ДЛЯ КОРРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ И В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ




1. Назвать недорисованные предметы: 2.


3. Назвать перечеркнутые изображения:

 

 
 

 

3. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга:

 

 

 
 


4.Определить, что неправильно нарисовал художник:

 

 
 

 

5. Соедини геометрические фигуры с предметами соответ- ствующей формы

 

 
 

 

6. Нахождение фигуры среди других. Например,

 
 

7. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное отражение.


а) дорисуй овощи и фрукты и назови их:

 

 
 

б) дорисуй геометрические фигуры и назови их:

 

 
 

 

в) дорисуй предметы и назови их:

 

 
 

9. Практическое занятие по поиску недостающего фраг- мента рисунка.

 

 
 


10. Рассмотри «Точечные изображения».

Ученику предъявляют изображения предметов, геометри- ческих фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необ- ходимо назвать их.

 

 
 

 

11. Обвести контурные изображения букв.

 

 
 

 

12. Расставь буквы по величине от самой низкой до самой высокой (проставь в квадратах справ от букв цифры от 1 до 4):

 

 
 


13. Дописать букву.

 

 
 

 

14. «Бордюр».

По заданному образцу ребенок должен воспроизвести в тетради в клетку узоры -"бордюры" по памяти, а при затрудне- нии —с опорой на образец.

 

 
 

 

15.

 
 

Из букв наложенных друг на друга составить слово:


 

 

 

16. Игра "Шифровка"

Ребенку дается шифр тех букв, при воспроизведении кото- рых он совершает ошибки, например, пары смешиваемых букв:

- "д" — ↓ "б" — ↑

- "п" — // "т" — ///

- "з" — ← "е" — →

 

Шифр демонстрируется на доске некоторое время, затем доска закрывается. Ребенок должен списать в тетрадь предло- жения, "проблемные" буквы в которых заменены шифром.

Например:

- ↑а↑ушка лю↑ит со↑ирать гри↑ы. ↓е↓ушка у↓ит ры↑у. На

↓у↑е растут желу↓и. В зоопарке ↑ыли зе↑ры, о↑езьяны, ↑егемот и кроко↓ил.


- //аша рисуе/// ///анк. //е///р был на прогулке в //арке. Он

//ринес ве///ки ///о//оля.

 

- ←автра у ←ины д→нь рожд→нья — ←ин→ исполнится д→вять л→т. ←ам→р←ший ←айчонок спрятался под →ловой в→ткой. В ←оопарк→ были ←→бры, ←убры, об→←ьяны и б→г→мот.

 

Игра «Шифровка» (расшифруй слоги: вместо цифр напи- ши буквы п или т)

2а – 3а 3у – 2у – 3у и2 – и3 о3 – о2 – о3 2и – 3и 2е – 3е – 2е а3 – а2 3а – 2а – 3а 2у – 3у 3о – 3о – 2о о3 – о2 е2 – е3 – е2

 

Звуковые сочетания:

3и3 2е2 3у3 2о2 2у3 3и2 2о3 3е3 2ѐ3 3я2

 

Расшифруй слова:

2ар3а 2ло3ник 2о3о2 2ло3 2у3ь 2аш3е3 3е2ло 2ис3оле

3улу2 2ианис3 2лака3 3ро2инка 2е3ля 3е2лоход 2я3ь 3у2ик

 

Прочитай предложения, расшифровав их:

//ор///ной //ос///авил за//ла///ку на //аль///о. Куро//а///ка и ///е///ерев – кру//ные // ///ицы.

//е///я с//ря///ал //ор///фель в //ар///у.

Ан3о2 2ос3авил 3ома3ный сок в 3ѐ2лое мес3о. Конс3ан3ин 3ер2еливо 2рочи3ал повес3ь.

Не с2е3ь ли нам 2ро с3е2ь?


17. Реконструирование букв:

а) добавляя элементы (например, сделать из бук- вы Р букву В),

б) уменьшая количество элементов (например, сделать из буквы ж букву к),

 

в) изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р букву Ь или из буквы Т— букву Г).

18. На фоне контурных изображений предметов найти "спрятавшиеся" буквы:

 

 
 


найти "спрятавшихся" животных:

 

 
 

 

19. Из счетных палочек и пуговиц выложите на столе ка- кой-нибудь узор.

Покажите ребенку узор.

Через 10 секунд прикройте узор листом бумаги. Попросите ребенка выложить такой же узор.

Сравните то, что получилось с образцом.

 

 
 


20. Игра "Чего не стало?"

 

На столе раскладываются картинки. Дети должны запом- нить их. Затем убирается одна картинка, а дети должны отга- дать, какой картинки не стало.

 

21. Организуйте соревнование по типу «кто быстрее».

 

Возьмите по журнальному листу и вычеркивайте на ско- рость определенные буквы. Если получилось – в следующий раз возрастает уровень сложности. Одну букву зачеркиваем крестиком, другую – обводим.

 

22. Игры на формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространствен- ного анализа и синтеза

Ориентировка на собственном теле, дифференциация пра- вых и левых его частей.

“Робот”

Игровое упражнение 1 ―Какой рукой кушаем, рисуем, бе- рем предметы‖

Игровое упражнение 2 ―Где правая и левая рука‖

Игровое упражнение 3 ―Одень клипсы на левое (правое)

ухо‖

Игровое упражнение 4 ―Одень колечко на правую (левую)

руку‖

Игровое упражнение 5 ―Попрыгай на правой (левой) ноге‖


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совместная работа специалистов, педагогов и родителей значительно повышает эффективность коррекционного процес- са, способствует преодолению нарушений письма и чтения у младших школьников. Упражнения и игры подобранные в этом пособии будут полезны всем детям.. Родители могут делать это дома, педагоги на школьных уроках. Создавайте у ребенка ус- тановку на успех при запоминании и написании трудных слов (старайтесь не употреблять при этом частицы "не"). Предупре- ждение: "Не делай ошибок!" - неэффективно. Правильная уста- новка звучит так: "Я запомню эти буквы! Я буду писать их пра- вильно!"


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безруких М.М, Ефимова С.П. «Знаете ли вы своего ребѐн- ка?», М-Просвещение 1991 г.- 176с.

2. Лалаева Р.И. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников», С-Пербург из-во «Союз» - 2003 г.- 224с.

3. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием ре- чи. - М.,1961г. – 310с.

4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ву- зов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

5. Парамонова Л.Г. "Говори и пиши правильно".- СПб, 1996г.-


384с.


 

6. Парамонова Л.Г. "Логопедия для всех".- М, 2002г.-408с.

7. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших


школьников. - М.,1983г.-111с.


Авторы-составители:

Е.В. Малкова– учитель-логопед МАОУ «СОШ № 73 г.Челябинска

Е.В. Резникова– к.п.н., доцент кафедры СПП и ПМ, ЮУрГГПУ


Учебное издание

 

 

Е.В. Малкова

Елена Васильевна Резникова

 

 

Консультативная помощь

педагогам и родителям по вопросам преодоления нарушений письменной речи у младших школьников

 

Методические рекомендации

Издательство «Библиотека А. Миллера» 454080, г. Челябинск, ул. Свободы, 159

 

 

Подписано к печати 03.02.2020 Формат 60х84 1/16 Объем 1,2 уч-изд.л.

Заказ № 74. Тираж 100 экз

 
Отпечатано на ризографе в типографии ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69

 
 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: