Все источники данных для АФХД делятся на плановые, учетные и внеучетные. К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии, а также нор мат ивные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др. Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Внеучетные источники информации: 1. Официальные документы, которыми обязан пользоваться субъект хозяйствования в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия. 2. Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации. 3. Решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия в целом или отдельных его подотделов. 4. Материалы изучения передового опыта, полученные из разных источников информации. 5. Техническая и технологическая документация. 6. Материалы специальных обследований состояния производства на рабочих местах (хронометраж, фотография и т.д.) 7. Устная информация, которая получена во время встреч с членами своего коллектива или представителями других предприятии. К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований. Экономическая информация должна быть аналитичной, т.е. должна соответствовать потребностям АФХД. Экономическая информация должна достоверно отражать исследуемые явления и процессы. Иначе выводы, сделанные по результатам анализа, не будут соответствовать действительности, а разработанные аналитиками предложения не только не принесут пользы предприятию, но могут оказаться вредными. Следующее требование, предъявляемое к организации информационного потока, - это единство информации, поступающей из разных источников(планового, учетного и внеучетного характера). Еще одно требование к информации – оперативность. Это означает, что информация к аналитику должна поступать как можно быстрее. Одно из требований к качеству информации – это обеспечение ее сопоставимости по предмету и объектам исследований, периоду времени, методологии исчисления показателей и ряду других признаков. Система информации должна быть рациональной (эффективной), то есть требовать минимум затрат на сбор, хранение и использование данных. |
|
внутрифирменная система информации В современных условиях важной областью стало инфор- мационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями фирмы осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи. В деятельности крупных фирм, в особенности ТНК, представляющих собой комплексы большого числа повседневно связанных и взаимодействующих предприятий, расположенных в разных странах, передача информации является непременным и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности сведений. Для многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Это касается прежде всего процессов обеспечения предприятий кооперированной продукцией, поступающей со специализированных предприятий по внутрифирменным кэ^-налам. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Особую роль играет прогнозирование рыночных процессов. Важное значение имеет информация о возникновении в ходе производства отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений. Существенную роль в принятии решений играет научно-техническая информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, технических новинках своей фирмы и фирм-конкурентов. Это непрерывно пополняемый общий фонд и потенциал знаний и технических решений, практическое и своевременное использование которого обеспечивает фирме высокий уровень конкурентоспособности. Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия управленческих решений. Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются определенные требования: краткость, четкость формулировок, своевременность поступления; удовлетворение потребностей конкретных управляющих; точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений. Для современных условий характерно применение высокоэффективной внутрифирменной системы информации, основанной на использовании новейших технических средств автоматизированной обработки цифровой и текстовой информации, объединенных в единую внутрифирменную сеть посредством системы связи. Управленческая внутрифирменная информационная система представляет собой совокупность информационных процессов для удовлетворения потребности в информации разных уровней принятия решений. Информационная система состоит из компонентов обработки информации, внутренних и внешних каналов ее передачи (связей), собственно информации. Управленческие информационные системы последовательно реализуют принципы единства производственного процесса, информации и организации путем применения технических средств сбора, накопления, обработки и передачи информации в сочетании с использованием аналитических методов математической статистики и моделей прогнозно-аналитических расчетов. В производственно-хозяйственном подразделении фирмы обеспечивается обобщение информации "снизу вверх", а также конкретизация информации "сверху вниз". Информационный процесс, направленный на получение научно-технической, плановой, контрольной, учетной и аналитической информации, в информационных системах унифицирован и базируется на электронно-вычислительной технике. Повышение эффективности использования информационных систем достигается путем сквозного построения и совместимости информационных систем, что позволяет устранить дублирование и обеспечить многократное использование информации, установить определенные интеграционные связи, ограничить количество показателей, уменьшить объем информационных потоков, повысить степень использования информации. Информационное обеспечение предполагает распространение информации, т.е. предоставление пользователям информации, необходимой для решения научно-производственных задач; создание наиболее благоприятных условий для распространения информации, т.е. проведение административно-организационных, научно-исследовательских и производственных мероприятий, обеспечивающих ее эффективное распространение. Информация и особенно ее автоматизированная обработка - важные факторы повышения эффективности производства. Важную роль в использовании информации играют способы ее регистрации, обработки, накопления и передачи; систематизированное хранение и выдача информации в требуемой форме; производство новой числовой, графической и иной информации. В 80-е годы произошел переход от отдельных управленческих информационных систем к созданию единой внутрифирменной системы сбора, обработки, хранения и представления информации (ВСИ). Произошла переориентация всей деятельности в сфере обработки информации на обеспечение ее конечной цели: удовлетворение потребностей в информации руководителей на всех уровнях внутрифирменного управления. В связи с этим главное внимание уделяется точному формулированию вопросов, возникающих в сфере оперативного управления, и получению информации в кратчайшие сроки для принятия необходимых решений. В зависимости от характера и содержания требуемой информации определяются соответствующие технические средства и методы обработки информации. В современных условиях в крупных промышленных фирмах созданы и эффективно действуют информационные системы, обслуживающие процесс подготовки и принятия управленческих решений и решающие следующие задачи: обработка данных; обработка информации; обработка знаний; реализация интеллектуальной деятельности. Для определения эффективности внутрифирменной системы управления во многих фирмах в учете и отчетности стали использовать показатель - отношение получаемой прибыли к затратам на технические средства и обеспечение функционирования внутрифирменной системы информации. Основные принципы и цели: • определение требований к содержанию информации и ее характеру в зависимости от целенаправленности; • выработка системы хранения, использования, предоставления информации в централизованном и децентрализованном управлении; • определение потребностей в технических средствах (в том числе компьютерной технике) в фирме в целом и в каждом хозяйственном подразделении; • разработка программного обеспечения, создание и использование банков данных; • проведение многовариантных расчетов в процессе разработки программ маркетинга, в планировании, контроле, сборе и обработке цифровой информации; • автоматизированная обработка и выдача текстовой информации; • обеспечение копировальными устройствами, телексами, всеми средствами связи и коммуникаций в рамках фирмы в целом и ее отдельных подразделений; • автоматизация административно-управленческого труда на основе использования компьютерной техники.
|
|
2. Стратегический менеджмент: понятие, основные цели, задачи.
10.1. Элементы стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию внешней среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в конечном итоге способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе.
Стратегический менеджмент обычно рассматривается как совокупность пяти взаимосвязанных процессов:
–> определение миссии и целей;
–> анализ внешней и внутренней среды;
–> анализ и выбор стратегии;
–> реализация стратегии;
–> оценка и контроль выполнения стратегии.
Стратегический менеджмент принципиально отличен от оперативного (табл. 10.1).
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся возможности.
Таблица 10.1
Отличия стратегического менеджмента от оперативного
Угрозы и возможности могут проявляться с шести областях внешнего окружения (табл. 10.2).
Все многообразие стратегий, которые используют фирмы, представляет собой различные модификации нескольких базовых стратегий (рис. 10.1). Каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии среды. При этом существуют факторы, влияющие на выбор стратегии:
kvvad вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация;
Таблица 10.2
Области внешнего окружения
kvvad состояние внешнего окружения, его предсказуемость;
kvvad цели организации; ценности, которыми руководствуются топ-менеджеры при принятии решений;
kvvad уровень рисков;
kvvad внутренняя структура организации;
kvvad опыт реализации прошлых стратегий;
kvvad фактор времени.
3. Миссия и цели организации.