Винтовой забойный двигатель, ВЗД




Винтовой забойный двигатель (сокращенно – ВЗД), он же: гидравлический забойный двигатель (сокращенно – ГЗД) – представляет собой объемный роторный гидравлический механизм преобразующий давление нагнетаемой в полость статора жидкости (буровой раствор) во вращательное движение выходного вала.

Конструктивно винтовой забойный двигатель (взд) состоит из силовой секции (другое название - рабочая пара) и шпиндельной секции. Вырабатываемый на роторе рабочей пары (другое название - силовая секция) крутящий момент посредством гибкого вала (торсиона) или шарнирного соединения (кардана) передается на вал шпиндельной секции и соответственно на долото ВЗД.

Винтовые забойные двигатели (гидравлические забойные двигатели) классифицируются по типу применения: для ремонтно-восстановительных работ (двигатели прямого исполнения наружным диаметром 43..- 127 мм), для бурения вертикальных скважин (двигатели прямого исполнения наружным диаметром 240..-172 мм), для наклонно-направленного и горизонтального бурения (двигатели искривленной компоновки наружным диаметром 76.. - 240 мм).

Винтовые забойные двигатели, или ВЗД, являются одним из направления нашей деятельности. Нашим предприятием на сегодня освоен выпуск двигателей применяемых для капитального ремонта скважин (КРС) (76, 88, 106, 127 габарита), для вертикального и наклонно-направленного бурения (76, 95-98, 106, 120-127, 172-178, 195, 240 габарита), а также силовых секций с активной частью до 5500мм.

Особенности производимых нами винтовых забойных двигателей

Наши гидравлические винтовые забойные двигатели (ВЗД) подразделены на две линейки:

  • двигатели прямого исполнения - для капитального ремонта скважин (габаритом 43, 55, 63, 76, 88, 106, 127 мм) и бурения вертикальных скважин (габаритом 178, 195, 240 мм);
  • двигатели с регулятором угла для наклонно-направленного бурения и горизонтального бурения (габаритом 76, 98, 106, 120, 127, 178, 195, 240 мм).

Двигатели для капитального ремонта скважин – недорогие, простые и надежные двигатели с торсионной трансмиссией и резинометаллическими опорами.

Двигатели для бурения оснащены ловильными (противоаварийными) узлами исключающими оставление деталей двигателя на забое в случае аварий. Шпиндельные секции двигателей для наклонно-направленного и горизонтального бурения оснащены надежными твердосплавными радиальными опорами и осевыми подшипниками повышенной грузоподъемности. Максимальное приближение к долоту нижней опоры и минимальная длина нижнего плеча (расстояние от вала шпинделя до точки искривления) улучшают управление двигателем при горизонтальном и направленном бурении.

По заказу двигатели могут комплектоваться необходимым перечнем ЗиП, а также фильтрами-шламоуловителями, центраторами, калибраторами, переливными и обратными клапанами.

Обозначение выпускаемых ВЗД

Например: Д-106.2000.78-100

Двигатель тип «Д» – двигатель в прямом исполнении, предназначен для бурения и капитального ремонта вертикальных скважин.

Двигатель тип "ДО" – двигатель-отклонитель с жестким кривым переводником (нерегулируемым углом искривления шпиндельной) секции для бурения наклонно-направленных скважин.

Двигатель тип "ДР" - двигатель с регулятором угла (регулируемым углом искривления шпиндельной секции) для бурения наклонно-направленных скважин.

.106 – наружный диаметр (габарит) двигателя в мм

.2000 – длина активной части статора в мм

.78 – заходность (7/8)

- 100 – осевой шаг статора.

Секция двигательная

Секция двигательная, она же: силовая секция (power section), секция рабочих органов, рабочая пара – силовой компонент винтового забойного двигателя задающий его основные энергетические характеристики (момент силы на выходном валу, частоту вращения вала шпинделя, мощность и КПД).

Секция двигательная (рабочая пара) представляет собой объемный роторный гидравлический механизм (винтовой героторный механизм), элементами рабочих органов которого являются статор и ротор. Статор имеет эластичную обкладку с внутренней винтовой поверхностью образующий полости камер высокого и низкого давления. Ротор – металлический винт с износостойкой поверхностью, через который крутящий момент передается исполнительному механизму (валу шпиндельной секции двигателя). При циркуляции жидкости подаваемой насосом в рабочую область статора под действием перепада давления на роторе вырабатывается крутящий момент.

