ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ
ПРИКАЗ
От 29 апреля 2003 г. N 36
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО СУДЕБНОМУ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В РАЙОННОМ СУДЕ
(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ
от 01.08.2005 N 85, от 27.12.2006 N 146, от 23.01.2007 N 6,
от 03.12.2010 N 270, от 19.12.2011 N 232, от 24.04.2012 N 91,
от 18.03.2013 N 61,
с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ
от 21.05.2007 N ГКПИ06-1601)
В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", определяющим основные положения организационного обеспечения деятельности судов в Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде.
2. Начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, председателям районных судов организовать изучение и обеспечить четкое исполнение основных положений и требований настоящей Инструкции, устанавливающих единую систему организации делопроизводства, порядка работы с процессуальными и иными документами.
3. Признать утратившими силу Приказы Судебного департамента от 29 января 1999 г. N 8 "Об утверждении временной Инструкции по делопроизводству в районном суде", от 24 августа 1999 г. N 94 "О внесении изменений и дополнений во временную Инструкцию по делопроизводству в районном суде, утвержденную Приказом Генерального директора Судебного департамента от 29 января 1999 г. N 8", от 15 октября 2001 г. N 140 "О внесении дополнений во временную Инструкцию по делопроизводству в районном суде".
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Генерального директора Воронова В.А.
|
Генеральный директор
А.В.ГУСЕВ
Утверждена
Приказом
Генерального директора
Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 29 апреля 2003 г. N 36
ИНСТРУКЦИЯ
ПО СУДЕБНОМУ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В РАЙОННОМ СУДЕ
(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ
от 01.08.2005 N 85, от 27.12.2006 N 146, от 23.01.2007 N 6,
от 03.12.2010 N 270, от 19.12.2011 N 232, от 24.04.2012 N 91,
от 18.03.2013 N 61)
Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде (далее - Инструкция) разработана в целях совершенствования документационного обеспечения деятельности районного суда.
Настоящая Инструкция, являясь основным нормативно-методическим документом, определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в районных судах Российской Федерации, предусматривая учет и ведение документооборота районного суда, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах районного суда, порядок текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив.
Положения Инструкции распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами, создаваемыми средствами вычислительной, компьютерной и электронной техники.
1. Общие положения и руководство организацией
судебного делопроизводства
1.1. Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде устанавливает единую систему документационного производства, обязательную для всех работников районного суда.
|
1.2. Инструкция разработана на основании Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), ГОСТа Р51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" и в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-методическими документами Федеральной архивной службы России.
Процессуальные документы суда оформляются в соответствии с процессуальным законодательством.
(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
Организационно-распорядительные документы суда оформляются в соответствии с ГОСТ Р 630-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
1.3. Правила и порядок работы с документами, установленные настоящей Инструкцией, обязательны для всех работников аппарата суда. Все работники ответственны за выполнение требований Инструкции, сохранность служебных документов и неразглашение содержащейся в них информации.
1.4. Председатель районного суда в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", статьей 6.2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" осуществляет в том числе следующие функции:
|
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
организует работу суда;
устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;
осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе распределяет обязанности между работниками аппарата суда, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности;
осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
(п. 1.4 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232)
1.5. Ответственный за делопроизводство, назначенный председателем суда, обеспечивает его организацию в соответствии с Инструкцией и знакомит всех работников аппарата суда с нормативно-методическими документами по делопроизводству.
1.6. Задачи и функции отделов делопроизводства, обеспечения судопроизводства по гражданским делам, обеспечения судопроизводства по уголовным делам регламентируются положением об аппарате федерального суда общей юрисдикции, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) от 21 декабря 2012 г. N 238, а также положениями о соответствующих отделах, утвержденными приказом председателя соответствующего районного суда.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
Абзац исключен с 1 января 2012 года. - Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232.
(п. 1.6 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)
1.7. Обязанности, права и ответственность работников аппарата суда определяются их должностными регламентами, утверждаемыми председателем суда.
(п. 1.7 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232)
1.8. Прием граждан в суде производится в соответствии с правилами внутреннего распорядка суда, положением о приемной в суде и регламентом организации деятельности приемной в суде, утвержденными председателем суда или лицом, временно исполняющим его обязанности, на основании Типовых правил внутреннего распорядка суда, утвержденных Постановлением Совета судей Российской Федерации от 18 апреля 2003 г. N 101, Примерного положения о приемной в судах общей юрисдикции, утвержденного Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 26 ноября 2008 г., Типового регламента организации деятельности приемной суда общей юрисдикции, утвержденного Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 19 июня 2009 г., Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, утвержденного Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 229, в редакции от 5 августа 2010 г. N 234.
(п. 1.8 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)
1.9. Номенклатура основных нарядов, которые ведутся в суде, формируется в соответствии с Перечнем документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Судебного департамента от 9 июня 2011 г. N 112.
(п. 1.9 введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
2. Порядок приема, отправления дел и корреспонденции
2.1. Все судебные дела и корреспонденция, поступающие как по почте, так и поданные (доставленные) непосредственно в суд, принимаются, а также отправляются по назначению работником аппарата суда, должностным регламентом которого предусмотрены соответствующие полномочия.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232)
2.2. Работник отдела делопроизводства вскрывает пакеты, проверяет соответствие присланных судебных дел и других материалов описи, а затем ставит на первой странице обложки дела (письма и т.п.) штамп, где проставляется дата поступления материала в суд, регистрационный номер документа по журналу учета входящей корреспонденции.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232)
Если при вскрытии пакетов будет обнаружено отсутствие какого-либо документа или приложения к нему, об этом составляется акт, один экземпляр которого посылается отправителю, а второй приобщается к полученным документам и передается вместе с ними на рассмотрение исполнителю (приложение N 2).
Конверты от поступивших по почте исковых заявлений, представлений, апелляционных или частных жалоб, исполнительных документов должны быть сохранены и приложены к присланным документам.
(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232, от 18.03.2013 N 61)
Ошибочно доставленная корреспонденция пересылается по принадлежности или возвращается отправителю с сопроводительным письмом, с оставлением копии сопроводительного письма в соответствующем наряде.
(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
2.3. Поступившие в суд дела, материалы и иные документы, в том числе присланные электронной почтой, факсимильной связью, а также телеграммы регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции (форма N 1).
При использовании автоматизированного учета регистрационные журналы учета входящей и исходящей корреспонденции (форма N 1 и форма N 1-а) формируются автоматически в базе данных ПИ "Судебное делопроизводство" с последующим распечатыванием в форме реестров на бумажном носителе в конце рабочего дня либо по мере необходимости в течение рабочего дня.
(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
2.4. Дела об административных правонарушениях, поступившие в суд одновременно с доставкой правонарушителей, до их рассмотрения также подлежат регистрации в отделе делопроизводства суда (форма N 7р).
(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270, от 18.03.2013 N 61)
2.5. Для регистрации отдельных видов поступающей корреспонденции (исполнительные документы, поручения других судов) в журнал учета входящей корреспонденции могут быть внесены дополнительные графы (например, для отметок об исполнении).
При большом объеме поступающей по почте корреспонденции регистрация может производиться в нескольких журналах по видам: исполнительные документы, корреспонденция по уголовным, гражданским делам, делам об административных правонарушениях, прочая корреспонденция и т.д.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232)
2.6. Не подлежат регистрации, а передаются с отметкой о времени получения их судом для приобщения к делам:
судебные повестки, возвращенные суду;
расписки в получении судебных повесток, исковых заявлений (жалоб).
Также не подлежат регистрации, а передаются с отметкой о времени получения их судом рекламные извещения, поздравительные письма.
(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
(п. 2.6 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)
2.7. После регистрации, но не позднее следующего рабочего дня, вся поступившая корреспонденция передается по назначению для рассмотрения в порядке, установленном председателем суда.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)
Абзацы второй - третий исключены с 1 января 2012 года. - Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232.
2.8. При использовании автоматизированного судебного делопроизводства список дел, назначенных к рассмотрению на заданную дату, формируется автоматически и размещается на информационных стендах, в информационных киосках и на сайте суда в сроки, указанные в Регламенте организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте суда общей юрисдикции (далее - Регламент), утвержденном постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 27 января 2011 г. N 253 (в редакции постановления Президиума Совета Судей Российской Федерации от 24 марта 2011 г. N 259).
