Тест «Классификация предметных картинок».




Цель: определить способности к обобщению.

Методика проведения: для проведения теста необходимо подготовить заранее карточки с изображением знакомых дошкольникам предметов морковь тетрадь, яблоко, лошадь, платяной шкаф, заяц, девочка, огурец, корова, шапка-ушанка,стол, груша, доктор, ручка, карандаш пальто,

коза платье, портфель, шляпа, кресло, лиса, мальчик, собака, медведь, белка, шарф диван кот, капуста, помидор, апельсин, трамвай, автобус, самосвал, ёлка.

Карточки раскладывают на столе, предлагают ребёнку их рассмотреть, а потом разложить на группы – подходящие к подходящим – и назвать группы одним словом. После того, как карточки будут сгруппированы, просят ребёнка объяснить, почему он объединил карточки в эту группу, чем они похожи, это позволяет выявить принцип классификации, использованный ребёнком,

и, соответственно, уровень обобщений

 

Семилетние дети , обычно раскладывают карточки на 8 групп (овощи ,фрукты, домашние животные, дикие животные, люди, мебель, одежда, школьные предметы) и одну карточку (с изображением ёлки). В задании разложить предметы на 3 группы они выделяют группы растений, животных, предметов (вещей) а на 2 группы выделяют «живое» и «неживое».

 

Качественный анализ ответов ребёнка позволяет выявить свойственный ему уровень обобщения:

- -отсутствие обобщения – ребёнок не выделяет существенные признаки предметов одного класса, не может объединить их в одну группу, назвать одним словом.

- уровень простого синтеза– правильно объединяет предметы, но назвать эту группу не может, перечисляет предметы, или их считает,

- уровень наглядного обобщения– правильно объединяет предметы, но не называет их обобщающим словом, вместо этого: а) подменяет название группы указанием на действие, которое производит этот предмет, или на то, что с ним можно сделать, б )всей группе даёт название предмета, в неё входящего, в)называет материал, из которого сделаны эти предметы.

- уровень предварительного словесного обобщения– правильно объединяет предметы, называет обобщающим словом, но при этом путает понятия или даёт неточное название (например, вместо «птицы» говорит «животные»)

- уровень полного словесного обобщения– правильно объединяет, правильно называет обобщающим словом.

Отсутствие обобщения и уровень простого синтеза являются показателями неготовности к систематическому школьному обучению

. Низкий уровень развития способности к обобщению может послужить причиной следующих трудностей в усвоении учебного материала:

1 .Неосмысленное заучивание материала.

2. Непрочные и несистематизированные знания.

3. Неспособность использовать ранее заученный материал.

4. Трудности понимания математических задач.

5 Трудности понимания прочитанного. Угадывающее чтение.

6. Ошибки в чтении окончаний слов.

7 Трудности в усвоении чтения, письма и математики в целом.

Помощь таким детям осуществляется в организации усвоения материала в соответствии с законом поэтапного усвоения умственных действий П.Я. Гальперина.

 

Вербальная механическая

слуховая память

«10 слов» Лурия А.Р.

Цель: определить объём слуховой механической кратковременной и отсроченной памяти.

Методика проведения .Ребёнку зачитываются подряд 10 слов, которые потом он воспроизводит в любом порядке. Для удобства фиксации воспроизводимых слов их отмечают в специальном протоколе.

Инструкция: «Мы с тобой сейчас будем учить слова, Я назову эти слова, а ты постарайся запомнить как можно больше слов, когда я закончу, ты повторишь те, которые запомнил, порядок слов при назывании значения не имеет, закрой глаза и слушай.» Слова произносятся со скоростью 1 слово в секунду. Вся эта инструкция повторяется 4 раза и каждый раз отмечаются слова, которые запомнил ребёнок, заносятся в протокол.

 

Слова 1 проба 2 проба 3 проба 4 проба
Стул Весна Гриб Пальто Мыло Луна Забор Санки Земля кот +   +     + + + + +   + + +     + + +   + + + + + + + + + + + + +
Правильно названо слов
Ошибки - - -

Нормально развивающиеся шестилетние дети после первого прослушивания называют 3 –4 слова, семилетние 4 –5 слов. В каждой последующей пробе количество слов постепенно нарастает, нередко 7 летние дети уже после 4 прослушивания называют все слова из списка. 6 летним детям нужно 5 прослушиваний. Если необходимо определить отсроченную память, то через 30 минут ребёнок (без повторения) воспроизводит слова, считается, что он может забыть в это ситуации 2 –3 слова.

Анализ результатовпроизводят по графику, если он восходящий, то уровень памяти ребёнка нормальный, нисходящий график показывает быструю утомляемость или сниженную работоспособность. График « плато» (нет изменений в количестве запоминаемых слов) показывает при нормальном объёме памяти отсутствие мотивации учения.

Зрительная образная память исследуется также. только в качестве стимульного материала используются предметные картинки. Обработка проводится по тем же критериям.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!