Рабочая пара

«Рабочая пара» гидравлического винтового забойного двигателя (сокращенно: ГЗД или ВЗД) – это одно из названий двигательной секции ВЗД. Можно даже с уверенностью сказать, что это самое популярное «народное» название двигательной секции среди отечественных нефтяников. Рабочая пара (она же двигательная секция, силовая секция, секция рабочих органов, «power section», турбинная секция, винтовая пара) – это основной узел двигателя, где гидравлическая энергия потока рабочей жидкости передается в механическую, генерируя крутящий момент.

Основных элементов двигательной секции (рабочей пары) два, т. е. пара: статор и ротор. Обкладка статора – эластомер (специальная резина устойчивая к абразивному воздействию и работоспособная в среде бурового раствора) определенного винтового профиля. Ротор (изготавливается из легированной стали с износоустойчивым покрытием) – ответная часть статора аналогичного профиля с числом зубьев меньшим на один, чем у статора. Профиль рабочей пары – это то, что задает энергетические характеристики ВЗД.

Пара ротор-статор изготавливается с определенным натягом зубчатого зацепления ротор-статор. Значение натяга зависит от диаметральных и осевых размеров рабочей пары, свойств рабочей жидкости (бурового и промывочного растворов), забойной температуры, свойств эластомера статора и оказывает существенное влияние на энергетические и ресурсные характеристики двигателя.

Рабочая пара – это сердце ВЗД, задающее основные энергетические параметры забойного двигателя, а также его ресурс и межремонтный период (МРП).

К основным энергетическим характеристикам рабочей пары относятся: обороты, момент и мощность.Теоретические энергетические характеристики задаются с помощью геометрии профиля секции: диаметр секции, координаты винтового профиля, длина активной части (часть статора, где непосредственно создается крутящий момент – винтовая часть ротора и статора), число шагов винтового зуба статора, количество зубьев пары ротор-статор.Фактические энергетические характеристики рабочей пары (реальные характеристики двигательной секции после её изготовления) могут отличаться от теоретических в несколько раз. Это связано с погрешностью изготовления основных элементов пары: ротор-статор. Ротор рабочей пары, а также пресс-форма статора – сложное изделие, чистота и точность изготовления которого, оказывают существенное влияние на рабочие характеристики двигателя.

Для рабочих пар малогабаритных двигателей, применяемых при капитальном ремонте скважин (наружный диаметр статора 43-127 мм и длина активной части до 2000мм), МРП, как правило, составляет от 30 до 100 часов наработки (общий ресурс 300 мото-часов).

Рабочие пары, которые используются в бурении (габарит 106 – 240мм, длина активной части статора от 3000 мм и выше) отличаются большей ресурсностью – МРП таких ВЗД и двигательных секций уже составляет минимум 200 мото-часов, а общий ресурс доходит до 600 и более часов наработки. Это достигается за счет увеличения длины активной части статора, применения более износоустойчивых материалов и деталей двигателя (более качественные материалы эластомера и ротора, применение твердосплавных радиальных опор и осевых подшипников повышенной грузоподъемности).

Но, даже идеально изготовлена рабочая пара (с полученными идеальными энергетическими характеристиками) не гарантирует стопроцентный результат при проведении бурильных работ - всё может быть перечеркнуто неправильными условиями эксплуатации. Есть ряд определенных факторов, которые отрицательно влияют, как на рабочие характеристики винтовой пары, так и на весь забойный двигатель в целом.

К факторам, негативно влияющим на ресурс рабочей пары (двигательной секции), относятся:

  • низкая степень очистки рабочей жидкости;
  • химический состав рабочей жидкости, не соответствующий применяемому виду эластомера (высокое содержание нефти, соли, хлорид-ионов, применение азотосодержащих и кислотосодержащих растворов);
  • не соответствие температуры на забое типу эластомера статора рабочей пары (двигательной секции);
  • запуск при минусовой температуре без предварительного прогрева двигательной секции;
  • превышение рабочих режимов бурения (постоянная работа на максимальных режимах и превышение их);
  • применение рабочей пары с фактическим натягом зацепления ротор-статор несоответствующим внутрискважинной температуре.

 

Секция рабочих органов

Секция рабочих органов – это одно из названий двигательной секции ВЗД (она же рабочая пара, двигательная секция, силовая секция, турбинная секция, «power section», винтовая пара).

Шпиндельная секция

Шпиндельная секция (шпиндель) – второй основной узел ВЗД, передающий крутящий момент и осевую нагрузку силовой секции (рабочей пары) на породоразрушающий (аварийный) инструмент, используемый при бурении или проведении аварийных работ. Шпиндель воспринимает реакцию забоя и гидравлическую осевую нагрузку, действующие в рабочей паре, радиальные нагрузки от долот и трансмиссии.

По конструктивному исполнению шпиндельные секции бывают двух типов:

  • открытые - рабочие детали (узлы трения) смазываются и охлаждаются рабочей жидкостью;
  • маслонаполненные - герметизированный шпиндель, рабочие детали (узлы трения) которого находятся в масляной ванне с избыточным давлением на 10-20 атм., превышающим давление окружающей среды.

В двигателях, серийно изготавливаемых в России, применяются шпиндельные секции открытого типа.

Шпиндель состоит из следующих элементов:

  • корпус
  • вал
  • осевая и радиальные опоры.

Вращение ротора двигательной секции через элементы трансмиссии (карданный вал или торсион) передается на вал шпиндельной секции. Осевые и радиальные опоры служат для восприятия осевых и радиальных нагрузок шпинделя и являются основными быстроизнашиваемыми расходными элементами секции.

Регулятор угла

Cпециальный узел ВЗД, представляющий собой сложный механизм искривления (изменения), на заданный диапазон углов, оси перекоса ВЗД относительно нижней части бурильной колонны.

Конструктивно регулятор состоит из двух переводников (верхнего и нижнего), сердечника и зубчатой муфты, которая в целях повышения износоустойчивости армирована твердосплавными зубками.

КОЛЛИЖЕН (АНТИКОЛЛИЖЕН-АНТИСБЛИЖЕНИЕ) ПАРАМЕТРЫСБЛИЖЕНИЯ СКВАЖИН. КОЭФФИЦИЕНТ СИПАРАЦИИ.

Коэффициент сближения рассчитывается при анализе расстояния эллипсов неопределенности скважин. Коэффициент расхождения применяется для определения дистанции между стволами двух скважин и вероятности пересечения стволов двух соседних скважин. Если коэффициент расхождения:
  1. Выше уровня 3 – нет опасных сближений;
  2. Между уровнем 2 и 3 необходимо повышенное внимание на сближения с соседними скважинами;
  3. Между уровнем 2 и 1 есть опасные сближения, согласовать возможность бурения с заказчиком;
  4. Ниже уровня 1 бурение запрещено.
При коэффициенте сближения скважины равным 1,5 необходимо осуществлять мониторинг соседней скважины (скважины с которой происходит сближение),
  1. Установить ревун на скважину с которой идет сближение,
  2. Осуществлять контроль отбора шлама и анализировать его на наличие цемента и металла,
  3. Оповестить членов буровой бригады,
  4. Установить наблюдение за уровнем скважины, наличием поглащений и проявлений, изменением МСП, увеличением момента на роторе.
  5. Технолог ННБ должен скорректировать профиль для отдаления от соседней скважины.
При коэффициенте сближение скважины равным 1 необходимо срочно остановить бурение! Дальнейшие работы по углублению скважины проводить только после согласования с заказчиком.   На практике очень часто возникает ситуация, когда бурение одной или нескольких скважин зависит от результатов бурения одной какой-либо скважины. Такие скважины называются зависимыми и как правило они бурятся с нарушением правил и положений изложенных в разделе 2.5.2, т.к. у них могут измениться проектные данные. Основная опасность при строительстве таких скважин - это сближение или пересечение с ранее пробуренными скважинами. Такая же ситуация возникает при бурении одиночных скважин на уже разбуренных месторождениях. Зона вокруг ствола скважины с радиусом, равным 1,5 % текущей глубины рассматриваемой точки за вычетом длины вертикального участка, но не менее 1,5 м считается опасной с точки зрения пересечения стволов. Если в процессе бурения выявляется, что возможно соприкосновение опасных зон двух скважин, бурение необходимо продолжать с соблюдением мер, исключающих повреждение обсадной колонны (например, применять лопастные долота или провести работы по корректировке ствола скважины). Основным методом контроля за проводкой таких скважин является постоянное построение проложений скважин, пересечение которых предполагается, по результатам инклинометрии. Если точка замера ложиться на проложение другой скважины, то произойдет встреча стволов (см. рис. 2.34). Рис. 2.34. Схема пересечения стволов скважин   Точка на глубине 150 м скважины № 2 ложиться на проложение скважины № 1 между точками 200м и 300 м. Здесь произойдет пересечение стволов скважин. Этот метод не дает достаточную точность, так как расстояние между скважинами контролируется по горизонтальным проекциям.   2.12. Методы ориентирования отклоняющих компоновок   Ориентирование отклоняющей компоновки заключается в установке плоскости искривления отклонителя в заданном азимутальном направлении. Методы ориентирования отклоняющей компоновки можно разделить на: 1. Прямое ориентирование 2. Косвенное ориентирование 3. Ориентирование с помощью телеметрических систем Прямое визуальное ориентирование осуществляется при небольшой глубине скважины, например набор параметров кривизны при бурении под кондуктор. Косвенное ориентирование заключается в использовании специальных приборов (инклинометров и магнитных переводников), которые опускаются внутрь бурильных труб до места установки отклоняющего устройства с магнитным переводником. Ориентирование с помощью телеметрических систем, включаемых в компоновку, заключается в получении и обработке информации о положении отклоняющего устройства наземными контрольно-измерительными приборами по используемому этой телесистемой каналу связи. 2.12.1. Методы прямого ориентирования   При наборе параметров кривизны наибольшее распространение получили методы прямого визуального ориентирования отклонителя по меткам. Эти способы применяются при небольшой глубине спуска отклонителя (до 300 метров) и дают необходимую точность. Для работы по этим способам необходимо подготовить бурильные трубы и разметить ротор. Подготовка заключается в нанесении меток на замки бурильных труб. Для этого используют уровень. Существуют заводские конструкции, но практически уровень изготавливается из обычного уровнемера и имеет вид представленный на рис. 2.35. Такой уровень прост в изготовлении, имеет малые размеры и дает необходимую точность. Метки наносятся с одной стороны трубы На один из замков бурильной трубы прикладывают уровень. Совмещают пузырек уровня с центральным отверстием и наносят на замок метку карандашом или мелом. Затем уровень переносят на другой замок трубы с той же стороны от оси трубы, следя за тем, чтобы положение трубы было неизменным (см. рис. № 16) и делают отметку карандашом или мелом. С помощью зубила по сделанным отметкам «набивают» хорошо различимые метки. Все другие метки (если они были) должны быть ликвидированы. Необходимо подготовить столько бурильных труб с метками, чтобы их хватило для спуска до глубины начала набора параметров кривизны и дополнительно 12 - 15 труб для наращивания в процессе бурения с отклонителем. Разметка ротора заключается в нанесении меток на неподвижную часть ротора через 10 градусов. Методами прямого ориентирования являются: - Ориентирование отклонителя путем переноса меток с бурильных труб на неподвижную часть ротора Предложен А.С. Свирским и П.И. Галютой. - Ориентированный спуск инструмента путем нанесения крестовых меток предложен Р.Н. Матюшиным и Ю.С. Солдатовым. Наиболее широко распространенным методом является ориентированный спуск отклонителя с помощью бумажной ленты по меткам. Суть метода заключается в следующем: 1.Перед началом спуска бурильного инструмента готовят полоску плотной бумаги шириной 6-8 см. и длиной, несколько большей длины окружности замка бурильных труб. Эту полоску перегибают пополам и на середине длины ее делают пометку с обозначением “0”(нулевая метка). Она принимается за метку кривого переводника, показывающую плоскость действия отклонителя. 2. Собирают и спускают в ротор отклоняющую компоновку. Перед этим нулевую метку (метка на кривом переводнике, показывающая плоскость действия отклонителя) сносят на верхний срез турбобура. 3.Наворачивают первую бурильную трубу. Бумажную ленту прикладывают к замку бурильной трубы таким образом (см. рис. 2.37), чтобы метка “0” совпадала с меткой отклонителя (нулевой меткой, снесенной на верхний срез турбобура). Против метки на ниппеле навернутой трубы, на бумажной ленте ставят отметку “1”. Производят спуск навернутой трубы. Наворачивают следующую трубу и отметку “1” на бумажной ленте совмещают с меткой на муфте спущенной трубы и против метки на ниппеле навернутой трубы на ленте наносят новую отметку “2”, а предыдущую отметку “1” зачеркивают (см. рис. 2.38). Таким образом фиксируют расстояние между метками всех спускаемых бурильных труб. Последнюю отметку на ленте совмещают с меткой на муфте последней спущенной бурильной трубы и отметку “0” переносят на неподвижную часть ротора, что и указывает направление действия отклонителя. 4.На роторе мелом отмечают проектный азимут скважины относительно магнитного севера. Разница в градусах (ротор размечен через 10 гр.) между снесенной отметкой “0”- нулевой меткой и отметкой проектного азимута показывает на сколько градусов плоскость действия отклонителя отличается от проектного направления скважины или на сколько градусов нужно повернуть бурильную колонну, чтобы плоскость действия отклонителя совпала с проектным направлением скважины. 5.Наворачивают ведущую трубу – «квадрат», наносят на неподвижную часть ротора метку положения одного из ребер (любого) ведущей трубы. Ребро квадрата обязательно пометить мелом. От этой метки ребра «квадрата», по часовой стрелке отсчитывают необходимое количество градусов, на которые надо повернуть бурильную колонну и ставят другую метку. Эти две метки на неподвижной части ротора (ребра квадрата и последнюю нанесенную метку) наносят потому, что при спуске квадрата в скважину на 2-3 метра, нулевая метка уйдет вниз (ее не будет видно) и мы не сможем довернуть колонну на необходимый угол. Допускают бурильную колонну до забоя, «квадрат» фиксируют в клиньях. Поворачивают бурильную колонну до совмещения помеченного ребра квадрата с меткой ребра квадрата, нанесенной ранее на ротор. Это делается для того, потому что при спуске колонны на 2-3 метра она может повернуться на какой-то угол. 6. Поворачивают бурильную колонну по часовой стрелке от метки ребра ведущей трубы на необходимый угол (угол в градусах между снесенной отметкой “0” и отметкой проектного азимута на неподвижной части ротора), совмещая помеченное ребро квадрата с последней нанесенной меткой. При этом нулевая метка на муфте бурильной трубы совпадет с меткой проектного азимута скважины. Далее прибавляется поправка на угол закручивания колонны от реактивного момента турбобура. Бурильный инструмент несколько раз поднимают и опускают на 2-3 метра, чтобы снять возможные напряжения «пружину» с колонны и начинают бурение. Например:Разница в градусах (ротор размечен через 10 гр.) между снесенной отметкой “0” и отметкой проектного азимута составляет 50 градусов. Следовательно, для совмещения плоскости действия отклонителя с проектным азимутом скважины, всю колонну бурильных труб необходимо повернуть на 50 градусов (см. рис. 2.40) по часовой стрелке. Для чего на неподвижную часть ротора наносят метку ребра ведущей трубы (см. рис. № 2.41). От нее откладывают через 50 градусов последнюю метку и помеченное ребро квадрата совмещают с ней

 

 

МИНИМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНДИКАТОРА ВЕСА ДЛЯ ЗАРЯДКИ МЕХАНИЧ. / ГИДРАВЛИЧ. ЯССА

МИНИМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНДИКАТОРА ВЕСА ДЛЯ ЗАРЯДКИ МЕХАНИЧ. / ГИДРАВЛИЧ. ЯССА
ЗАРЯДКА ИЗ ЗАКРЫТОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЗАРЯДКА ИЗ ОТКРЫТОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Последний зафиксиров. вес при захвате = 150 т - вес КНБК под яссом = 10 т + внутр. трение ясса1 = 5 т = нагрузка по индикатору веса = 145 т Последний зафиксиров. вес при разгрузке = 150 т - вес КНБК под яссом = 10 т - внутр. трение ясса1 = 5 т - сила давления цирк. ________ = 8 т = нагрузка по индикатору веса = 127 т
Сила давления циркуляции способствует зарядке ясса Сила давления циркуляции препятствует зарядке ясса. Замедлить или остановить работу насосов или стравить давление, образовавшееся при работе насоса, для зарядки ясса
Cила, требуемая для продвижения шпинделя через уплотнения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: