Тема 1. Механизм ценообразования в рыночной экономике
Вопросы:
1. Эволюция теории ценообразования.
2. Сущность и функции цены.
3. Принципы ценообразования и ценообразующие факторы.
4. Субъекты ценообразования.
Вопрос 1. Эволюция теории ценообразования.
Первые упоминания о ценах содержатся еще в древних законах, которые создавались более 2000 лет до н.э. В законах царя Хаммурапи (Вавилонское царство) оговаривались условия и размер платы по найму и аренде, устанавливалась плата за различные бытовые и коммунальные услуги. В Римской империи длительное время издавались законы, по которым устанавливались цены на хлеб.
В историческом плане сущность цены рассматривается исходя из двух диаметрально противоположных концепций. Первая представлена теорией трудовой стоимости, которая была разработана представителями английской классической политэкономии: Вильямом Пети, Адамом Смитом и Давидом Риккардо.
В.Петти, который разработал основы теории трудовой стоимости, различал политическую и естественную цену. Политическая цена рассматривалась как рыночная цена, определяемая соотношением спрос аи предложения. Естественная цена, по мнению В.Петти, определялась количеством металлических денег и соответственно затратами труда на производство единицы денежного материала (серебра).
Наиболее полно теория трудовой стоимости была разработана в конце ХIХ в. К.Марксом. Суть ее сводится к тому, что цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости. В свою очередь, стоимость – это воплощенный и овеществленный в товаре общественный труд. Поэтому цена, являясь денежной формой стоимости, отражает общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ). При этом ОНЗТ рассматриваются, с одной стороны, как совокупные затраты на производство всей массы продукции данного вида, а с другой – как определенная величина затрат труда на единицу конкретной потребительной стоимости. Общественно необходимые затраты труда на производство продукции данного вида представляют такие затраты, которые осуществляются для удовлетворения общественной потребности в этой продукции, затраты которые требуются для изготовления товара при общественно нормальных условиях производства и при среднем уровне мастерства и интенсивности труда в данном обществе. Труд, затраченный на производство какой-либо продукции сверх общественной потребности в ней (продукция не реализована), не учитывается при определении совокупных общественно необходимых затрат. Этот труд затрачен напрасно. Таким образом, основой цены в теории К.Марска объективно выступают затраты, определяемые общественной потребностью или совокупным спросом.
|
Согласно другой концепции, воплощенной в западной экономической теории («экономикс»), цена товара зависит не от затрат производителя, а от полезности товара и оценки его покупателем на рынке. Так, сторонники неоклассического направления утверждают, что рыночная экономика функционирует наилучшим образом, если предоставить каждому из ее субъектов максимальную экономическую свободу. Поэтому свободное движение цен, их либерализация соответствует принципам рыночной экономики. Представители австрийской школы считали, что цена не имеет никакой объективной основы, и поэтому трудовую теорию стоимости полностью отрицали. Они утверждали, что цена определяется не затратами труда на производство товара, а субъективными представлениями о полезности блага, которые оценивает потребитель с точки зрения конечного результата потребления этого товара.
|
Известный автор теории рыночного ценообразования Альфред Маршалл объяснял природу рыночных цен, опираясь на сочетание теории издержек производства и положений теории предельной полезности. Он считал, что цена, которую согласен уплатить потребитель, определяется степенью полезности товара. Цена же, которую назначает производитель, не может быть ниже издержек производства. Поэтому цена – это компромиссное соглашение, которое достигается между продавцами и покупателями на рынке. Рыночная цена – эта та максимальная цена, по которой производитель согласен продать свой товар, исходя из уровня издержек на его производство, а покупатель – приобрести исходя из полезности этого товара.
Далее Джон Мейанрд Кейнс показал, что в развитой рыночной экономике цены уже не в состоянии выполнять свою классическую функцию всеобщего регулятора. Он отверг вывод классической модели о свободном ценообразовании как главном рыночном инструменте достижения рыночного равновесия по причине:
- негибкости цен в условиях монополизации экономики;
- преобладания долгосрочных контрактов между поставщиками и потребителями, которые затрудняют оперативное реагирование цен в связи с изменением рыночной конъюнктуры.
Возникла теория государственного регулирования экономики и, в частности, цен.
На усиление общественного контроля над экономикой обратил внимание Вальтер Ойкен, предложивший модель социального рыночного хозяйства (свобода, но в рамках закона), которая была воплощена на практике в Германии. В основе этой теории лежат:
- свобода конкуренции, которая является главным фактором обеспечения эффективности рыночной системы;
- свободные цены как регулятор в условиях конкуренции выступают как сигнал уровня ограниченности ресурсов и рычаг их перераспределения между отраслями производства;
- государственное регулирование экономики.