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232)
В случае необходимости может быть использован соответствующий журнал формы N 2.
(п. 2.8 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)
2.9. Документы, принятые работником приемной суда, подлежат регистрации в подсистеме "Документооборот" ГАС "Правосудие" и передаются по назначению под роспись не позднее следующего рабочего дня для рассмотрения в порядке, установленном председателем суда.
(п. 2.9 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
2.10. Лицо, подающее исковое заявление и другие материалы через приемную суда, может представить дополнительную копию вышеуказанного документа, на которой по его просьбе ставится дата и указывается фамилия лица, принявшего документы, после чего копия возвращается заявителю.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)
2.11. При отправке по назначению судебных дел и других документов, в том числе при направлении электронной почтой, факсимильной связью, регистрация которых производится в журнале формы N 1-а, исходящий номер на сопроводительных письмах должен соответствовать номеру дела (материала) или номеру того наряда, в котором эта переписка должна храниться.
2.12. Дела, материалы направляются заказными бандеролями, а исковые материалы, исполнительные документы - заказными письмами либо направляются курьерами.
На заказные бандероли и письма составляется список внутренних почтовых отправлений, отдельно на бандероли и на письма (форма N 3). Список внутренних почтовых отправлений остается в суде и подшивается в хронологическом порядке в соответствующий наряд.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
Дела, материалы и корреспонденция, направляемые адресатам с курьерами, записываются в разносную книгу для корреспонденции (форма N 4) и сдаются получателям под расписку в этой книге.
2.13. Судебные повестки и копии процессуальных актов направляются судом в соответствии с требованиями Приказа ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 г. N 343 "О введении в действие "Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное".
Общий порядок и правила организации извещения участников судопроизводства о дате, времени и месте рассмотрения дела в федеральном суде общей юрисдикции посредством отправки им СМС-сообщений определяются соответствующим регламентом, утверждаемым Судебным департаментом.
(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
(п. 2.13 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)
3. Регистрация и учет уголовных, гражданских дел,
дел об административных правонарушениях
3.1. Все дела, поступившие в суд, регистрируются в базе данных программного изделия "Судебное делопроизводство" (далее - база данных ПИ "Судебное делопроизводство") в соответствии с документами первичного статистического учета на учетно-статистических карточках (для уголовных дел - форма N 5 р, для гражданских дел - форма N 6 р, для дел об административных правонарушениях - форма N 7 р, для уголовных дел в суде апелляционной инстанции - форма N 5.2, для гражданских дел в суде апелляционной инстанции - форма N 6.2, для жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях - форма N 7.1) и в алфавитном указателе (для уголовных дел - форма N 5-а, для гражданских дел - форма N 6-а, для дел об административных правонарушениях - форма N 7-а, для уголовных дел в суде апелляционной инстанции - форма N 5-б; для гражданских дел в суде апелляционной инстанции - форма N 6-б; для жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях - форма N 7-б).
(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270, от 19.12.2011 N 232)
Работники, в чьи обязанности входит ведение базы данных ПИ "Судебное делопроизводство", определяются председателем суда.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232)
В случае ведения автоматизированного учета статистические карточки и алфавитные указатели формируются в электронном виде в базе данных ПИ "Судебное делопроизводство" с последующим обязательным выводом на бумажный носитель. При этом дополнительная информация может быть внесена рукописным способом.
(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
Учетно-статистические карточки на дела выводятся на печать при сдаче дела в архив либо по окончании календарного года, а также в иных необходимых случаях.
(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
При использовании автоматизированного учета регистрационные журналы учета, алфавитные указатели формируются автоматически в базе данных ПИ "Судебное делопроизводство" с последующим распечатыванием в форме реестров на бумажном носителе в течение рабочего дня или по мере необходимости.
(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
3.2. По уголовному делу на несколько привлеченных лиц карточка формы N 5 р заводится в соответствующем количестве экземпляров с указанием порядкового номера на каждое лицо. При этом карточки по одному делу скрепляются.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)
В карточке с порядковым номером 1 заполняются сведения всех разделов, в остальных - только раздел Б "Сведения о привлеченном лице".
