Проблема происхождения и сущности человека




Цель – закрепление знаний, полученных на лекциях, а также дополнение их.

Задания:

1. Природа и сущность человека как предмет философской антропологии. Человек как единство телесного, социокультурного и духовного. Проблема антропогенеза.

2. Основные философско-антропологические концепции. Фрейдизм и неофрейдизм о психике человека и соотношении в нем сознательного и бессознательного. К.Г. Юнг о «коллективном бессознательном» в культуре и человеке. Идеи Э. Фромма об анатомии человеческой деструктивности и путях преодоления агрессии. Психофизическая проблема.

3. Сущность и функции сознания. Психика и сознание. Сознание и бессознательное. Человек как деятельное существо. Биологическое и социальное в человеке. Человек как личность. Социализация человека. Проблемы смерти и бессмертия, свободы и необходимости, счастья и страдания, творчества, созидания и разрушения.

Ход занятия. Занятия проходят в форме коллективного обсуждения, опираясь на знания, которые получены в результате домашней подготовки. Для того чтобы подготовиться к занятиям необходимо выполнить следующие рекомендации: усвоить основные понятия, для этого необходимо, приведённые понятия выписать из словаря; ответить на вопросы по самоконтролю, опираясь на учебную литературу.

Основные понятия: тройственная природа человека, родовая сущность человека, видовая сущность человека,, филогенез и онтогенез человека, человек как целостность, гендерная идентичность, проблема любви, проблема смысла жизни, сознание и мировоззрение, бессознательное, коллективное бессознательное, архетип, индивид, личность, индивидуальность, свобода личности, культурная антропология.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему тема о человеке является центральной философской проблемой?

2. Кто из философов античности впервые уделил особое внимание осмыслению проблемы человека?

3. Как менялись представления о сущности человека в истории философии?

4. Почему проблема антропосоциогенеза – это философская проблема?

5. Чем отличается философский подход к рассмотрению человека от естественнонаучного?

6. Каков смысл понятий «дух», «душа», «тело»?

7. Какова диалектика природного и общественного в человеке?

8. Что такое личность с философской точки зрения? В чём ценность её свободы?

9. Как соотносятся понятия «природа человека» и «сущность человека»?

10. В чём видят смысл жизни различные философские направления?

11. Каковы подходы к проблеме смерти в философии?

12. Как решалась проблема свободы личности в различные исторические эпохи и в различных концепциях?

13. Каков подход к вопросу об исторической необходимости и свободе воли в фатализме, волюнтаризме, материалистическом детерминизме?

14. Какое определение можно дать любви? Является ли любовь способом преодоления экзистенциального одиночества?

15. В чём заключается сущность творчества? Как соотносятся индивидуальное и коллективное творчество?

16. Каковы были представления о совершенном человеке в различных культурах?

 

Практическое задание № 9.

Социальная философия (интерактивный семинар)

Цель занятия- показать единство природы и общества, выявить специфику общества как целостной саморазвивающейся системы, а также проанализировать основные подходы к всемирной истории, остановившись на проблеме критериев общественного развития

Задания:

1. Социальная философия как неотъемлемая часть философского знания. Объект и предмет социальной философии. Основные функции социальной философии. Социальная философия как методология общественных наук.

2. Природа и общество как формы бытия, их единство и взаимодействие.

3. Общество как целостная и саморазвивающаяся система.

4. Общество как исторический процесс. Формационный и цивилизационный подходы к всемирной истории, их соотношение. Проблема критерия общественного прогресса.

Ход занятия. Занятия проходят в интерактивной форме, опираясь на знания, которые получены в результате домашней подготовки. Занятие проходит в виде диспута, где приводятся различные точки зрения, и сторонники той или иной защищают её. Студентам выдаются кейс-задания, над которыми они работают, затем данные задания обсуждаются, оцениваются преподавателем.

Примерные кейс-задания.

Кейс-задание 1

«Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» (К.Маркс)

1. Какая принципиально новая исследовательская установка на изучение общества сформулирована Марксом?

2. Почему общество нельзя определить как простую совокупность индивидов?

3. Чем отличается общество от толпы?

4. Какие связи и отношения между людьми изучаются в социальной философии?

Кейс-задание 2

Для какой стадии развития общества справедливы следующие характеристики: «Создание экономики услуг, доминирование слоя научно-технических специалистов, центральная роль теоретического знания как источника нововведений и политических решений в обществе, возможность самоподдерживающегося технологического роста, создание «интеллектуальной техники»

1. Назовите имя мыслителя, у которого наиболее ярко выражена данная точка зрения

2. Что понимает Тоффлер под «третьей технологической волной»?

3. В вопросе о взаимодействии природы и общества наметились три подхода - натуралистический, идеократический, реляционный, дайте характеристику каждого из них и определите своё предпочтение.

Для того чтобы подготовиться к занятиям необходимо выполнить следующие рекомендации: усвоить основные понятия, для этого необходимо, приведённые понятия выписать из словаря; ответить на вопросы по самоконтролю, опираясь на учебную литературу.

Основные понятия: общество, общность, гражданское общество, общественные отношения, социальные институты, основные сферы общественной жизни, труд, производительные силы, производственные отношения, политика, государство, власть, формы правления формы государственного устройства, политический режим, род, народность, нация, классы, страты, общественное сознание, менталитет, материальная культура, духовная культура, массовая культура, массовое сознание, общественное мнение, идеология, информационное общество, формы общественного сознания, природа, биосфера, ноосфера.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое социальная философия? Каков её предмет?

2. Как соотносится социальная философия с общественными науками?

3. Что такое общество? Как понимали общество на разных этапах развития социально-философского знания?

4. Что такое система и каковы её основные признаки? Что представляет собой общество с позиции системного подхода?

5. Каковы основные сферы общественной жизни?

6. Каковы закономерности функционирования и развития духовной жизни общества?

7. Чем отличается понятие «класс» от понятия «страта»?

8. Что такое государство и какие известны формы государственно устройства?

9. Каковы основные характеристики доиндустриального, индустриального, постиндустриального, информационного обществ?

10. Каковы основные принципы географического детерминизма?

11. В чем состоит сущность единства истории природы и общества? Что такое неочеловеченная и очеловеченная природа?

12. Каковы основные этапы взаимодействия общества и природы?

13. Что такое ноосфера? Кто из отечественных и зарубежных мыслителей, занимался и занимается разработкой концепции ноосферы?

14. Каковы основные естественные и социальные потребности людей? Можно ли удовлетворить все без исключения потребности человека?

15. Какие существовали субъекты истории. Как на этот вопрос отвечали различные философы?

16. Какую роль в общественных изменениях играют классы? Этносы? Массы? Когда субъектом истории становится личность?

17. Что является предметом философии истории? Кто считается её основоположником?

18. В чем видели проявление исторической закономерности Д. Вико и И. Гердер?

19. Что понимал под «хитростью исторического разума» Г. Гегель?

20. С какими положениями органицизма, социального дарвинизма, социальной географии и механицизма можно согласиться, а какие необходимо подвергнуть критике?

21. Какие известны основные подходы к определению структуры истории?

22. Какой критерий необходимо положить в основу периодизации истории?

23. В чем сходство и в чем различие этих периодизации К. Маркса и периодизаций У. Ростоу, Р. Арона и Д. Белла?

24. Каковы достоинства и в чём недостатки теории цикличности культур?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: