ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫС «ТРУДНЫМИ» ДЕТЬМИ
«КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ВОСПИТАННИКОВ»
Группа № 10
Краснокаменск 2013г
Содержание
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
3. Цель и задачи программы
4. Концепция программы
5. Механизм реализации программы
6. Содержание программы
7. Ожидаемые результаты
8. Мониторинг
9. Используемая литература
Приложения
Паспорт программы
Наименование программы | Программа «Коррекция девиантного поведения дезадаптированных воспитанников» |
Основания для разработки Программы | Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: - Конституцией Российской Федерации; - Законом Российской Федерации "Об образовании"; - Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации (одобрены на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г. (протокол № 47, раздел I)) и Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 года; - Материалами по реализации приоритетного национального проекта "Образование"; -Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»; -Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; - Конвенция о правах ребёнка; - Типовое положение об образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - Устав детского дома; |
Заказчик Программы | Государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Краснокаменский детский дом» |
Разработчик Программы | Воспитатель группы № 10 Бродова Е.В. |
Исполнители программы | Администрация учреждения, воспитатели группы № 10 |
Цели и задачи Программы | ЦЕЛЬ: - предупредить отклонения в поведении подростков; помочь преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь. ЗАДАЧИ: 1- помочь познать самого себя; 2- приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества; 3- достичь нормальных отношений с окружающими. 4.- Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям, психическому состоянию. 5.-Сдерживание вовлечения подростков в употребление алкоголя, наркотических средств за счёт пропаганды здорового образа жизни. 6.-Увелечение степени самостоятельности и ответственности у подростков, их способности контролировать свою жизнь. 8.-Оказание помощи трудновоспитуемым воспитанникам в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях. |
Основные оценочные Показатели Программы | Диагностики, анкетные данные, анализ, статистика |
Механизм реализации Программы | Программа реализуется путём поэтапного выполнения запланированных в ней мероприятий: I этап: проектный – 2012 – 2013 учебный год II этап: практический – 2013 – 2015 учебный год III этап: аналитический – 2014 – 2015 учебный год |
Ожидаемые результаты | _Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениями и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде. _ Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. -Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. -Развитие способностей адаптивного и положительного поведения, которые позволяют личности адекватно взаимодействовать с повседневной жизнью. |
контроль реализации программы | Контроль за реализацией программы осуществляет администрация детского дома. |
Сроки реализации Программы | 2012 - 2015 |
Пояснительная записка
Трудный, критический, кризисный, переломный.… Какие только эпитеты не употребляют, когда речь заходит о подростковом возрасте. В нашей группе проживают дети средний возраст которых 13 – 15 лет, большинство из них представляют собой группу повышенного риска, Большой процент воспитанников социально и педагогически запущенные, испытывающие трудности в адекватной самореализации социализации, подверженные влиянию различных негативных факторов. Низкая успеваемость, нарушения поведения, временное прерывание учёбы; второгодничество в связи с плохой успеваемостью и большим количеством пропусков без уважительной причины - основные проявления «проблемности» детей.
На сегодняшний день существует дефицит знаний в области психолого - педагогического взаимодействия с подростками группы риска. Данная программа индивидуально групповых занятий предлагается для работы с трудновоспитуемыми подростками проживающих в КДД, включает в себя комплекс занятий и мероприятий для эффективной профилактики безнадзорности употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних.
Развитие личности в подростковом возрасте характеризуется интенсивным процессом социализации, овладением различными ролями взрослого человека. Все эти процессы происходят в условиях бурных физиологических и психических перемен в организме и личности ребенка Движущей силой развития и становления личности является удовлетворение базовых потребностей личности (принятие, осознание, самореализация). Подростки склонные к девиантным формам поведения, не являются исключением. Для них также характерны не только материальные и физиологические потребности, но и духовные: в красоте, гармонии, доброте, честности и т.д. Личность подростка - постоянно меняющаяся, открытая система, способная к изменениям в зависимости от социальных условий.
У подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то, тем самым создают благоприятные условия для психического развития.
Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью т.д.
Подростком решается не просто задача занятия определенного места в обществе, но и проблема взаимоотношений, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования.
Что же является причиной девиантного поведения подростков. 1. Присущая подростковому возрасту «трудность», вызванная в первую очередь разрывом между социальным и биологическим взрослением, не всегда плавным процессом формирования мировоззрения, «Я - концепции», нелегким поиском своего места в обществе, дополненная накопленным асоциальным опытом.. 2. Происходящая в обществе резкая смена ценностей, приоритетов, идеалов, вакуум духовности, заполняемый наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, ранней криминализацией детей, преобладание материальных ценностей над духовными, привели к разрушению позиции ответственного отношения взрослого сообщества к детям. Вследствие этого к кризису российской семьи и школы.
Как известно подростковый - это важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Успешность его жизненного самоопределения зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Цели и задачи
ЦЕЛЬ: - предупредить отклонения в поведении подростков; помочь преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь.
ЗАДАЧИ:
1- помочь познать самого себя;
2- приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества;
3- достичь нормальных отношений с окружающими;
4.- Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их
интересам, способностям, психическому состоянию.
5.-Сдерживание вовлечения подростков в употребление алкоголя, наркотических средств за счёт пропаганды здорового образа жизни.
6.-Увелечение степени самостоятельности и ответственности у подростков, их способности контролировать свою жизнь.
7.-Оказание помощи трудновоспитуемым подросткам в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Концептуальные основы программы
-Учёт индивидуальных и личностных особенностей подростка.
- Комплексный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
- Принцип личностной направленности - учёт индивидуальных склонностей, интересов, своеобразия характеров, упор на личное достоинство подростков, опора на положительные качества.
- Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
- Включение в воспитательно – коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно – практической (вовлечение в общественно полезную деятельность) и эмоциональную (общение с окружающими)
- Единство образования и индивидуальной помощи и поддержки подростков.