Алфавитный указатель формы N 5-а формируется на каждое привлеченное лицо.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232)
По результатам рассмотрения уголовного дела на каждое привлеченное лицо формируется статистическая карточка на подсудимого в соответствии с Инструкцией по ведению судебной статистики, утверждаемой приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232)
3.3. По гражданскому делу заводится только один экземпляр карточки формы N 6 р, алфавитный указатель по делам искового производства ведется на каждого ответчика; по делам, вытекающим из публичных отношений, - на подателя жалобы; по делам, вытекающим из налоговых отношений, - на налогоплательщика; по делам особого производства - на заявителя.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)
В автоматизированных программах, в которых ведется учет гражданских дел, должно быть обеспечено формирование запросов по требованиям истцов и ответчиков, заявителей в соответствии с алфавитными указателями.
3.4. Все поступившие в суд исковые заявления, заявления по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений, жалобы, представления, протесты, уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях после регистрации в базе данных ПИ "Судебное делопроизводство" и формирования в журнале входящей корреспонденции в целях реализации требований ст. 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), ст. 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) распределяются председателем суда либо лицом, им уполномоченным, с использованием подсистемы ГАС "Правосудие" "Модуль распределения дел". Не позднее следующего рабочего дня соответствующие документы передаются для рассмотрения судье.
(п. 3.4 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
3.5. В течение пяти дней после передачи судье искового заявления (заявления) для рассмотрения информация о движении дела (о принятии дела к производству, об отказе в принятии заявления, о возвращении заявления, об оставлении без движения) вносится в базу данных ПИ "Судебное делопроизводство" работником аппарата суда, должностным регламентом которого предусмотрены соответствующие полномочия.
(п. 3.5 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232)
3.6. Заявления, по которым вынесены определения об отказе в их принятии, о возвращении заявления или оставлении без движения, регистрируются в автоматизированной базе данных с формированием информации в журнале формы N 6.1.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232)
3.7. По делу об административном правонарушении заводится учетно-статистическая карточка формы N 7 р на каждое привлеченное лицо. Регистрация в алфавитном указателе формы N 7-а также ведется на каждое привлеченное лицо.
(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270, от 19.12.2011 N 232)
3.8. С целью формирования картотеки учетно-статистических карточек отдельно по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также осуществления в дальнейшем их надлежащего хранения указанные карточки на бумажном носителе распечатываются работником аппарата суда, должностным регламентом которого предусмотрены соответствующие функции, который проверяет достоверность информации о движении дела, включая результаты рассмотрения.
(п. 3.8 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
3.9. По истечении календарного года учетно-статистические карточки на дела, не рассмотренные к началу нового года, переносятся в картотеку нового года. В этом случае на каждой учетно-статистической карточке и в каждом деле указываются два порядковых номера - прошлого и нового года.
В связи с этим нумерация дел, поступивших в новом году, начинается с того номера, который является очередным после перерегистрации остатка предыдущего года.
В картотеку прошлого года взамен изъятых карточек вкладываются карточки-заменители, на которых отмечается порядковый номер прошлого года и делается отметка о перенесении с указанием нового порядкового номера.
3.10. Производства по представлениям и ходатайствам, разрешаемым в порядке исполнения приговоров (статья 399 УПК Российской Федерации), регистрируются в журнале (форма N 9) и алфавитном указателе (форма N 9-а).
3.11. При разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора суда, постановившего приговор, соответствующие сведения отражаются в учетно-статистической карточке формы N 5 р. Если связанные с исполнением приговора вопросы разрешаются вне района деятельности суда, постановившего приговор, суд, разрешивший вопросы исполнения приговора в порядке статьи 399 УПК Российской Федерации, направляет копию постановления суду, постановившему приговор, по получении которой в карточке формы N 5 р также делается соответствующая запись.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)
3.12. При компьютерном ведении регистрации и учета дел объем учитываемых сведений может быть увеличен, но не должен быть меньше предусмотренного приложениями к настоящей Инструкции.
3.13. Для регистрации судебных дел и материалов устанавливается примерный перечень индексов:
"1" - уголовные дела;
"2" - гражданские дела;
"3" - материалы судебного контроля за законностью действий органов предварительного следствия и дознания;
"4" - материалы по рассмотрению представлений и ходатайств в порядке исполнения приговоров;
"5" - дела об административных правонарушениях;
"6" - материалы по применению принудительных мер медицинского характера;
"7" - материалы о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные и иные специализированные учреждения;
"8" - производства о наложении денежных взысканий и штрафов, об обращении залога в доход государства;
"9" или "М" - материалы, по которым отказано в принятии заявлений и вынесен судебный акт о возврате, материалы до вынесения решения о принятии к производству;
"10" - уголовные дела в суде апелляционной инстанции;
"11" - гражданские дела в суде апелляционной инстанции;
"12" - дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях;
"13" - материалы в порядке исполнения решений;
"14" - материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
"15" - иные материалы.
При отсутствии соответствующих материалов наряды не ведутся и индексы не используются.
(п. 3.13 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)
3.14. Номер уголовного, гражданского дела, дела об административном правонарушении или материала включает соответствующий индекс, порядковый номер по учетно-статистической карточке или регистрационному журналу и текущий год, который указывается через дробь.
Например, 1-20/2002 (уголовное дело), 2-13/2003 (гражданское дело), 5-11/2003 (дело об административном правонарушении) и т.д.
Порядковый номер по учетно-статистической карточке или регистрационному журналу, который входит в состав номера соответствующего дела (материала), указывается на обложке дела (материала) и в алфавитном указателе. Тем же номером помечается и вся переписка по данному делу (материалу).
3.15. Гражданские дела подшиваются в обложку (форма N 18), на которой делаются необходимые отметки (наименование суда, порядковый номер дела, дата начала производства в данном суде, наименование дела и т.д.).
(п. 3.15 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
3.16. По уголовным делам, поступившим от органов предварительного расследования с обвинительным заключением (актом), может быть использована та обложка, в которой находилось дело, при условии ее надлежащего качества и сохранности. На обложке делаются необходимые отметки (наименование суда, порядковый номер дела, дата начала производства в данном суде и т.д.).
Если уголовное дело, поступившее от органов предварительного расследования, было судом подшито в новую обложку (форма N 18), то при деле должна быть сохранена обложка, в которой оно находилось в стадии предварительного расследования.
На обложках дел, по которым обвиняемые находятся под стражей, работником отдела делопроизводства должен быть поставлен штамп "под стражей" или сделана об этом отчетливая надпись.
3.17. На внутренней стороне обложки уголовного, гражданского дела, дела об административном правонарушении помещается справочный лист (форма N 19), в котором отмечаются все действия суда, произведенные по делу (направление повесток, копии искового заявления, копии приговора, решения, истребование документов и др.).
3.18. Дела об административных правонарушениях, другие дела, материалы хранятся в обложке (форма N 20), на которой указывается номер дела, фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого рассматривалось дело, наименование дела, дата поступления дела в суд, дата его рассмотрения и дата сдачи в архив.
3.18-1. Записи на обложках и справочных листах производятся четко, разборчиво, чернилами или пастой синего, черного цветов. Сокращения допускаются только в пределах возможности прочтения наименований.
(п. 3.18-1 введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
3.19. Дата поступления дела (материала), указываемая на обложке, учетно-статистической карточке или в регистрационном журнале, должна отражать время фактического поступления дела в суд.
По делам, присланным в суд по почте, дата их поступления указывается в соответствии с отметкой, сделанной отделом делопроизводства в день приема дела.
3.20. Гражданские, уголовные дела, возвращенные на новое судебное рассмотрение после отмены решений (определений), приговоров (постановлений), и уголовные дела, повторно поступившие в суд от прокурора (статья 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), регистрируются в учетно-статистических карточках так же, как впервые поступившие дела, и получают новый порядковый номер. В карточках форм N 5 р, 6 р делается запись со ссылкой на номер предыдущей его регистрации.
В алфавитном указателе повторно поступившие дела записываются отдельно, но с отметкой об их повторном поступлении.
(п. 3.20 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)
3.21. В случае выделения уголовного и гражданского дела в отдельное производство оно регистрируется как вновь поступившее в день вынесения судом постановления (определения) о выделении в отдельное производство с присвоением самостоятельного номера. В уголовном, гражданском деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные судьей копии процессуальных документов, имеющих значение для данного дела.
В случае когда в отношении одного из обвиняемых по уголовному делу вынесено постановление о приостановлении производства по делу (в связи с розыском либо тяжелым заболеванием), а в отношении остальных обвиняемых дело рассмотрено, то при возобновлении производства по делу в отношении этого лица заводится новая учетно-статистическая карточка и дальнейшее движение дела отражается в ней, о чем делается отметка в первой учетно-статистической карточке.
(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)
3.22. В случае соединения гражданских дел в одно производство учет и дальнейшее движение дела осуществляются под одним номером производства, определяемым по дате наиболее раннего начала течения срока по одному из объединенных дел. В учетных документах (учетно-статистической карточке, электронной картотеке) делаются соответствующие отметки о соединении дел.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 24.04.2012 N 91)
В случаях направления прокурору уголовных дел для соединения на основании пункта 4 части 1 статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при возвращении этих уголовных дел в суд дальнейшее движение дела отражается в новой учетно-статистической карточке. В учетно-статистических карточках на заведенные ранее поступившие уголовные дела делается отметка со ссылкой на учетно-статистическую карточку на соединенное дело.
(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)
3.23. Исключен с 1 января 2012 года. - Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270.
3.24. Заявления (жалобы), поданные с нарушением требований ст. 131, 132 ГПК Российской Федерации, по определению судьи остаются без движения. Истцу (заявителю) не позднее следующего рабочего дня направляется копия этого определения. В период установленного судьей срока заявления хранятся в отдельном наряде (нарядах).
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232)
Если недостатки не будут устранены истцом (заявителем) в назначенный судьей срок, заявление (жалоба) считается неподанным. С соответствующей копией определения такие заявления и приложенные к ним документы возвращаются истцу (заявителю). Подлинник определения судьи, копии искового заявления, сопроводительного письма о возвращении заявления и приложенных к нему документов хранятся в соответствующем наряде.
(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232, от 18.03.2013 N 61)
В случае устранения стороной указанных недостатков регистрация и оформление дела производятся на общих основаниях. Датой поступления дела в суд в этих случаях считается день первоначального представления искового заявления (жалобы).
3.25. Заявления о вынесении дополнительного решения, разъяснении решения суда, об исправлении описок и явных арифметических ошибок в решении суда до вступления его в законную силу и обращения к исполнению и подлежащие рассмотрению судьей, вынесшим решение, регистрируются во входящей корреспонденции и приобщаются к гражданскому делу.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232)
Материалы по вопросам исполнения судебных решений, разрешаемых в судебном заседании после окончания производства по делу (вступления в законную силу и обращения к исполнению), подлежат отдельной регистрации и учету.
Документы по материалам в порядке исполнения решений приобщаются к гражданскому делу, если дело рассматривалось по существу в данном суде.
(п. 3.25 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)
3.26. Заявления, не принятые судьей по основаниям, перечисленным в ст. 134, 135 ГПК Российской Федерации, регистрации как гражданские дела не подлежат. Копия определения судьи об отказе в принятии искового заявления либо о возвращении искового заявления вручается (направляется) истцу (заявителю) в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд. Вместе с копией определения истцу (заявителю) возвращаются поданные им документы. Подлинник определения судьи, копия заявления и сопроводительного письма о возврате документов хранятся в соответствующем наряде.
(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232, от 18.03.2013 N 61)
3.27. После формирования состава суда для рассмотрения конкретного дела работники аппарата суда вносят соответствующие сведения в автоматизированную информационную систему о составе суда.
(п. 3.27 введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)
4. Регистрация и учет предложений, заявлений
и жалоб на работу суда, не подлежащих рассмотрению
в порядке, установленном уголовно-процессуальным
и гражданско-процессуальным законодательством
4.1. Все поступающие в суд от граждан и организаций обращения, заявления и жалобы регистрируются в базе данных ПИ "Документооборот" и в журнале (форма N 23) с указанием даты их поступления.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)
Дубликаты, повторные, а также дополнительные обращения регистрируются под тем же номером, что и первоначально поступившее обращение, с указанием даты их поступления.
4.2. Дубликатами считаются обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам или одному и тому же адресату, если не истек срок рассмотрения по первому обращению.