Основные направления современной западной философии




(интерактивный семинар)

Цель – опираясь на лекции и учебную литературу уловить специфику предложенных направлений современной философии, выявить сциентические и антисциентические тенденции в современной философии

Задания:

1. «Философия жизни» как новое направление в философии ХIХ века. Предшественники «философии жизни» А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Мир как воля и представление. Основные черты философии Ф. Ницше. В. Дильтей о «жизненном духе». Идеи «жизненного порыва» и творческой эволюции в философии А. Бергсона.

2. Философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи), основные идеи.

3. Позитивизм и его эволюция (эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм), основные идеи и представители.

4. Экзистенциализм: религиозное и атеистическое направления. Идеи обезличенности, одиночества и отчуждения человека. Проблема свободы в творчестве Ж.-П. Сартра, А. Камю. Гуманистические черты в экзистенциализме.

5. Герменевтика и ее основные представители в ХХ веке: М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр. Смысл и понимание. Интерпретация смыслов и анализ понятий. Отношение к тексту как целому. Культура и герменевтика.

6. Структурализм и постструктурализм в гуманитарном познании. К. Леви- Стросс о принципах структурной антропологии. Структура, знак и игра согласно идеям Ж. Дерриды. Постмодернизм как явление культуры и мышления. Решение проблемы соотношения единого и множественного в постмодернизме и классической философии. Понятия красоты и смысла. Понимание свободы творчества в постмодернизме.

Ход занятия. Занятия проходят в интерактивной форме, опираясь на знания, которые получены в результате домашней подготовки. Для того чтобы подготовиться к занятиям необходимо выполнить следующие рекомендации: усвоить основные понятия, для этого необходимо, приведённые понятия выписать из словаря; ответить на вопросы по самоконтролю, опираясь на учебную литературу. Студентам выдаются кейс-задания, над которыми они работают, во второй половине семинарского занятия происходит их защита с вопросами комментариями и замечаниями.

Кейс-задание 1

«Границы моего языка есть границы моего мира» (Л.Витгенштейн)

1. Проанализируйте это высказывание

2. Какое решение традиционных философских проблем предлагается в нём?

3. На каком основании философ отождествляет мир человека с возможностями его языка?

4. Кто ещё из представителей неклассической философии обращался к проблеме языка?

Кейс-задание 2

Соотнести следующие характерные для неклассических учений термины с именами философов или названием школ и направлений, в которых концептуализировались соответствующие идеи.

Термин Название школы Представители
Интуиция Воля к власти Общественно-экономическая формация Бессознательное Воля Положительная наука Феномен Присутствие(Dasein) Структура Языковые игры Негативная диалектика    

Основные понятия: иррационализм, страх, отчаяние, воля, представление, философия жизни, воля к власти, вечное возвращение, жизнь, сверхчеловек, нигилизм, переоценка ценностей, творческая эволюция, феномен, языковая картина мира, экзистенция, экзистенциализм, сущее и существование, отчуждение человека, логический позитивизм, неопозитивизм, аналитическая философия, лингвистическая философия, структурализм, парадигма, верификация, фальсификация, «концептуальный каркас», критический реализм свобода личности, свобода и выбор, герменевтика, структурализм, структура, система, символ, знак и значение, культурология, модернизм, постмодернизм.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём причина заметного поворота современной философской мысли Запада к иррационализму, мистике, антисциентизму?

2. Что представляет собою «первый позитивизм»?

3. Какие идеи классического позитивизма развивает «второй позитивизм» – эмпириокритицизм?

4. Какие идеи классического позитивизма развивает «третий позитивизм» – неопозитивизм?

5. В чём отличие позитивизма и неопозитивизма в понимании роли философии?

6. Что представляет собой принцип верификации?

7. Какие проблемы характерны для постпозитивизма?

8. В чём сущность принципа фальсификации и почему он был введён?

9. Каков смысл понятий «воля» и «представление» в учении А. Шопенгауэра?

10. За что представители «философия жизни» критиковала классическую философию?

11. Какие новые методы философского исследования предлагают представители «философии жизни»?

12. Как понимать тезис Ф. Ницше «Бог умер»?

13. В чём смысл идеи сверхчеловека в философии Ф. Ницше?

14. Какое значение имеет философия Ф. Ницше для последующего развития философской мысли?

15. Каковы основные идеи прагматизма?

16. В чём особенность интенциональной теории сознания Э. Гуссерля?

17. В чём сущность экзистенциализма? Кого и на каком основании мы относим философов к этому направлению?

18. В чём сходство и различие религиозного и атеистического экзистенциализма?

19. В чем особенность понимания человека в экзистенциальной философии?

20. Какие проблемы изучает герменевтика? Кто из философов внёс заметный вклад в развитие герменевтики и в чём он заключается?

21. В чём сущность психоанализа З. Фрейда и каково его влияние на мировую философию?

22. Что представляет собою неотомизм и каковы его разновидности?

23. Что такое философский структурализм?

24. В чём сущность постмодернизма и как он относится к классическому рационализму?

 

Практическое задание № 5.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: