Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Результатом эволюционного процесса Дарвин считал приспособленность организмов к конкретным условиям среды, многообразие видов и сосуществование высших и низших форм.
2) Согласно теории Дарвина искусственный отбор, фактором которого является наследственная изменчивость, лежит в основе эволюции сортов растений.
3) Согласно теории Дарвина искусственный отбор, основанный на наследственной изменчивости и производимый человеком, является главной движущей силой эволюции пород животных и сортов растений.
4) Разрабатывая теорию эволюции, Дарвин полагал, что искусственный отбор, фактором которого является деятельность человека, — следствие постоянной борьбы за существование.
5) Главной движущей силой эволюции пород животных и сортов растений по теории Дарвина является искусственный отбор, который основан на наследственной изменчивости и производится человеком.
(1)Разрабатывая теорию эволюции, Дарвин полагал, что основой искусственного отбора в мире природы является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором — деятельность человека. (2)В ходе искусственного отбора постепенно из поколения в поколение накапливаются в потомстве признаки, полезные для человека. (3)<...> Дарвин делает вывод о том, что искусственный отбор является главной движущей силой эволюции пород животных и сортов растений. |
2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?
Сюда
В итоге
Например,
Но
Несмотря на это
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения словаТЕОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТЕО́РИЯ, -и, жен.
1. Учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. Философская т. Т. познания. Т. относительности.
2. Совокупность обобщённых положений, образующих науку или раздел какой-н. науки, а также совокупность правил в области какого-н. мастерства. Лингвистическая т. Т. шахматной игры.
3. Сложившееся у кого-н. мнение, суждение, взгляд на что-н. У него на этот счёт своя т. В оправдание своего поведения придумал целую теорию.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ненАдолго
Иксы
понялА
снятА
вручИт
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
2) Хром и марганец являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.
5) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд
за СЕМЬЮ замками
пачка МАКАРОНОВ
в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
ВКУСНЕЕ торта
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное построение предложения с косвенной речью Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Д) ошибка в употреблении имени числительного | 1) Благодаря особенностям почвы на этом горном склоне можно найти чуть ли не половину всех известных дикорастущих цветов. 2) Семеро лётчиков подняли в воздух семеро самолётов, и небо заполнилось гулом и шумом. 3) В своих рассказах В. Шукшин исследовал серьёзную проблему «промежуточного» человека, который не прижился в городе. 4) Портмоне нашёлся, но вот денег и карт в нём не оказалось. 5) Это досадное приключение нарушило не столько наши планы, сколько расстроило нас. 6) Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к праздникам. 7) Девушку подполковник спросил, что ли не сестра ли я тебе? 8) Готовясь к экзаменам, я не только делаю практические задания, но и выучил теорию. 9) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в..рховье
орнам..нт
те..ретический
к..снулся
п..норама
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..остановить, беспр..кословно;
без..нициативный, супер..гра;
не..хваченный, р..зместить;
ро..черк, и..подтишка;
нед..делка, инфр..красный.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
ноч..вать
гречн..вая
выздоравл..вает
танц..вать
черешн..вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
завис..вший
умо..шься
вид..мый
увол..нный
постел..шь
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
М. Врубель создал сказочно-символический образ девичьей красоты, (не)меркнущей с годами свежести, таинственности и величавости.
Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество, и болезней (не)будет».
Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнялась дивными звуками.
Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Эксперимент был проведён удачно, ПРИ(ЧЁМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.
(В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные.
Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.
Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО её и любили в деревне.
ГДЕ(ТО) на ЮГО(ВОСТОКЕ) шел бой.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачка(1)ых сапог, сафьянные красные, с серебря(2)ыми подковами; шаровары с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицепле(3)ы были дли(4)ые ремешки с кистями и прочими побрякушками.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница.
2) Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.
3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну.
4) На море не видно ни одного огонька и не слышно ни одного всплеска.
5) Снег согнало и старые мхи у оврага набухли.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Среди развалин древнего Херсонеса (1) висит (2) раскачиваясь над морем (3) колокол (4) установленный на невысоких прочных столбах.
17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь (1)друг прелестный—
Пора(2) красавица(3) проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу(4) северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор(5) ты помнишь(6) вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты(7) печальная сидела —
А нынче… погляди в окно
(Александр Пушкин)
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Возрождение древнего поселения (1) первые упоминания (2) о котором (3) в летописях относятся к XIII веку (4) связано с именем Петра I.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Небо совершенно сливалось здесь с землёю (1) и (2) хотя нас окружал густой мрак (3) видно было (4) как тускло светили фонари на улицах.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Как бы ни было приятно вспоминать хорошее, оно забывается быстрее, чем злое.
2) Добро является основой для возникновения симпатии, дружбы, любви.
3) По наблюдению зоологов, среди волков нередко случаются драки из-за места в иерархии стаи.
4) Доброе дело — результат практической необходимости, и как только эта необходимость исчезает, доброе дело теряет свой смысл.
5) Изобразительное искусство, литературу, музыку, архитектуру, градостроительство и природный ландшафт Лихачёв относит к гуманитарным ценностям.
(1)Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим. (3)Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.
(4)Злое дело забывается быстрее, чем доброе. (5)Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? (6)Конечно, приятнее! (7)Но дело и в другом. (8)Зло дробит общество. (9)Оно «сепаратно» по своей природе. (10)Добро же социально в широком смысле этого слова. (11)Оно соединяет, объединяет, роднит. (12)Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. (13)Поэтому злые объединения недолговечны. (14)Они основываются на общности временных интересов.
(15)«Волчья стая», обозлённая, дикая, жестокая, безжалостная, оскалившаяся, со вздыбленной шерстью, с налитыми кровью глазами, рано или поздно кончается дракой волков. (16)Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств, доброты живёт даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. (17)Доброе объединение живёт в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения.
(18)Добро выше практической нужды! (19)Потому в жизни добро и, соответственно, доброта, пожалуй, ценнее всего, и при этом доброта умная, целенаправленная. (20)Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью. (21)Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (22)Это «неразменный рубль».
(23)Вот тут обратим внимание ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плотно связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с его прошлым и будущим. (25)Сфера добра большая. (26)Сфера добра прочная, несокрушимая, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. (27)Сфера добра ближе к вечности.
(28)Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь. (29)Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. (30)А без нравственности, в свою очередь, не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.
(31)И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.
(32)Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, чтить и хранить традиции, знать и уважать родную историю и историю всего человечества. (33)Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями добра и доброты – очень и очень важно.
(по Д. С. Лихачёву *)
* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 4–6 представлено рассуждение.
2) В предложении 15 содержится описание.
3) Предложения 13–14 указывают на следствие того, о чём говорится в предложениях 10–12.
4) В предложении 30 представлено рассуждение.
5) В предложениях 32–33 представлено повествование.
22. Из предложений 20–21 выпишите фразеологизм.
23. Среди предложений 23–31 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Проза Д.С. Лихачёва обладает собственным стилем, отличающимся узнаваемой лаконичностью формы и неповторимой глубиной содержания. Автор в представленном тексте, как и в большинстве своих произведений, использует очень мало тропов. И это вполне закономерно. Он рассуждает о сложных вещах — вечных ценностях — и стремится сделать свои размышления доступными, понятными, честными, лишёнными чрезмерного формального пафоса. Из встречающихся в тексте тропов стоит отметить, пожалуй, лишь (А)_____ (в предложении 15). Зато в тексте очень часто встречается такое лексическое средство, как (Б)_____ (добро, добрый в предложениях 1–3), и такое синтаксическое средство, как (В)______ (в предложениях 3, 24, 29 и т. д.). В синтаксисе стоит отметить также (Г)_____(предложения 6, 18): это добавляет экспрессии, передаёт эмоции автора»
Список терминов:
1) эпитеты
2) антонимы
3) парцелляция
4) разговорные слова
5) ряды однородных членов предложения
6) восклицательные предложения
7) лексический повтор
8) литота
9) аллитерация
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |