогулок по горам ретриты не предусматривают?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Нет, ретрит не предусматривает никаких прогулок. Практикующий находятся запертым, иногда даже замурованным в четырех стенах.

 

А.М.: Напомню, что у нас в гостях лама Сонам Дордже, в миру и в своей прошлой жизни - Олег Петрович Поздняков, наш соотечественник, который провел около 9-ти лет в уединенных затворнических условиях в Гималаях, Непале и Тибете. Могу сразу сказать, что вопросов у наших радиослушателей будет много. Назову адрес, по которому вы можете их отправлять; я их обязательно передам сегодняшнему гостю: 125040 Москва Радио России, передача «Неизвестная планета». Итак, по Вашим наблюдениям, что происходит с психикой, с мироощущениями человека, который осознанно затворяет себя в тысячах километров от своей родины? Какие мысли начинают приходить, и каким образом видится окружающая жизнь в период ретрита?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Поскольку в ретрите мы в основном занимаемся медитацией, то мы должны достигать тех целей, которые она ставит. В первую очередь медитация ставит целью достижение ясного спокойного ума, наделенного добротой и состраданием. Более того, медитация не подразумевает увеличение мыслей, а наоборот, стремится к тому, чтобы их количество уменьшить. И в лучшем случае трансформировать концептуальное сознание в недвойственную мудрость. Именно эти эффекты я наблюдал в своем уме, и я могу с уверенностью сказать, что мой ум стал гораздо спокойнее, яснее; в нем появилось много доброты и любви к окружающим. И мыслей стало тоже гораздо меньше.

 

А.М.: В некоторых книжках, которые написаны людьми, прошедшими одиночное тюремное заключение, содержатся страшноватые описания того, что человек начинает сходить с ума, что затворничество опасно для людей определенного склада характера. Вы уже сказали, что непугливы, но по ощущениям, может быть, что-то вспомните в качестве совета или рекомендации (по поводу того, какие мысли могут приходить в полном одиночестве)? Условно говоря, все читали книгу «Граф Монте-Кристо». Главный герой провел двадцать лет в одиночном заключении. Он мог иметь шанс по восхождению для достижения духовного просвещения?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Я думаю, нет. Дело в том, что тюрьма и ретрит – совершенно различные вещи. В тюрьму сажают насильно, а в ретрит уходят добровольно. В тюрьме человеку плохо оттого, что его туда посадили против воли. А в ретрит человек уходит для того, чтобы прояснять свой ум и делать его более совершенным. Я бы не стал рекомендовать всем радиослушателям уходить в ретрит. Более того, я даже не всем буддистам рекомендовал бы уходить в ретрит. Могу сказать, что небольшое затворничество, уединение (если это делается добровольно и с целью самосовершенствования) может принести большую пользу в том плане, что человек может обрести более глубинное душевное спокойствие.

 

А.М.: Правда ли, что люди, практикующие такие практики, имеют возможность достичь неких сверхспособностей? Более того, говорят, что в тибетские пещеры и в удаленные христианские монастыри люди удаляются для того, чтобы достичь неких сверхспособностей, которые могут проявляться и на физическом уровне.

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Безусловно, что реализованные Учителя, которые постигли абсолютную природу вещей, могут проявлять сверхъестественные способности. В буддистском пути мы стремимся к достижению полного просветления, к состоянию Будды. Это означает самое совершенное состояние, какое только возможно во Вселенной, это кульминация эволюционного развития. В таком состоянии возможно все. Когда мы описываем качества и характеристики полностью просветленного существа или Будды, то говорим о том, что он может все. Он может превращать миллион лет в одну секунду и наоборот. Он может превратить одну планету в одну песчинку, а одну песчинку в целую Галактику. Каждый из нас имеет полноценную возможность достичь такого просветленного состояния, потому что мы говорим, что каждое живое существо (не только человек, но и животное) обладает просветленным потенциалом, который потом раскрывается. Эти сверхъестественные способности, присущие просветленному существу, появляются на момент просветления от озарения, которое снисходит с небес. Они постепенно развиваются, если мы занимаемся правильно аутентичной практикой. Я встречал несколько лам, которые демонстрировали необычные сверхъестественные способности: они могли вызывать или прекращать дождь, задерживать дыхание на долгое время, читать мысли. Но мы не считаем достижение этих сверхъестественных способностей целью своей практики. Мы считаем целью своей практики достижение просветления, освобождение от страданий.

 

А.М.: При этом идея физического бессмертия каким образом трактуется в той традиции, которой Вы себя сейчас посвятили?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Мы всегда говорим о том, что тело смертно. И даже наш Учитель, который достиг полного просветления, решил продемонстрировать непостоянство этого мира, когда ушел из своего тела в 80 лет. Если вас интересуют такие истории, то были моменты, когда практикующие реализовывали так называемое радужное тело. Их физическое тело растворялось либо в радужном свете, либо исчезало вообще; а их ум продолжал существовать на тонком плане – на уровне тонких энергий. Были также случаи, когда практикующие в результате практики шаматхи (долгая и сосредоточенная концентрация) достигали такого состояния, когда их ум консервировался в теле, и тело не могло умереть, не могло разрушиться. С одной точки зрения их можно было бы назвать уже мертвыми, но с другой - их ум не покидал тело, и они были живыми. Я один раз сам видел ламу, который после смерти находился в позе медитации 17 дней, и его ум не покидал тело, несмотря на все физические признаки смерти. Это зафиксировали западные врачи, которые его обследовали. Более того, в буддистских странах можно встретить такие монастыри, где хранятся монахи, которые считаются давно ушедшими, но у них также не разлагается тело, поскольку (как мы считаем) в нем содержится ум. Например, в Таиланде в одном монастыре можно встретить монаха, который 30 лет после смерти сидит в позе медитации, а в Шри-Ланке - несколько сотен лет.

 

А.М.: Эти тела были мумифицированы?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Нет, они не были мумифицированы. Просто человек остается в позе медитации, и с его телом ничего не происходит.

 

А.М.: Сейчас в России и в Западном техногенном обществе большая тяга ко всему восточному. Ваши рекомендации: каким образом можно отличить жуликов и шарлатанов от истинных мастеров, которые часто приезжают в Москву и другие города России, путешествуют с лекциями по Нью-Йорку, Лондону, Парижу. Есть ли какие-то базовые отличительные черты?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Я могу с уверенностью сказать, что начинающему интересоваться духовными практиками Востока – это будет нелегко, потому что нужна квалификация и багаж знаний для того, чтобы различить настоящего мастера от доморощенного. Если вы увидите объявление и рекламу разного рода и семинаров в желтой прессе или на досках объявлений, то я бы посоветовал перепроверить данную информацию и полномочия данных учителей, и вообще кто они такие. Даже в известных магазинах духовной литературы в Москве и Санкт-Петербурге можно встретить немало объявлений такого рода, где преподают доморощенные учителя, которых никто не уполномочивал на это. Сейчас, в период распространения информации, возможно проследить историю и линию данного учителя. Каждый настоящий аутентичный учитель принадлежит какой-то линии, традиции или школы. Можно связаться с держателями этой линии или традиции и уточнить, обладает ли тот или иной Учитель полномочиями, необходимой квалификацией для того, чтобы учить других. Что же касается выяснения квалификации и грамотности данного Учителя, то для этого требуются специалисты. Новичку это будет не под силу.

 

А.М.: Россия – многоконфессиональная страна, преимущественно православная. Я знаю, что Вы имели отношение и к православной традиции. Сейчас, с высоты своего опыта: каким образом Ваш буддистский опыт соответствует изначальному христианскому опыту?

Лама Сонам ДОРДЖЕ: До того, как стать буддистом, я был христианином. Достаточно преданно и усердно я часто ходил в церковь и последние месяцы своего христианского периода часто молился Иисусу Христу для того, чтобы он направил меня на истинный путь. С этой точки зрения я ему благодарен за то, что он меня направил на буддистский путь. Я не вижу никаких принципиальных противоречий между буддизмом и христианством. Более того, я могу сказать, что буддизм доброжелательно относится ко всем религиям и ко всем духовным традициям, которые не проповедают зло. И те принципы, которые заложены в христианстве, в частности, любовь, сострадание, терпимость – они же присутствуют и в буддизме. Поэтому эти религии похожи. Сейчас, когда я вернулся в Россию, мне приходится часто посещать церковь. Я езжу с семинарами в различные города России и Украины, и организаторы семинаров считают нужным сводить меня в самые важные церкви и монастыри, которые находятся в городах.

 

А.М.: Спасибо большое. У нас в гостях был лама Сонам Дордже, в миру - Олег Петрович Поздняков, человек, который провел долгие годы в Непале, Тибете, Гималаях. Мы планируем еще раз его пригласить. Если у вас будут вопросы, то задавайте их через почту: 125040 Москва, Радио России, передача «Неизвестная планета», или через наш сайт в Интернете www.neplaneta.ru. Меня зовут Андрей Мартынов, до встречи через неделю.

Лама Сонам ДОРДЖЕ: Спасибо, всего доброго.

 

А.М.: Ну а теперь наша традиционная викторина, ее итоги будут подведены в январе 2006 г. Мы наградим авторов самых интересных ответов фильмами и книгами «Неизвестной планеты. Итак, пять вопросов.

Вопрос первый:

Знал ли Лев Николаевич Толстой электричество?

Вопрос второй:

Сколько Иерусалимов вы знаете? Иерусалим – это географическое название или понятие? Что было раньше?

Вопрос третий:

Откуда пошло выражение «хлеб-соль»? Каково происхождение и в чем смысл этого ритуала? Какие аналоги такой встречи дорогих гостей существуют в других традициях?

Вопрос четвертый:

В гербах каких государств присутствовали или присутствуют до сих пор серп и молот, их аналоги? Откуда взялась эта символика?

Вопрос пятый:

Предложите ваши версии возникновения «кругов на полях» - загадочных образований самой удивительной формы, которые часто наблюдаются в самых разных частях света.

 

 

Ответы ждем по адресу: 125040 Москва, Радио России, передача «Неизвестная планета», или через наш сайт в Интернете www.neplaneta.ru.

 

Ответы Ламы Олега

Август, 22, 2009 (01:50)

 

Предыстория

Лама Сонам Дордже (в миру Олег Петрович Поздняков, он же Лама Олег) – первый (и пока единственный) настоящий русский лама – практикующий йогин, прошедший полный курс теоретического и практического обучения тибетскому буддизму Ваджраяны в Непале, Индии и Тибете, проведший более семи лет в горных ретритах и получивший от Чоки Нима Ринпоче благословение распространять Дхарму в России и на Украине.

(Подробнее о нём можно почитать тут).

Адрес интернет-странички Ламы Олега на портале mail.ru год или больше назад сказала Жене giulia_rosa. Тогда же я обнаружил, что Лама Олег довольно активно отвечает на вопросы, задаваемые в пустоту Интернета пользователями мэйл-ру.

Спустя какое-то время мне пришла в голову идея собрать эти ответы вместе. Однако, когда я попытался это сделать, то с сожалением обнаружил, что Лама Олег (очевидно, не придавая своим словам особого значения и посчитав всю затею с ответами бесполезной) удалил свой «мир». С помощью поисковика мне удалось частично восстановить ответы на пять или шесть вопросов, но этого было всё же слишком мало...

Прошёл год, и вот неделю назад, блуждая по мэйл-ру в поисках видеороликов с московского сентябрьского ретрита, я вдруг случайно вновь наткнулся на страницу Ламы Олега и обнаружил, что он всё-таки восстановил свой «мир», и все ответы снова появились в Сети! Засим представляю их вашему вниманию. Ради удобства восприятия я разделил их на несколько групп, выбрал самые интересные (точнее, оставил почти все, включая дурацкие, ибо даже на них Лама Олег отвечает очень ясно и остроумно, не включив лишь ответы на показавшиеся скучными финансово-банковские вопросы) и исправил грамматические ошибки.:)

САРВА МАНГАЛАМ!

 

Часть первая. «Вопросы по сути»

 

– Почему людям всегда надо то, чего они не могут получить?

– Потому что они не знают, ЧТО им нужно на самом деле. Если бы знали, то когда получили бы ЭТО, то ничего другого уже не хотели.

А то, что они получают сейчас, им на самом деле не нужно, вот оно их и не удовлетворяет.

 

– Результат усилий часто оказывается противоположен желаемому. Почему?

– Ответ абстрактный: мы живём не в совершенном мире, иначе бы были давно счастливы и не прикладывали бы никаких усилий вообще.

Ответ конкретный: потому что мы в основном прикладываем усилия для того, чтобы получить собственную выгоду, а именно в этом кроется причина всех неудач и проблем. Если бы мы прикладывали усилия, чтобы помогать другим и приносить пользу окружающим, то результаты нас удовлетворяли гораздо больше. Такова природа вещей.

 

– Когда достигнутая цель не приносит ощущения счастья?

– Этот вопрос лучше начать со слова «почему?» – потому что движение к цели наполняет нашу жизнь смыслом больше, чем получение того, на что нацеливались, особенно если цель была чем-то материальным. Были философы, которые говорили «движение к цели – всё, а цель ничто». В этом смысле также прав юзер Ripuhara: если цель не связана с духовным миром, развитием или богом, то она не соприкасается с источником счастья. Но если разобраться в этом глубже, то абсолютная духовная цель недостижима, или, другими словами, достичь абсолютной цели духовного пути можно только не стремясь к ней.

 

– Человек, годами прилежно ведущий активный, насыщенный и даже здоровый образ жизни, вдруг обнаруживает, что счастья-то по-прежнему нет. Почему? Может не там искал?

– Один очень мудрый мастер сказал в 12 веке: «До тех пор, пока вы не раскроете внутреннее счастье в своём уме, все внешние «удовольствия» будут превращаться в страдание». Прошло почти 1000 лет, и ничего не изменилось. Люди по-прежнему ищут счастье во внешних удовольствиях и страдают.

 

– Как жить, когда кажется что всё очень плохо? Много работы, а здоровье ни к чёрту, практически негде жить и любимый далеко?

– Анекдот. Встречаются два друга. Один спрашивает другого: «Как дела?»

– Да ты знаешь, у меня сейчас чёрная полоса наступила: с работы уволили, здоровье ни к чёрту, жить негде и жена ушла.

– Да, сочувствую...

Встречаются через год.

– Ну как, прошла твоя чёрная полоса?

– Да ты знаешь, оказывается, та полоса была белая:-).

 

– Почему чем взрослей (и, казалось бы, умней) становишься, тем больше появляется дилемм и всё более сложных?

– Чем мудрее и взрослее мы становимся, тем больше испытаний и проверок нам даётся, чтобы эта мудрость стала ещё сильнее, чтобы у нас появилось больше сочувствия и понимания других и мы смогли помочь большему количеству людей.

Но если мы идём по правильному пути, то эти дилеммы не должны вызывать проблем и мучений – они просто как паззлы и головоломки, которые надо просто решить, чтобы идти дальше.

 

– Почему психологи чаще женщины, а священники – мужчины?

– Я вижу три коренных причины:

1) все основные религии зародились давно, и в то время общества, в которых они зародились, были патриархальны. Поскольку сан священника предполагал наличие определённой власти и влияния, а женщины вообще не могли претендовать на что-то большее, чем на роль домохозяйки, то все позиции духовенства заняли мужчины. С тех пор они сильно упрочнили свои позиции, в том числе при помощи ими же выдуманных теорий, что женщины не особо подходят на роли духовных ведущих (не подумайте, что я атеист: я сам священник:-).

2) Профессия психолога появилась, по большому счёту, в ХХ веке, а завоевала популярность примерно в те же годы, когда женщины начали чего-то добиваться в отношении равноправия с мужчинами, и просто-напросто мужчины не смогли составить им достойной конкуренции (конкуренция – мужское понятие:-).

3) У женщин гораздо более, чем у мужчин, развиты коммуникативные способности, что играет важнейшую роль и в психологии и особенно в психотерапии (это доказано наукой на основе работы мозга, в частности из-за более развитого тела, соединяющего два полушария).

 

– На сколько процентов ваша судьба находится в ваших руках?

– Чтобы узнать ответ на Ваш вопрос, Вам нужно изучить восточную теорию кармы. Она очень логичная и основывается на причинно-следственной связи. Говоря в общем, все наши решения обусловлены нашими предыдущими действиями и взаимодействиями, и даже когда нам кажется, что мы принимаем определённое решение или делаем выбор, он всё равно обусловлен какими-то обстоятельствами, которые обусловлены другими обстоятельствами, и т. д. То есть, с какой-то точки зрения может показаться, что у нас вообще нет свободы выбора. Но она есть. Точнее появляется, когда мы начинаем прикладывать осознанные усилия по очищению кармы. И чем больше своей кармы мы очищаем, тем меньше зависим от неё и предыдущих обстоятельств. Её возможно очистить полностью, и тогда Ваша судьба будет полностью в Ваших руках... Но на том этапе у Вас не останется судьбы в том смысле, в котором Вы её себе сейчас представляете:-).

 

– Что значит для вас счастье?

– Настоящее счастье – это когда устранены все причины страданий и проблем. Все остальные варианты «счастья» – это его иллюзия.

 

– Что для вас представляет счастье? Вы счастливы?

– Есть разные типы счастья:

1) счастье ребёнка (при этом он может быть и взрослым) - когда ему дарят игрушку и он радуется. He can NOT help that...

2) счастье выросшего ребёнка – когда он (она) обставляет себя любимыми игрушками (зверушками, машинками, друзьями, партнёрами, детьми) и радуется. He CAN help that... but... Но в любом из этих случаев его счастье мимолётно и преходяще, так как всегда заканчивается, когда игрушки ломаются, теряются, заболевают или надоедают. Поэтому такие варианты нельзя назвать истинным, абсолютным счастьем.

3) Абсолютное счастье – это состояние, в котором устранены все типы страдания и его причины. Тогда человеку не нужны ни игрушки, ни любимые штучки, друзья и партнёры, чтобы быть счастливым. В таком состоянии он способен любить ВСЕХ без исключения, а не выбирать тех, кто ему нравится, и окружать себя ими до тех пор, пока они ему не осточертеют. Он способен любить всех, потому что ему больше ничего не надо ДЛЯ СЕБЯ, у него больше нет проблем и страданий. In this state he can help OTHERS. Спросите, возможно ли такое состояние? Возможно.

 

– Что такое йога? Какие практики йоги Вы знаете? Какова истинная цель йоги?

– Судя по Вашим комментариям, Вы уже неплохо понимаете этот вопрос. Тем не менее, чтобы не складывалась однобокая картина, скажу, что бывают три основных раздела йоги: йога тела, йога речи и йога ума. Все три существуют как в буддийских, так и в индуистских традициях, но называются по-разному (названий могут быть десятки). Слово йога переводится как «объединение с реальностью» и, соответственно, цель йоги – дать возможность человеку раскрыть в себе просветлённый потенциал, объединившись с абсолютной реальностью на уровне тела, речи и ума.

 

– Всё, сейчас буду заниматься йогой! Подсказывайте, с чего там начинать?

– Начинать нужно с того, что найти квалифицированного учителя. А так можно и связки порвать, и позвонковую грыжу заработать.

 

– Как обрести душевное равновесие? Как понять то, что нас тревожит?

– Помедитируй. Взгляни в свой ум, внутрь себя, и если ничего не найдёшь, оставь всё как есть, не пытаясь найти что-либо другое. Тревога исчезнет автоматически. Гарантирую.

 

– Медитируете ли вы? Если да, то как часто и помогает ли это вам снять стресс?

– Именно медитация и есть самое эффективное средство для снятия стрессов, депрессий, эмоциональных расстройств. Доказано научными экспериментами, которые проводились и проводятся в самых передовых институтах нейробиологии Америки такими грандами, как Хумберто Матурана (нобелевский лауреат), Франциско Варелла (нобелевский номинат), Ричард Дэвидсон (самый именитый нейробиолог в США), и прочими. Но есть одно «НО»: основной целью медитации не является снятие стресса.

Да, медитирую, ежедневно, ежечасно.

 

– Какая медитация лучше прочищает каналы?

– Каналы бывают грубые и тонкие, и не обязательно все каналы прочищать. Из правого канала лучше энергию выводить в центральный, из левого можно, но не обязательно. Центральный канал прочищать не нужно, да его и не прочистишь. Самые тонкие каналы вообще не имеют ничего общего с прочисткой. Для каждого действия, естественно, есть свои практики. Но не искать же их на этом сайте!

 

– Медитация для новичков. Чем может быть чревато самостоятельная медитация для неопытного в этом человека? Поделитесь опытом. Наставников нет, хочу начать с техники медитации по книгам.

– Вышеприведённых ответов достаточно, чтобы понять, что нужно найти опытного наставника. Если вы живёте в Москве или Питере, то у вас больше шансов это сделать. Если где-то в регионе, то у вас будет немного шансов даже найти аутентичную литературу по медитации. Если для вас это насущная тема, то могу посоветовать и наставников, и литературу.

 

– Состояние нирваны. Как часто вы в нем прибываете?

– Нирвана дословно переводится как «выход за пределы скорби». Это означает выход за пределы обусловленного существования, где нас терзают различные формы и виды страданий. Возможно только для человека (или существа), постигшего абсолютную истину, или Абсолют. Любой, кто претендует на «пребывание» в нирване, должен утверждать, что постиг абсолют, либо он (она) просто не знает смысла термина. Транс, экстаз и прочие блаженные состояния нирваной не являются.

 

– А в монастыре интересно?

– Если человека привёл туда зов души и он(а) видит в этом своё предназначение, то интересно будет в любом монастыре, даже в самом глухом и безлюдном. А если от проблем убежать, то скоро наскучит. Но по опыту могу сказать, что в буддийских монастырях гораздо интереснее и веселее, чем в христианских.

 

– Как стать буддийским монахом дома? После работы, учебы. Как питаться и как относится к жизни – создать свой монастырь?

– Для того чтобы стать буддийским монахом, нужно в первую очередь принять монашеские обеты, их бывает три разновидности: для начинающих, продвинутых и готовых отречься от всей мирской жизни. Поначалу лучше взять 5 обетов начинающего мирянина: не убивать, не воровать, не лгать, не вести распущенную половую жизнь и не употреблять одурманивающие вещества. Если с этим справитесь, то возьмите более продвинутые обеты. Обеты берутся у наставника, уполномоченного буддийского монаха как минимум.

 

– Интуиция у людей существует с рождения или появляется только в процессе накопления опыта?

– Интуицию не зря называют шестым чувством. Она есть у всех с рождения, и зачастую дети способны принимать правильное решение в той сфере, что им понятна, быстрее и без подсказок. На протяжении жизни мы наоборот забиваем это чувство всяким интеллектуальным хламом под названием «образование, опыт, знания» и пр. Но это не значит, что её нельзя развивать и раскрывать в себе. Просто надо знать как. А так, она присутствует в достаточной степени у всех, кто способен прислушиваться к внутреннему голосу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: