Цель – усвоить специфику и своеобразие русской философской мысли
Задания:
1. Спор славянофилов и западников о путях и судьбах России
2. Философия Всеединства В. Соловьёва
3. Философия русского зарубежья
4. Основные идеи Флоренского
Ход занятия. Занятия проходят в форме коллективного обсуждения, опираясь на знания, которые получены в результате домашней подготовки. Для того чтобы подготовиться к занятиям необходимо выполнить следующие рекомендации: усвоить основные понятия, для этого необходимо, приведённые понятия выписать из словаря; ответить на вопросы по самоконтролю, опираясь на учебную литературу.
Основные понятия: Богопознание, Богочеловечество, Всеединство, евразийство, западники, искупление, мессионизм, русская идея, славянофилы, соборность, София, свобода человека.
Вопросы для самоконтроля:
1. Приведите периодизацию русской философии
2. Объясните смысл понятия «соборность»
3. Что такое «негосударственность русского народа» в философии славянофилов?
4. Каково соотношение славянофильской социальной доктрины и теории официальной народности?
5. Назовите христианские идеалы, нашедшие своё отражение в русской религиозной философии
6. Что такое западный путь развития для России?
7. В чём истоки русского коммунизма?
8. Что означает термин «всеединство» в философии В.Соловьёва?
9. Что заложено в основу мира согласно взглядам Н.Бердяева?
10. В чём причина русского коммунизма, согласно взглядам Н.Бердяева?
11. Что такое «всемирная церковь» в философии В.Соловьёва?
Практическое задание № 6.
Бытие и материя
Цель - усвоение основных онтологических категорий
Задания:
1. Предмет онтологии. Категория бытия в истории философии. Бытие и сущее, бытие и небытие Бытие и материя. Бытие природы и бытие человека и общества. Идеальное и материальное, духовное и телесное бытие. Проблема единства бытия. Бытие и небытие. Соотношение бытия и сущего, бытия и существования.
2. Понятие субстанции. Монизм и его разновидности – материализм, объективный идеализм, субъективный идеализм. Дуализм.
3. Пространство и время как философские категории, их основные характеристики.
4. Материя и движение. Движение и покой. Проблема причинности: детерминизм и индетерминизм. Виды детерминации. Соотношение понятий «бытие», «материя», «реальность», вселенная», «природа» в современном материализме.
5. Проблема бытия в свете современных научных теорий. Современные научные представления о происхождении Вселенной.
Ход занятия. Занятия проходят в форме коллективного обсуждения, опираясь на знания, которые получены в результате домашней подготовки. Для того чтобы подготовиться к занятиям необходимо выполнить следующие рекомендации: усвоить основные понятия, для этого необходимо, приведённые понятия выписать из словаря; ответить на вопросы по самоконтролю, опираясь на учебную литературу.
Основные понятия: онтология, бытие, небытие, ничто, абсолют, субстанция, сущее, существование, природа, универсум, материя, монизм, плюрализм, дуализм, реальность, детерминизм, индетерминизм, ничто, пустота, движение, взаимодействие, пространство, время, космология, бесконечность, ноосфера, причина, следствие, случайность, необходимость, категория, понятие, закон, принцип, качество, количество, мера, тождество, противоречие, метафизика.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое онтология? Как связана онтология с другими разделами философии?
2. Что общего и чем отличаются понятия «бытие», «природа», «объективный мир», «мир субъекта», «космос», «Вселенная»?
3. Каков философский смысл категории бытия, какие существуют подходы в её понимании и как соотносятся понятия «бытие» и «субстанция»?
4. Каковы основные формы бытия и в чём проявляется их взаимосвязь?
5. В чём заключается специфика субъективной реальности?
6. В чём сущность общественного и индивидуального бытия?
7. В чём особенность философского определения материи и каково место категории «материя» в истории философии?
8. В начале ХХ века В.И. Ленин дал следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Можно ли сказать, что это определение устарело?
9. В чём заключается различие философского и естественнонаучного понимания материи?
10. Что такое движение, как оно связано с покоем и какое явление абсолютно – «движение» или «покой»?
11. Каковы основные формы движения материи и чем отличается классификация форм движения материи, предложенная Ф. Энгельсом, и современная?
12. Может ли существовать материя без движения и движение без материи?
13. Почему более сложные формы движения материи нельзя свести к более простым и как называется это сведение?
14. В чем заключается суть субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени?
15. В чём состоит единство мира?
Практическое задание № 7.