Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение высшего образования
«Тюменский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)
Кафедра внутренних болезней, поликлинической терапии
И семейной медицины
Специальность 060101 – лечебное дело
«ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ИНФЕКЦИИ. АНГИНЫ.
ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ»
Методические указания для студентов 5 и 6 курса лечебного факультета
По дисциплине «Поликлиническая терапия»
Тюмень, 2016
Методические указания по теме «Острые респираторные инфекции. Ангины. Тактика ведения в амбулаторных условиях» для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» подготовлены доцентом кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины Ж.В. Куимовой под редакцией д.м.н., профессора Т.В. Болотновой.
Методические указания по теме «Острые респираторные инфекции. Ангины. Тактика ведения в амбулаторных условиях.» для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» утверждены на заседании кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины,
протокол № 10 от «06 » июня 2016 г.
Методические указания по теме «Острые респираторные инфекции. Ангины. Тактика ведения в амбулаторных условиях.» для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» утверждены на заседании цикловой методической комиссии по специальности «лечебное дело» (семейная медицина),
протокол № __ от «__» ________ 20___ г.
Методические рекомендации заслушаны и утверждены на заседании ЦКМС
протокол №___, «___» ___________ 20___ г
1.Тема занятия: «Острые респираторные инфекции. Ангины. Тактика ведения в амбулаторных условиях»
Значение изучения темы.
Грипп и ОРВИ по–прежнему остаются одной из актуальнейших медицинских и социальных проблем нашего общества в силу высокого удельного веса в инфекционной патологии, риска развития тяжелых осложнений, обострений хронических болезней.
Анализ заболеваемости гриппом и ОРВИ в нашей стране за последние годы выявил ряд существенных изменений в этиологической структуре всего комплекса ОРВИ. На протяжении последних лет отмечается тенденция роста заболеваемости ОРВИпри отсутствии роста заболеваемости гриппом. В целом в настоящее время менее трети респираторных заболеваний приходится на грипп, а основную часть ОРВИ (до 90%) составляют респираторные вирусные инфекции негриппозной этиологии.
Высокая заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) обусловлена объективными факторами. Прежде всего, следует отметить воздушно–капельный путь передачи и высокую вирулентность возбудителей данной группы заболеваний, особенно гриппа. Немаловажное значение имеют снижение иммунологической резистентности и глубокое подавление функциональной активности различных звеньев иммунной системы, которые приводят к обострению многих хронических заболеваний, а также к возникновению вторичных бактериальных осложнений. Это позволяет рассматривать ОРВИ как фактор, значительно повышающий заболеваемость в целом, придавая проблеме лечения и профилактики этих заболеваний особую значимость и актуальность.
Цель занятия.
3.1. Цель изучения темы: формированиеу студентов умений ведения больных в амбулаторных условиях с острыми респираторными вирусными инфекциями и ангинами с обоснованием лечения, вопросов экспертизы временной нетрудоспособности.
Общая (учебная) цель занятия:
Для освоения цели занятия надо знать:
- тактику клинического обследования больного с ОРВИ, ангинами на догоспитальном этапе, диагностический алгоритм и стандарты обследования при направлении на госпитализацию, дневной стационар;
- семиотику и дифференциальную диагностику при ОРВИ, ангинах, международную классификацию (ВОЗ) о причинах болезни и смерти;
- принципы и методы амбулаторного лечения, реабилитации и профилактики при ОРВИ, ангинах;
- показания и противопоказания к физиотерапевтическому лечению;
- правила выписывания рецептов и приема лекарственных препаратов; контроль за лечением;
- основные принципы организации работы станции "Скорой медицинской помощи";
- разделение функций скорой и неотложной медицинской помощи и преемственность в работе между ними;
- должностные обязанности и права врача по оказанию неотложной помощи;
- методику обследования больных на дому;
- оперативную, учетно-отчетную документацию; методику проведения экспертизы нетрудоспособности при ОРВИ, ангинах;
- профессиональную этику и деонтологические аспекты лечебно-профилактической работы врача, роль информированного согласия; методы и средства санитарного просвещения.
Для освоения цели занятия надо уметь:
- в ограниченное время качественно провести опрос и осмотр пациента и выявить основные объективные данные, подтверждающие диагноз ОРВИ, ангин;
- определить минимум необходимых для установления диагноза ОРВИ, ангин лабораторных и инструментальных исследований;
- интерпретировать полученные результаты лабораторных и инструментальных методов обследования;
- составить план обследования, лечения и профилактики конкретного больного с ОРВИ, ангинами;
- выписать рецепты (с учетом социальных прав на льготные лекарства) на обычные лекарства;
- оказать первую помощь в экстренных случаях до приезда скорой медицинской помощи;
- определить показания для госпитализации больных с ОРВИ, ангинами и реализовать госпитализацию в экстренном и плановом порядке;
- пользоваться законодательствами, установками по экспертизе трудоспособности; определить причину временной нетрудоспособности, критерии выздоровления и восстановления трудоспособности;
- правильно оформлять документы по экспертизе нетрудоспособности;
- дать пациенту рекомендации по первичной профилактике, здоровому образу жизни с учетом состояния его здоровья;
- выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных побочных действий; рекомендовать немедикаментозную терапию;
- правильно оформлять документацию, с которой имеет дело участковый врач;
- создать оптимальный уровень взаимоотношений с пациентом и его родственниками, коллегами и медицинским персоналом на приеме в поликлинике, при посещении больных на дому, при проведении санитарно-просветительной работы, экспертизы трудоспособности, трудоустройстве больного с учетом профессиональной пригодности;
- использовать средства и методы устной, печатной, изобразительной пропаганды знаний;
- использовать санитарное просвещение для профилактики гриппа и ОРВИ в виде бесед перед началом приема больных в поликлинике, во время групповых профилактических приемов, при работе с семьей больного;
- вести учет санитарно-просветительной работы;
- планировать санитарно-просветительную работу.
Для освоения цели занятия надо владеть:
- интерпретацией полученных результатов лабораторных и инструментальных методов обследования;
- умением составлять план обследования, лечения и профилактики конкретного больного с ОРВИ, ангиной;
- умением выписывать рецепты (с учетом социальных прав на льготные лекарства) на обычные лекарства;
- методикой оказания первою помощи в экстренных случаях до приезда скорой медицинской помощи;
- умением пользоваться законодательствами, установками по экспертизе трудоспособности; определить причину временной нетрудоспособности, критерии выздоровления и восстановления трудоспособности;
- методологией оформления документов по экспертизе нетрудоспособности;
- методикой обучения пациентов по вопросам первичной профилактики, здорового образа жизни с учетом состояния его здоровья;
- умением выбирать оптимальный вариант лечения, назначать медикаментозную терапию с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных побочных действий; рекомендовать немедикаментозную терапию;
- умением правильно оформлять документацию, с которой имеет дело врач-терапевт участковый;
- умением создавать оптимальный уровень взаимоотношений с пациентом и его родственниками, коллегами и медицинским персоналом на приеме в поликлинике, при посещении больных на дому, при проведении санитарно-просветительной работы, экспертизы трудоспособности, трудоустройстве больного с учетом профессиональной пригодности;
- умением использовать средства и методы устной, печатной, изобразительной пропаганды знаний;
- умением использовать санитарное просвещение для профилактики внебольничной пневмонии в виде бесед перед началом приема больных в поликлинике, во время групповых профилактических приемов, при работе с семьей больного;
- умением вести учет санитарно-просветительной работы;
- умением планировать санитарно-просветительную работу.
4. План изучения темы.
1. Контроль исходного уровня самостоятельной подготовки студентов (проверка усвоения учебного материала и выявление остаточных знаний по ранее изученным смежным дисциплинам). Контроль самостоятельной работы студентов проводится в устной форме опроса по теме занятия, письменной тестовой форме и в оценке докладов, презентаций студентов по учебно-исследовательской деятельности.
2. Практическая работа студентов: самостоятельная работа с врачом терапевтом участковым, клинические разборы, работа с медицинской документацией.
3. Закрепление практических навыков: решение ситуационных задач, интерпретация методов исследования и др.