Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в живописи Возрождения из музеев Италии.




 

Из картин Козимо Туры, Джованни Беллини, Карло Кривелли и собственно Пьеро делла Франчески составилась, если угодно, идеальная гильдия святого Луки, покровителя живописцев. Трудно вспомнить более контрастные образцы подхода к вечной теме. Четыре картины (и четыре подхода) легче всего различить по весу изображенных нимбов и серьезности художественных намерений, причем пропорция тут обратная.

Самый тяжелый нимб, золотой, с драгоценными каменьями, у Мадонны кисти Карло Кривелли. Уроженец Венеции покинул родину и ее достижения, выбрав менее влиятельную Анкону и стиль, далекий от "воздушных" земляков. Кривелли, в сущности, воплощает наши представления о провинциальном вкусе как таковом. В середине XV века Кривелли строит намеренно тяжеловесные композиции, заимствованные у готических алтарей, но отвлекает от неправильной перспективы и слабого знания анатомии впечатляющими деталями, почти обманом,— связками лоснящихся фруктов, гипсовыми рельефами, призванными обмануть зрителя и внедрить его персонажей в трехмерное пространство. Крохотная Мадонна не дает адекватного представления о смеси навязчивого символизма, яркости цвета и обилии золота, характерных для Кривелли. Настоящей популярности художник не добился ни при жизни, ни посмертно. В викторианской Англии его очень ценили прерафаэлиты, пока следующее поколение эстетов не повернуло общественные взоры в сторону более сдержанного и благородного синтеза гуманизма с готикой в лице Боттичелли. Кривелли с его мастерством выделки, но скромной овчинкой оказался за бортом большой истории, хотя найденные им рецепты универсальной привлекательности актуальны в каждом веке, и следы декоративно-макабрического темперамента художника отыскиваются не только у Россетти и Берн-Джонса, но и у Сальвадора Дали.

У младенца кисти феррарского художника Козимо Туры нимб тоже сделан из плотного материала, но по цвету и фактуре больше напоминает картон. Тура вместе с Франческо дель Коссой и Эрколе де Роберти был членом загадочного сообщества художников на службе семьи д`Эсте. За феррарцами давно закрепилась репутация мистиков и интеллектуалов, строивших свои работы на сложных аллегориях, которые сочинялись придворными учеными. Эта слава основана на росписях так называемой Залы месяцев в палаццо Скифанойя в Ферраре, многофигурной композиции, к которой, правда, ни Тура, ни его именитые коллеги отношения не имеют. Современные исследователи не принимают стереотипов и считают, что Феррара мало отличалась от других центров гуманистского знания.Мадонна Козимо Туры очень хороша и без всякой мистики. По ее поводу можно вспомнить разве что классическую монографию Лео Стейнберга о сексуальности Христа. Здесь вторичные половые признаки Спасителя явно в центре внимания, что, по Стейнбергу, должно было подчеркнуть двойную природу Христа и утвердить его физическое тождество с человеком.

Тонкая полоска света вместо нимба парит над головами Богоматери и младенца у Джованни Беллини, венецианца, которого в последнее время часто возят в Россию,— видимо, как наиболее жизненного из итальянцев второго ряда. В Пушкинском показывают одну из Мадонн позднего Беллини, научившегося у своих подмастерьев и ассистентов (и в том числе у великого Джорджоне) писать религиозные сюжеты как подсмотренные на улице. Конечно, естественность сцены несколько подорвана красными головами серафимов и херувимов, но тоскливо отсутствующее выражение лица матери поймано со знанием дела.

Наконец, Пьеро делла Франческа, главный герой этого смотра, обходится вовсе без нимбов. "Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами" была найдена в маленькой церкви близ городка Синигалья в 1822 году и перевезена в Урбино. Подробной документации об этой работе не сохранилось: считается, что герцог Федериго да Монтефельтро заказал ее на венчание дочери c Джованни делла Ровере, племянником папы Юлия II, заказчика росписи потолка Сикстинской капеллы. Из четырех художников на выставке Пьеро делла Франческа был наиболее подкованным в вопросах теории — он читал Евклида и Фибоначчи, написал три трактата по математике в сфере коммерции и искусства, общался с юристами и секретарями папского двора. В его композициях всегда виден аналитический подход: по аналогии с ордерной архитектурой его картины хочется назвать ордерной живописью. Ордер — это еще и приказ в другом значении этого слова, тоже подходящем для Пьеро: его младенец не столько благословляет, сколько наказывает простым смертным брать с него пример, держа не по возрасту прямую спину. Забавно, что в экспозиции этот шедевр сдержанности висит прямо напротив Кривелли — делла Франческа обогнал своего современника лет на пятьдесят.

 

 

Заключение

К концу жизни Пьеро дела Франческа оставил карьеру живописца и обратился к точным наукам.

«Пьеро часто делал модели из глины и покрывал их мягкими материями с бесконечными складками, чтобы срисовать их и пользоваться ими. Учеником Пьеро был аретинец Лорентино д`Анджело, который, подражая его манере, мног писал в Ареццои довел до конца то, что Пьеро оставил неоконченным из-за смерти. Недалеко от святого Доната, которого Пьеро изобразил в церкви Мадонны делле Грацие, Лорентино сделал фреской несколько сюжетов из жития этого святого, и во многих других местах этого города, а также в округе– множество вещей, отчасти потому, что он никогда не уставал, отчасти, чтобы поддержать свою семью, которая в те времена была очень бедна. Его рукам принадлежат такие произведения как картина где папа Сикст IV между кардиналом мантуанским и кардиналом Пикколомини дарует прощение городу Ареццо; в зале дворца приоров он написал с натуры портреты Галиотто, кардинала Пиетрамала, епископа Гульельмино дельи Убертини, мессера Анджело Альберготти- доктора прав и много других произведений, которыми бы мог гордиться его учитель.

«Пьеро из Борго, живопись которого относится к 1458 году, лет шестидесяти ослеп от простуды и так дожил до восемьдесят шестого года своей жизни. Он оставил в Борго значительное состояние и несколько домов, которые он сам для себя построил и которые отчасти сгорели и были разрушены в 1536 году. Он был достойно похоронен своими гражданами в главной церкви, тогда принадлежавшей ордену камальдульцев, теперь же ставшей епископской. Большинство книг Пьеро находится в библиотеке Федериго Второго, герцога Урбинского, и таковы, что по заслугам стяжали ему имя лучшего геометра своего времени»,- заканчивает свой рассказ Вазари.

Умер Пьеро делла Франческа в Борго 12 октября 1492 года.

 

 

Список литературы:

· Вазари "Жизнеописания великих ваятелей и зодчих"

· Лазарев В.Н. Пьеро делла Франческа. М., 1966

· Электронные энциклопедии о великих художниках

· Анджелини А. Пьеро делла Франческа [Альбом]. М., 1997

 

 

Приложение:

 

­

 

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА.

МАДОННА ДЕЛЛА МИЗЕРИКОРДИЯ.

1450–1462

 

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА. БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА. 1455

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА. 1460

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА.

КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА. 1450

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА. ПОРТРЕТ ФЕДЕРИГО ДА МОНТЕФЕЛЬТРО И БАТТИСТЫСФОРЦА. 1465—1472

 

 

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА. АЛТАРЬ МОНТЕФЕЛЬТРО. 1472

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА. МАДОННА С БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИМ МЛАДЕНЦЕМ И ДВУМЯ АНГЕЛАМИ. 1474



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: