Самостоятельная работа № 4




Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1) Ре­зуль­та­том эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са Дар­вин счи­тал при­спо­соб­лен­ность ор­га­низ­мов к кон­крет­ным усло­ви­ям среды, мно­го­об­ра­зие видов и со­су­ще­ство­ва­ние выс­ших и низ­ших форм.

2) Со­глас­но тео­рии Дар­ви­на ис­кус­ствен­ный отбор, фак­то­ром ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость, лежит в ос­но­ве эво­лю­ции сор­тов рас­те­ний.

3) Со­глас­но тео­рии Дар­ви­на ис­кус­ствен­ный отбор, ос­но­ван­ный на на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти и про­из­во­ди­мый че­ло­ве­ком, яв­ля­ет­ся глав­ной дви­жу­щей силой эво­лю­ции пород жи­вот­ных и сор­тов рас­те­ний.

4) Раз­ра­ба­ты­вая тео­рию эво­лю­ции, Дар­вин по­ла­гал, что ис­кус­ствен­ный отбор, фак­то­ром ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся де­я­тель­ность че­ло­ве­ка, — след­ствие по­сто­ян­ной борь­бы за су­ще­ство­ва­ние.

5) Глав­ной дви­жу­щей силой эво­лю­ции пород жи­вот­ных и сор­тов рас­те­ний по тео­рии Дар­ви­на яв­ля­ет­ся ис­кус­ствен­ный отбор, ко­то­рый ос­но­ван на на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти и про­из­во­дит­ся че­ло­ве­ком.

 

(1)Раз­ра­ба­ты­вая тео­рию эво­лю­ции, Дар­вин по­ла­гал, что ос­но­вой ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра в мире при­ро­ды яв­ля­ет­ся на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость, а от­би­ра­ю­щим фак­то­ром — де­я­тель­ность че­ло­ве­ка. (2)В ходе ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра по­сте­пен­но из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние на­кап­ли­ва­ют­ся в потом­стве при­зна­ки, по­лез­ные для че­ло­ве­ка. (3)<...> Дар­вин де­ла­ет вывод о том, что ис­кус­ствен­ный отбор яв­ля­ет­ся глав­ной дви­жу­щей силой эво­лю­ции пород жи­вот­ных и сор­тов рас­те­ний.

2. Какое из при­ведённых ниже слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста?

 

Сюда

В итоге

На­при­мер,

Но

Не­смот­ря на это

 

3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния сло­ва­ТЕО­РИЯ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ТЕО́РИЯ, -и, жен.

1. Уче­ние, си­сте­ма на­уч­ных прин­ци­пов, идей, обоб­ща­ю­щих прак­ти­че­ский опыт и от­ра­жа­ю­щих за­ко­но­мер­но­сти при­ро­ды, об­ще­ства, мыш­ле­ния. Фи­ло­соф­ская т. Т. по­зна­ния. Т. от­но­си­тель­но­сти.

2. Со­во­куп­ность обобщённых по­ло­же­ний, об­ра­зу­ю­щих науку или раз­дел какой-н. науки, а также со­во­куп­ность пра­вил в об­ла­сти ка­ко­го-н. ма­стер­ства. Линг­ви­сти­че­ская т. Т. шах­мат­ной игры.

3. Сло­жив­ше­е­ся у кого-н. мне­ние, суж­де­ние, взгляд на что-н. У него на этот счёт своя т. В оправ­да­ние сво­е­го по­ве­де­ния при­ду­мал целую тео­рию.

 

4. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

 

не­нА­дол­го

Иксы

по­ня­лА

снятА

вру­чИт

5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

 

1) В не­яс­ном, рас­се­ян­ном свете ночи от­кры­лись перед нами ВЕ­ЛИ­ЧЕ­СТВЕН­НЫЕ и пре­крас­ные пер­спек­ти­вы Пе­тер­бур­га: Нева, на­бе­реж­ная, ка­на­лы, двор­цы.

2) Хром и мар­га­нец яв­ля­ют­ся КРА­СОЧ­НЫ­МИ ве­ще­ства­ми, ком­по­нен­та­ми мно­гих кра­сок, со­здан­ных на ос­но­ве этих ми­не­ра­лов.

3) ДИ­ПЛО­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ от­но­ше­ния между Рос­си­ей и США были уста­нов­ле­ны в 1807 году.

4) Са­мы­ми ГУ­МАН­НЫ­МИ про­фес­си­я­ми на земле яв­ля­ют­ся те, от ко­то­рых за­ви­сят ду­хов­ная жизнь и здо­ро­вье че­ло­ве­ка.

5) Успех внеш­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ства во мно­гом за­ви­сит от опыта и та­лан­та ДИ­ПЛО­МА­ТОВ.

6. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

 

НЕ­ЛЕ­ПЕЙ­ШИЙ наряд

за СЕМЬЮ зам­ка­ми

пачка МА­КА­РО­НОВ

в ДВУХ­ТЫ­СЯЧ­НОМ году

ВКУС­НЕЕ торта

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ   ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ
А) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым В) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью Г) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм Д) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии имени чис­ли­тель­но­го   1) Бла­го­да­ря осо­бен­но­стям почвы на этом гор­ном скло­не можно найти чуть ли не по­ло­ви­ну всех из­вест­ных ди­ко­рас­ту­щих цве­тов. 2) Се­ме­ро лётчи­ков под­ня­ли в воз­дух се­ме­ро самолётов, и небо за­пол­ни­лось гулом и шумом. 3) В своих рас­ска­зах В. Шук­шин ис­сле­до­вал серьёзную про­бле­му «про­ме­жу­точ­но­го» че­ло­ве­ка, ко­то­рый не при­жил­ся в го­ро­де. 4) Порт­мо­не нашёлся, но вот денег и карт в нём не ока­за­лось. 5) Это до­сад­ное при­клю­че­ние на­ру­ши­ло не столь­ко наши планы, сколь­ко рас­стро­и­ло нас. 6) Уез­жая в ко­ман­ди­ров­ку, отец обе­щал, что он обя­за­тель­но вернётся к празд­ни­кам. 7) Де­вуш­ку под­пол­ков­ник спро­сил, что ли не сест­ра ли я тебе? 8) Го­то­вясь к эк­за­ме­нам, я не толь­ко делаю прак­ти­че­ские за­да­ния, но и вы­учил тео­рию. 9) Те, кто увлечённо ра­бо­та­ет в какой бы то ни было об­ла­сти зна­ний, тя­нут­ся к но­ва­тор­ству.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д
         

8. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная че­ре­ду­ю­ща­я­ся глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

 

в..рхо­вье

орнам..нт

те..ре­ти­че­ский

к..снул­ся

п..но­ра­ма

9. Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

 

пр..оста­но­вить, беспр..ко­слов­но;

без..ни­ци­а­тив­ный, супер..гра;

не..хва­чен­ный, р..зме­стить;

ро..черк, и..под­тиш­ка;

нед..делка, инфр..крас­ный.

10. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

 

ноч..вать

гречн..вая

вы­здо­равл..вает

танц..вать

че­решн..вый

11. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

 

завис..вший

умо..шься

вид..мый

увол..нный

по­стел..шь

12. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

 

М. Вру­бель со­здал ска­зоч­но-сим­во­ли­че­ский образ де­ви­чьей кра­со­ты, (не)мерк­ну­щей с го­да­ми све­же­сти, та­ин­ствен­но­сти и ве­ли­ча­во­сти.

Дон в месте пе­ре­пра­вы да­ле­ко (не)ши­ро­кий, всего около со­ро­ка мет­ров.

По мне­нию Ба­за­ро­ва, роль об­ще­ства важ­нее, чем вли­я­ние от­дель­ной лич­но­сти: «Ис­правь­те об­ще­ство, и бо­лез­ней (не)будет».

Где-то здесь, в не­сколь­ких шагах, раз­да­ва­лись (не)за­бы­ва­е­мые трели со­ло­вья, и ти­ши­на на­пол­ня­лась див­ны­ми зву­ка­ми.

Бунин ри­су­ет в рас­ска­зе (не)опре­делённую лич­ность, а усто­яв­ший­ся со­ци­аль­ный тип.

13. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

 

Экс­пе­ри­мент был про­ведён удач­но, ПРИ(ЧЁМ) впер­вые, (ПО)ЭТОМУ все были очень до­воль­ны.

(В)НА­ЧА­ЛЕ сен­тяб­ря ночи ста­но­вят­ся хо­лод­ны­ми, мо­роз­ны­ми, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, без­вет­рен­ные.

Баржа дви­га­лась (ПО)ПРЕЖ­НЕ­МУ вниз по те­че­нию, но (НА)СТОЛЬ­КО мед­лен­но, что ка­за­лась не­по­движ­ной.

Пе­ла­гея была че­ло­ве­ком (НА)РЕД­КОСТЬ от­кры­тым, доб­рым; (ЗА)ТО её и лю­би­ли в де­рев­не.

ГДЕ(ТО) на ЮГО(ВО­СТО­КЕ) шел бой.

14. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

 

Бур­са­ки вдруг пре­об­ра­зи­лись: на них яви­лись, вме­сто преж­них за­пач­ка(1)ых сапог, са­фьян­ные крас­ные, с се­реб­ря(2)ыми под­ко­ва­ми; ша­ро­ва­ры с ты­ся­чью скла­док и со сбо­ра­ми, пе­ре­тя­ну­лись зо­ло­тым оч­ку­ром; к оч­ку­ру при­цеп­ле(3)ы были дли(4)ые ре­меш­ки с ки­стя­ми и про­чи­ми по­бря­куш­ка­ми.

15. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 

1) В рус­ской песне зву­чат как ро­бость так и мя­теж­ная воль­ни­ца.

2) Ве­че­ра­ми солн­це ку­па­ет­ся в баг­ро­вых ту­ма­нах или сухо до­го­ра­ет на краю степи ко­стром.

3) Вы­бе­жишь за во­ро­та и уви­дишь осле­пи­тель­ную и пер­во­здан­ную бе­лиз­ну.

4) На море не видно ни од­но­го огонь­ка и не слыш­но ни од­но­го всплес­ка.

5) Снег со­гна­ло и ста­рые мхи у овра­га на­бух­ли.

 

16. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Среди раз­ва­лин древ­не­го Хер­со­не­са (1) висит (2) рас­ка­чи­ва­ясь над морем (3) ко­ло­кол (4) уста­нов­лен­ный на не­вы­со­ких проч­ных стол­бах.

17. Рас­ставь­те все не­до­ста­ю­щие знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Мороз и солн­це; день чу­дес­ный!

Еще ты дрем­лешь (1)друг пре­лест­ный—

Пора(2) кра­са­ви­ца(3) проснись:

От­крой со­мкну­ты негой взоры

Нав­стре­чу(4) се­вер­ной Ав­ро­ры,

Звез­дою се­ве­ра явись!

 

Вечор(5) ты пом­нишь(6) вьюга зли­лась,

На мут­ном небе мгла но­си­лась;

Луна, как блед­ное пятно,

Сквозь тучи мрач­ные жел­те­ла,

И ты(7) пе­чаль­ная си­де­ла —

А нынче… по­гля­ди в окно

 

(Алек­сандр Пуш­кин)

 

18. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Воз­рож­де­ние древ­не­го по­се­ле­ния (1) пер­вые упо­ми­на­ния (2) о ко­то­ром (3) в ле­то­пи­сях от­но­сят­ся к XIII веку (4) свя­за­но с име­нем Петра I.

19. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Небо со­вер­шен­но сли­ва­лось здесь с землёю (1) и (2) хотя нас окру­жал гу­стой мрак (3) видно было (4) как туск­ло све­ти­ли фо­на­ри на ули­цах.

20. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1) Как бы ни было при­ят­но вспо­ми­нать хо­ро­шее, оно за­бы­ва­ет­ся быст­рее, чем злое.

2) Добро яв­ля­ет­ся ос­но­вой для воз­ник­но­ве­ния сим­па­тии, друж­бы, любви.

3) По на­блю­де­нию зоо­ло­гов, среди вол­ков не­ред­ко слу­ча­ют­ся драки из-за места в иерар­хии стаи.

4) Доб­рое дело — ре­зуль­тат прак­ти­че­ской не­об­хо­ди­мо­сти, и как толь­ко эта не­об­хо­ди­мость ис­че­за­ет, доб­рое дело те­ря­ет свой смысл.

5) Изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство, ли­те­ра­ту­ру, му­зы­ку, ар­хи­тек­ту­ру, гра­до­стро­и­тель­ство и при­род­ный ланд­шафт Лихачёв от­но­сит к гу­ма­ни­тар­ным цен­но­стям.

 

(1)Че­ло­век дол­жен из­лу­чать доб­ро­ту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни создаётся им самим. (3)Она создаётся из его доб­рых дел, доб­рых чувств, доб­рых воз­дей­ствий на окру­жа­ю­щую среду, па­мя­ти на добро.

(4)Злое дело за­бы­ва­ет­ся быст­рее, чем доб­рое. (5)Может быть, это про­ис­хо­дит от­то­го, что вспо­ми­нать хо­ро­шее при­ят­нее, чем злое? (6)Ко­неч­но, при­ят­нее! (7)Но дело и в дру­гом. (8)Зло дро­бит об­ще­ство. (9)Оно «се­па­рат­но» по своей при­ро­де. (10)Добро же со­ци­аль­но в ши­ро­ком смыс­ле этого слова. (11)Оно со­еди­ня­ет, объ­еди­ня­ет, род­нит. (12)Оно вы­зы­ва­ет сим­па­тию, друж­бу, лю­бовь. (13)По­это­му злые объ­еди­не­ния не­дол­го­веч­ны. (14)Они ос­но­вы­ва­ют­ся на общ­но­сти вре­мен­ных ин­те­ре­сов.

(15)«Вол­чья стая», обозлённая, дикая, же­сто­кая, без­жа­лост­ная, оска­лив­ша­я­ся, со вздыб­лен­ной шер­стью, с на­ли­ты­ми кро­вью гла­за­ми, рано или позд­но кон­ча­ет­ся дра­кой вол­ков. (16)Объ­еди­не­ние же на почве доб­ро­го дела, доб­рых чувств, доб­ро­ты живёт даже тогда, когда за­вер­ше­но само доб­рое дело, по­слу­жив­шее при­чи­ной его со­зда­ния. (17)Доб­рое объ­еди­не­ние живёт в душах людей даже тогда, когда за­вер­ше­на и за­бы­та прак­ти­че­ская не­об­хо­ди­мость та­ко­го объ­еди­не­ния.

(18)Добро выше прак­ти­че­ской нужды! (19)По­то­му в жизни добро и, со­от­вет­ствен­но, доб­ро­та, по­жа­луй, цен­нее всего, и при этом доб­ро­та умная, це­ле­на­прав­лен­ная. (20)Умная доб­ро­та – самое цен­ное в че­ло­ве­ке, самое к нему рас­по­ла­га­ю­щее и самое в ко­неч­ном счёте вер­ное по пути к лич­но­му сча­стью. (21)Сча­стья до­сти­га­ет тот, кто стре­мит­ся сде­лать счаст­ли­вы­ми дру­гих и спо­со­бен хоть на время за­быть о своих ин­те­ре­сах, о себе. (22)Это «не­раз­мен­ный рубль».

(23)Вот тут об­ра­тим вни­ма­ние ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плот­но свя­за­на с тра­ди­ци­я­ми род­ной куль­ту­ры, с куль­ту­рой че­ло­ве­че­ства во­об­ще, с его про­шлым и бу­ду­щим. (25)Сфера добра боль­шая. (26)Сфера добра проч­ная, не­со­кру­ши­мая, хотя и труд­нее до­сти­га­ет­ся, чем фор­ми­ру­ет­ся сфера зла. (27)Сфера добра ближе к веч­но­сти.

(28)Вот по­че­му сфера добра тре­бу­ет от каж­до­го из нас вни­ма­ния к ис­то­рии – своей и ми­ро­вой, к куль­тур­ным цен­но­стям, на­коп­лен­ным всем че­ло­ве­че­ством, к цен­но­стям гу­ма­ни­тар­ным в первую оче­редь. (29)Изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство, ли­те­ра­ту­ра, му­зы­ка, ар­хи­тек­ту­ра, гра­до­стро­и­тель­ство и при­род­ный ланд­шафт, со­здан­ный одной при­ро­дой или при­ро­дой в союзе с че­ло­ве­ком, – изу­че­ние всех этих гу­ма­ни­тар­ных цен­но­стей умно­жа­ет, укреп­ля­ет, по­вы­ша­ет нрав­ствен­ность от­дель­но­го че­ло­ве­ка и всего об­ще­ства. (30)А без нрав­ствен­но­сти, в свою оче­редь, не дей­ству­ют со­ци­аль­ные и эко­но­ми­че­ские, ис­то­ри­че­ские и любые дру­гие за­ко­ны, ко­то­рые со­зда­ют бла­го­со­сто­я­ние и са­мо­со­зна­ние че­ло­ве­че­ства.

(31)И в этом огром­ный прак­ти­че­ский ре­зуль­тат «не­прак­ти­че­ско­го» по своей при­ро­де добра.

(32)Вот по­че­му дело каж­до­го в от­дель­но­сти и всех вме­сте – при­умно­жать добро, чтить и хра­нить тра­ди­ции, знать и ува­жать род­ную ис­то­рию и ис­то­рию всего че­ло­ве­че­ства. (33)Знать это, пом­нить об этом все­гда и сле­до­вать пу­тя­ми добра и доб­ро­ты – очень и очень важно.

 

(по Д. С. Лихачёву *)

* Дмит­рий Сер­ге­е­вич Лихачёв (1906–1999) – со­вет­ский и рос­сий­ский фи­ло­лог, куль­ту­ро­лог, ис­кус­ство­вед, ака­де­мик РАН.

21. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1) В пред­ло­же­ни­ях 4–6 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2) В пред­ло­же­нии 15 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

3) Пред­ло­же­ния 13–14 ука­зы­ва­ют на след­ствие того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­ни­ях 10–12.

4) В пред­ло­же­нии 30 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

5) В пред­ло­же­ни­ях 32–33 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

 

22. Из пред­ло­же­ний 20–21 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

 

23. Среди пред­ло­же­ний 23–31 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи со­чи­ни­тель­но­го союза и форм слова. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).

 

24. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Проза Д.С. Лихачёва об­ла­да­ет соб­ствен­ным сти­лем, от­ли­ча­ю­щим­ся узна­ва­е­мой ла­ко­нич­но­стью формы и не­по­вто­ри­мой глу­би­ной со­дер­жа­ния. Автор в пред­став­лен­ном тек­сте, как и в боль­шин­стве своих про­из­ве­де­ний, ис­поль­зу­ет очень мало тро­пов. И это впол­не за­ко­но­мер­но. Он рас­суж­да­ет о слож­ных вещах — веч­ных цен­но­стях — и стре­мит­ся сде­лать свои раз­мыш­ле­ния до­ступ­ны­ми, по­нят­ны­ми, чест­ны­ми, лишёнными чрез­мер­но­го фор­маль­но­го па­фо­са. Из встре­ча­ю­щих­ся в тек­сте тро­пов стоит от­ме­тить, по­жа­луй, лишь (А)_____ (в пред­ло­же­нии 15). Зато в тек­сте очень часто встре­ча­ет­ся такое лек­си­че­ское сред­ство, как (Б)_____ (добро, доб­рый в пред­ло­же­ни­ях 1–3), и такое син­так­си­че­ское сред­ство, как (В)______ (в пред­ло­же­ни­ях 3, 24, 29 и т. д.). В син­так­си­се стоит от­ме­тить также (Г)_____(пред­ло­же­ния 6, 18): это до­бав­ля­ет экс­прес­сии, пе­ре­даёт эмо­ции ав­то­ра»

Спи­сок тер­ми­нов:

1) эпи­те­ты

2) ан­то­ни­мы

3) пар­цел­ля­ция

4) раз­го­вор­ные слова

5) ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

6) вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

7) лек­си­че­ский по­втор

8) ли­то­та

9) ал­ли­те­ра­ция

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г
       

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: