Составление логических схем




 

Удобным способом представления логических выражений являются схемы: переключательные, логические и др.

 

Задача 1. Составить переключательную схему, соответствующую логическому выражению А × В + С × В.

 

Переключательная схема включает в себя элементы параллельного и последовательного соединений. Параллельное соединение соответствует операции ИЛИ, а последовательное ­– операции И.

 

Задача 2. Составить по данной схеме логическое выражение и упростить его.

 
 
 
 

 

 


Составим логическое выражение: (А + В)×(В + С × А).

Упростим его: (А + В)×(В + С × А) º А × В + А × С × А + В × В + В × С × А º А × В + 0 + + 0 + В × С × А º А × В + В × С × А.

 

Задача 3. Составить логическое выражение F по данной схеме.

 
 

 

 


В данной логической схеме логические операции И, ИЛИ, НЕ представлены соответствующими обозначениями. Логическое выражение будет следующим:

F = А × В × (В + С).

 

Задача 4. Вычислить значение F, если А =истина, В =ложь.

 
 

 

 


 

 

Подставим на схеме значения логических переменных А и В, обозначив 1 – истина, 0 – ложь, и вычислим значение F.

 

 

 


Задача 5. Составить логическую схему по данному логическому выражению: F = А + В ×(С + А).

 
 

 


Задача 6. По данной комбинационной схеме устройства составить логическое выражение F.

 
 

 


В данной схеме использованы следующие обозначения: & – конъюнкция, 1 – дизъюнкция, º – эквивалентность, М2 – сложение по модулю 2, – отрицание.

 

F = (А × B º B) × (A Å A + B).

 

Логические задачи

При решении логических задач вначале обозначают простые высказывания как логические переменные латинскими буквами, затем составляют логические выражения и упрощают их с помощью формул преобразования логических выражений (см. выше).

 

Задача 1. Кто из учеников А, В, С и D играет, а кто не играет в шахматы, если известно следующее:

а) если А или В играет, то С не играет;

б) если В не играет, то играют С и D;

в) С играет.

 

Решение. Определим следующие простые высказывания:

А – «Ученик А играет в шахматы»;

В – «Ученик В играет в шахматы»;

С – «Ученик С играет в шахматы»;

D – «Ученик D играет в шахматы».

Запишем сложные высказывания, выражающие известные факты:

а) ;

б) ;

с) С.

Запишем произведение указанных сложных высказываний:

.

Упростим эту формулу:

Ответ. В шахматы играют ученики C и D, а ученики A и B – не играют.

 

Задача 2. Один из трех братьев поставил на скатерть кляксу. На вопрос “Кто это сделал?” получены такие ответы:

1. Алеша: “Витя не ставил кляксу. Это сделал Боря.”

2. Боря: “Это Витя поставил кляксу. Алеша не пачкал скатерть.”

3. Витя: “Боря не мог этого сделать. Я сегодня не готовил уроки.”

Оказалось, что двое мальчиков в каждом из двух своих заявлений сказали правду, а один оба раза сказал неправду. Кто поставил кляксу?

 

Введем обозначения:

А – «Алеша поставил кляксу»;

В – «Боря поставил кляксу»;

V – «Витя поставил кляксу».

Запишем теперь суждения мальчиков формулами:

1. V × B.

2. V × A.

По словам Вити, он не делал сегодня уроки, но это не означает, что он не мог поставить кляксу. Поэтому

3. B × (V + V), т.е. В.

По условию задачи, две формулы истинны, а одна ложна. Следовательно, получим

           
     


F =(V × B)×(V × AB +(V × B)×(V × AB +(V × B)×(V × AB.

 

Преобразуем данное логическое выражение:

 
 


F = V×B×V×A×B + V×B×V×A×B + V×B×V×A×B = 0 + 0 + (V +B)×V×A×B =

= (V+B)×V×A×B = V×V×A×B + B×V×A×B = V×A×B + V×A×B = V×A×B.

 

Таким образом, кляксу поставил Витя.

 

Лабораторная работа № 3

 

1. Определить количество строк в таблице истинности для логической функции , в которых значение функции F совпадает со значением переменной А.

2. Определить количество нулей в столбце F таблицы истинности для логической функции .

3. Определить количество нулей в столбце истинности для логической функции .

4. Определить истинность формулы .

5. Определить истинность формулы .

6. Определить истинность формулы .

7. Упростить логическую формулу и определить её истинность .

8. Определить значение формулы .

9. Определить значение формулы .

10. Упростить логическое выражение (В º С) ® (В ® А).

11. Составить по данной схеме логическое выражение и упростить его.

 
 

 


12. Составить по данной схеме логическое выражение и вычислить его значение при А =истина, В =истина, С =ложь.

 
 

 


13. Построить логическую схему по логическому выражению.

F = D ×(A ×(B + C)+ B × C).

14. По данной комбинационной схеме устройства составить логическое выражение F и упростить его.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: