Карманные деньги школьника: «за» и «против»




ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение  
II. Основная часть 4-8
  2.1.Деньги и их функции. 4-5
  2.2. Карманные деньги школьника: «за» и «против». 5-7
  2.3. Обучение школьников рациональному распоряжению карманными деньгами. 7-8
III. Практическая часть 9-14
  3.1. Особенности управления личными деньгами младших школьников. 9-12
  3.2. Рекомендации младшему школьнику по разумному использованию карманных денег. 13-14
IV. Заключение  
V. Список используемых источников и литературы  
VI. Приложения 17-21
  Приложение №1 Компьютерная презентация  
  Приложение №2 Планирование личного бюджета  
  Приложение № 3 Анкета «Карманные деньги» 18-19
  Приложение №4 Рекомендации младшему школьнику по разумному использованию карманных денег  
  Приложение №5 Буклет «Рекомендации школьнику. Как тратить карманные деньги»  

 

 

I. Введение

В нашем классе у многих ребят имеются карманные деньги. После школы многие озадачены тем, как их потратить. У меня создалось впечатление, что тратят они свой капитал совершенно бездумно, на различные мелочи и без остатка. Я считаю, что проблема рационального расходования карманных денег школьниками является актуальной. С простых действий и привычек начинается путь к успеху. От того, насколько грамотно человек тратит денежные средства, во многом зависит, сможет ли он достичь поставленных целей в жизни. Это и определило тему моей работы.

Цель работы: мы хотим выяснить какую роль играют карманные деньги в развитии финансовой грамотности у подросткового поколения.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Найти и изучить материал по теме исследования.

2. Провести социологический опрос учащихся в классе с целью наличия и траты карманных денег.

3. Разработать рекомендации для школьников по разумному использованию карманных денег.

Объект исследования: карманные деньги.

Предмет исследования: процесс использования карманных денег школьниками.

Методы исследования: изучение литературных источников, газет, статей в сети интернет, анкетирование, обобщение и анализ.

Гипотеза: карманные деньги являются основой финансовой грамотности, мои сверстники нерационально используют полученные от родителей средства.

II. Основная часть

Деньги и их функции

В толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой мы нашли следующее определение понятия «деньги» - металлические монеты и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости товаров и средством платежа. [5] В учебнике по обществознанию для 7 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова дается следующее определение термину «деньги» - особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. [4] Деньги играют важную роль в жизни общества.

Принято выделять пять важнейших функций денег: мера стоимости, средство платежа, средство обращения, средство накопления, мировые деньги.

В функции мера стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходиться решать, сколько их нужно иметь, чтобы купить какой-либо товар.

Деньги как средство платежапришли на смену бартеру. В отличие от меры стоимости тут деньги должны присутствовать реально, их нужно передавать из рук в руки. В роли посредника при обмене деньги выступают мимолетно, поэтому иногда бумажные деньги заменяю кредитными.

Как средство платежа деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и т.д.

С давних времен деньги способны выступать в роли сокровищ – так появляется функция средство накопления. Хранить деньги можно где угодно: в банке, дома. Выбор за владельцем денег. Деньги как средство накопления позволяют осуществить различные планы.

Деньги как всеобщее платежное средство существуют и в международных связях. Это мировые деньги. С их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам. В прошлом мировые деньги выступали в виде золотых монет и слитков.

Таким образом, деньги играют важную роль в нашей жизни. Без них очень трудно прожить, зато при их наличии многое становится доступным. Принято выделять пять важнейших функций денег: мера стоимости, средство платежа, средство обращения, средство накопления, мировые деньги. Деньги как средство накопления позволяют осуществить различные планы, достичь поставленных целей в жизни.

Карманные деньги школьника: «за» и «против»

Существует несколько определений понятия «карманные деньги». В нашей работе, мы рассматриваем что, это определенная сумма, выдаваемая родителями ребенку на мелкие расходы.

Мнения специалистов по вопросу выдачи карманных денег школьникам расходятся. Одни убеждены в том, что выдавать наличные детям необходимо, другие придерживаются противоположной точки зрения.

Противники карманных денег уверены, что постоянная выдача провоцируют бездумные траты, создает условия для лишних соблазнов и не может научить ценить денежные средства.

Семейный психолог Елизавета Филоненко убеждена в том, что карманные деньги в жизни ребенка играют психологическую роль. Их наличие не учит детей бережливости, а только позволяет чувствовать себя самостоятельным и независимым среди сверстников. [11]

В пользу карманных денег отечественные авторы выдвигают следующие аргументы: ребенок чувствует себя полноценной личностью, учится самостоятельно и ответственно тратить свой капитал, рассчитывать свой бюджет, предвидеть последствия своих поступков.

Безрукова В.С. в энциклопедическом словаре педагога говорит о том, что цель выдачи карманных денег – не просто удовлетворить определенные потребности ребенка, а научить его правильному отношению к деньгам, должным образом распоряжаться полученными средствами. По мнению Безруковой В.С. дети, расходуя предоставленные бюджетом семьи деньги, учатся чувствовать «приход» и «расход», «жить по средствам», планировать покупки. [1]

Зарубежные исследователи считают, что карманные деньги являются хорошим тренажером финансовой самостоятельности для детей, они формирую у ребенка «покупательские навыки», самостоятельность, независимость.

На наш взгляд, наиболее аргументированной и убедительной является точка зрения тех авторов, которые считают, что карманные деньги школьникам необходимы. Просто родителям при выдаче карманных денег необходимо придерживаться определенных правил. Михаил Мордасов в статье «Карманные деньги. Как научить ребенка распоряжаться финансами?» рекомендует:

1. денег должно быть не слишком много, но достаточно для нескольких мелких покупок;

2. давать деньги не крупной купюрой, а комбинацией мелких купюр и мелочи – чтобы ребенок мог часть положить в копилку;

3. всегда интересоваться, на что ребенок собирается тратить деньги;

4. подстегивать желание накопить более крупную сумму на серьезную покупку;

5. не добавлять деньги раньше положенного срока, если ребенок уже потратил их;

6. не требовать отчета о потраченных средствах в ультимативной форме, стараться делать это как можно деликатнее, ведь это личные финансы ребенка. [12]

Вопрос, стоит или не стоит давать ребенку деньги на карманные расходы, во многих семьях решается положительно. Большинство родителей понимает, что карманные деньги для подрастающих детей — важный момент воспитания в них бережливости, умения распределять расходы, чувствовать некоторую свободу, самостоятельность и независимость.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что наличие карманных денег у ребенка влияет на формирование различных качеств личности, таких как самостоятельность, независимость, ответственность, кроме этого развивается умение планировать свою деятельность и оценивать свои возможности. Карманные деньги могут быть хорошим инструментом обучения детей управлению своим капиталом, но только в том случае, когда выдача денежных средств сочетается с обсуждением финансовых вопросов в семье. 2.3. Обучение школьников рациональному распоряжению

Карманными деньгами.

Секреты обращения с деньгами необходимо знать не только взрослым, но и детям. Как известно, отношение человека к разным вещам, в значительной степени, формируется в детстве. Поэтому с малых лет необходимо учить детей правильно относиться к деньгам, знать им цену и разумно тратить.

В современных российских школах нет дисциплин, обучающих младших школьников навыкам обращения с денежными средствами. Решение данной проблемы ложится на плечи родителей, которые порой и сами не знают, как правильно распорядиться семейным бюджетом.

По мнению психологов, лучше всего управляют финансами те, кто научился этому еще в детстве в собственной семье. Поэтому родителям необходимо приложить усилия и не пускать на самотек такое важное дело, как навык управления личными деньгами.

Прежде всего, необходимо научить школьника финансовому планированию. Составление личного бюджета позволяет оценить имеющиеся и необходимые ресурсы, а также научит ребенка ставить перед собой финансовую цель. (Приложение № 1)

Самая большая проблема большинства людей, испытывающих финансовые трудности – отсутствие контроля расходов. Денежный контроль необходим, так как он позволят отслеживать траты и если необходимо оптимизировать их. Необходимо учить ребенка планировать свои расходы, не тратить больше чем есть, правильно распределять деньги на все свои нужды.

Разумные траты – одно из важных правил распоряжения личными финансами. Здесь можно выделить несколько моментов:

1. Не переплачивать. Финансово-грамотный человек никогда не будет переплачивать за какой-либо товар или услугу, он будет находить возможности приобрести её по оптимальной цене.

2. Жить по средствам. Расходовать личные финансы только на те товары и услуги, на которые уже заработали, и которые действительно нужны.

3. Следовать своим целям. Покупать только те товары, которые необходимы, не совершать «случайных» покупок.

4. Контролировать эмоции. Не совершать никаких трат под влиянием эмоций.

Для чего необходимы все вышеперечисленные способы управления финансами? Для того, чтобы высвободить свободные финансовые ресурсы и направить их в накопления. Специалисты советуют взрослым сберегать 20% в месяц от полученного заработка, школьникам можно откладывать до 50% карманных денег, так как все ежемесячные обязательные расходы несут за них родители.

Таким образом, можно сделать вывод, что сам факт получения ребенком карманных денег, не является формулой его будущего финансового успеха. Необходимо, чтобы он научился финансовой ответственности и в этом ему может помочь обучение рациональному использованию карманных денег.

 

 

III. Практическая часть

3.1. Особенности управления личными деньгами младших школьников

Для того чтобы выяснить, как младшие школьники управляют своими личными (карманными) деньгами, была составлена анкета (Приложение №2). В исследовании приняли участие школьники 9-10 лет, всего 21 человек. Проанализировав данные, мы выяснили, что 49 % респондентов получают карманные деньги на регулярной основе, 42 % - деньги получают не регулярно, у 9 % - выдача карманных денег не практикуется.

 

На вопрос, часто ли вы получаете карманные деньги, были получены следующие ответы: 17% - каждый день, 22% - один раз в неделю, 11% - раз в месяц, 50% - получают деньги по просьбе.

В основном сумма получаемая школьниками не превышает 100 рублей (55%). 20% указывает сумму от 100 до 500, 25% – от 500 до 1000 рублей. Но здесь необходимо уточнить, что в основном карманные деньги школьники получают нерегулярно.

Большинство опрошенных тратят все карманные деньги, не откладывая в копилку, лишь 28% ребят делают накопления.

Основное предназначение карманных денег, по мнению детей, потратить на канцелярские товары (35%), на свое увлечение (35%), подарки, игры, сладости (30%).

На вопрос «Хватает ли тебе карманных денег?» больше половины опрошенных ответили «нет» или «не всегда», и лишь 40% указали, что им достаточно тех денежных средств, которые им выдают родители.

Причины, по которым школьникам не достаточно денег различны. 24% - указывают на то, что им «многое хочется приобрести», 14% - не умеют планировать свои покупки, 10% - не сравнивают свои доходы и расходы, 5% - получают мало денег от родителей.

Расход карманных денег родители контролируют у 48% обучающихся, у 23% - контроль осуществляется, но не всегда, у 29% - контроль отсутствует. Учитывая то, что у детей бывают значительные суммы денег на карманные расходы, отсутствие контроля со стороны родителей непозволительно.

На вопрос «Беседуют ли с тобой родители о том, как лучше распорядится деньгами?» 50% респондентов дали отрицательный ответ.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство респондентов имеют возможность самостоятельно управлять денежными средствами. Не все ребята следуют главному правилу управления деньгами – их накоплению. Карманные деньги тратят на мелочи, без остатка. Не ведут учета своих финансов и, как следствие, указывают на их недостаток. Родители не всегда объясняют, как правильно распоряжаться личными финансами. Не осуществляют постоянного контроля за использованием денежных средств. Я разработал для них рекомендации (Приложение 3).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: