1. Назвать недорисованные предметы: 2.
3. Назвать перечеркнутые изображения:
3. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга:
4.Определить, что неправильно нарисовал художник:
5. Соедини геометрические фигуры с предметами соответ- ствующей формы
6. Нахождение фигуры среди других. Например,
7. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное отражение.
а) дорисуй овощи и фрукты и назови их:
б) дорисуй геометрические фигуры и назови их:
в) дорисуй предметы и назови их:
9. Практическое занятие по поиску недостающего фраг- мента рисунка.
10. Рассмотри «Точечные изображения».
Ученику предъявляют изображения предметов, геометри- ческих фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необ- ходимо назвать их.
11. Обвести контурные изображения букв.
12. Расставь буквы по величине от самой низкой до самой высокой (проставь в квадратах справ от букв цифры от 1 до 4):
13. Дописать букву.
14. «Бордюр».
По заданному образцу ребенок должен воспроизвести в тетради в клетку узоры -"бордюры" по памяти, а при затрудне- нии —с опорой на образец.
15.
Из букв наложенных друг на друга составить слово:
16. Игра "Шифровка"
Ребенку дается шифр тех букв, при воспроизведении кото- рых он совершает ошибки, например, пары смешиваемых букв:
|
- "д" — ↓ "б" — ↑
- "п" — // "т" — ///
- "з" — ← "е" — →
Шифр демонстрируется на доске некоторое время, затем доска закрывается. Ребенок должен списать в тетрадь предло- жения, "проблемные" буквы в которых заменены шифром.
Например:
- ↑а↑ушка лю↑ит со↑ирать гри↑ы. ↓е↓ушка у↓ит ры↑у. На
↓у↑е растут желу↓и. В зоопарке ↑ыли зе↑ры, о↑езьяны, ↑егемот и кроко↓ил.
- //аша рисуе/// ///анк. //е///р был на прогулке в //арке. Он
//ринес ве///ки ///о//оля.
- ←автра у ←ины д→нь рожд→нья — ←ин→ исполнится д→вять л→т. ←ам→р←ший ←айчонок спрятался под →ловой в→ткой. В ←оопарк→ были ←→бры, ←убры, об→←ьяны и б→г→мот.
Игра «Шифровка» (расшифруй слоги: вместо цифр напи- ши буквы п или т)
2а – 3а 3у – 2у – 3у и2 – и3 о3 – о2 – о3 2и – 3и 2е – 3е – 2е а3 – а2 3а – 2а – 3а 2у – 3у 3о – 3о – 2о о3 – о2 е2 – е3 – е2
Звуковые сочетания:
3и3 2е2 3у3 2о2 2у3 3и2 2о3 3е3 2ѐ3 3я2
Расшифруй слова:
2ар3а 2ло3ник 2о3о2 2ло3 2у3ь 2аш3е3 3е2ло 2ис3оле
3улу2 2ианис3 2лака3 3ро2инка 2е3ля 3е2лоход 2я3ь 3у2ик
Прочитай предложения, расшифровав их:
//ор///ной //ос///авил за//ла///ку на //аль///о. Куро//а///ка и ///е///ерев – кру//ные // ///ицы.
//е///я с//ря///ал //ор///фель в //ар///у.
Ан3о2 2ос3авил 3ома3ный сок в 3ѐ2лое мес3о. Конс3ан3ин 3ер2еливо 2рочи3ал повес3ь.
Не с2е3ь ли нам 2ро с3е2ь?
17. Реконструирование букв:
а) добавляя элементы (например, сделать из бук- вы Р букву В),
б) уменьшая количество элементов (например, сделать из буквы ж букву к),
|
в) изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р букву Ь или из буквы Т— букву Г).
18. На фоне контурных изображений предметов найти "спрятавшиеся" буквы:
найти "спрятавшихся" животных:
19. Из счетных палочек и пуговиц выложите на столе ка- кой-нибудь узор.
Покажите ребенку узор.
Через 10 секунд прикройте узор листом бумаги. Попросите ребенка выложить такой же узор.
Сравните то, что получилось с образцом.
20. Игра "Чего не стало?"
На столе раскладываются картинки. Дети должны запом- нить их. Затем убирается одна картинка, а дети должны отга- дать, какой картинки не стало.
21. Организуйте соревнование по типу «кто быстрее».
Возьмите по журнальному листу и вычеркивайте на ско- рость определенные буквы. Если получилось – в следующий раз возрастает уровень сложности. Одну букву зачеркиваем крестиком, другую – обводим.
22. Игры на формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространствен- ного анализа и синтеза
Ориентировка на собственном теле, дифференциация пра- вых и левых его частей.
“Робот”
Игровое упражнение 1 ―Какой рукой кушаем, рисуем, бе- рем предметы‖
Игровое упражнение 2 ―Где правая и левая рука‖
Игровое упражнение 3 ―Одень клипсы на левое (правое)
ухо‖
Игровое упражнение 4 ―Одень колечко на правую (левую)
руку‖
Игровое упражнение 5 ―Попрыгай на правой (левой) ноге‖
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совместная работа специалистов, педагогов и родителей значительно повышает эффективность коррекционного процес- са, способствует преодолению нарушений письма и чтения у младших школьников. Упражнения и игры подобранные в этом пособии будут полезны всем детям.. Родители могут делать это дома, педагоги на школьных уроках. Создавайте у ребенка ус- тановку на успех при запоминании и написании трудных слов (старайтесь не употреблять при этом частицы "не"). Предупре- ждение: "Не делай ошибок!" - неэффективно. Правильная уста- новка звучит так: "Я запомню эти буквы! Я буду писать их пра- вильно!"
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких М.М, Ефимова С.П. «Знаете ли вы своего ребѐн- ка?», М-Просвещение 1991 г.- 176с.
2. Лалаева Р.И. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников», С-Пербург из-во «Союз» - 2003 г.- 224с.
3. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием ре- чи. - М.,1961г. – 310с.
4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ву- зов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
5. Парамонова Л.Г. "Говори и пиши правильно".- СПб, 1996г.-
384с.
6. Парамонова Л.Г. "Логопедия для всех".- М, 2002г.-408с.
7. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших
школьников. - М.,1983г.-111с.
Авторы-составители:
Е.В. Малкова– учитель-логопед МАОУ «СОШ № 73 г.Челябинска
Е.В. Резникова– к.п.н., доцент кафедры СПП и ПМ, ЮУрГГПУ
Учебное издание
Е.В. Малкова
Елена Васильевна Резникова
Консультативная помощь
педагогам и родителям по вопросам преодоления нарушений письменной речи у младших школьников
Методические рекомендации
Издательство «Библиотека А. Миллера» 454080, г. Челябинск, ул. Свободы, 159
Подписано к печати 03.02.2020 Формат 60х84 1/16 Объем 1,2 уч-изд.л.
Заказ № 74. Тираж 100 экз