Тема: «Учение Вернадского. Круговорот веществ»
Биосфера и ноосфера
С. П. Залыгин утверждает, что «если молодой человек (как, впрочем, и человек в пожилом возрасте) хочет осмыслить свое место в окружающем мире, вписаться в него, то сделать это... без знакомства с воззрениями Вернадского нельзя».
На вопросы анкеты: «Что наиболее характерного и наиболее ценного Вы усматриваете в организации своего труда как ученого?» - Вернадский ответил: «Я думаю, что скорее всего - систематичность и стремление понять окружающее. Кроме того, я придаю огромное значение вопросам этики». Эти три основных положения составляют «феномен Вернадского». Стремление понять окружающее было смыслом всей жизни В. И. Вернадского, систематичность являлась его рабочим инструментом, а этика - компасом, который обеспечивал правильность выбранного пути.
Солнечный шар, раскаленный термоядерными реакциями, излучает равномерно во все стороны световую энергию мощностью Ь0=3,83-1()26Вт. Учитывая тот факт, что Земля получает лишь 5-10-10 часть общей излучаемой Солнцем энергии (отношение площади земного диска тгК®2 к поверхности 4лг®2 с радиусом земной орбиты г©), можно определить мощность световой энергии, приходящей к нашей планете: Р = 10РУ4г®2 = 1,72-1О17Вт.
Этика В. И. Вернадского была направлена на определение целей научного исследования, сопоставление их с идеями добра, нравственности, гуманизма. Он писал: «Ученые не должны закрывать глаза на возможные" последствия их научной работы, научного прогресса».
Современник В. И. Вернадского Н. И. Вавилов требовал от своих сотрудников каждое изучаемое ими явление «положить на глобус». У Вернадского требования были еще выше - явление следовало «наложить на Вселенную». Важным способом познания мира для Вернадского являлось и искусство. Вернадский любил украинские народные песни и классическую музыку, был тонким ценителем художественной литературы, живописи, скульптуры.
|
В 1926 г. в Ленинграде, а через три года в Париже и несколько позже в Берлине вышли очерки Вернадского «Биосфера в космосе» и «Область жизни» под общим названием «Биосфера». Эти очерки до сих пор не утратили своей актуальности. Однако сам Вернадский довольно критически относился к ним, считая, что приведенные в них определения биосферы как «сферы жизни», «лика Земли» или л<тонкой пленки жизни» весьма расплывчаты и неточны. «Лик Земли, - писал Вернадский в своей последней работе, - не является результатом «случайных явлений», а отвечает некой резко ограниченной геологической земной оболочке - биосфере, - одной из многих других, имеющих определенную структуру, характерную для земных планет.
Ноосфера, по Вернадскому, это такой этап развития биосферы, при котором «проявляется как мощная, все растущая геологическая сила, роль человеческого разума (сознание) и направленного им человеческого труда».
Оценивая роль человеческого разума и научной мысли как планетарного явления, В. И. Вернадский пришел к следующим выводам:
Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет.
Это проявление изменения биосферы есть неизбежное явление, сопутствующее росту научной мысли.
Это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс.
|
А так как среда жизни - биосфера - есть организованная оболочка планеты, то вхождение в нее в ходе ее геологически длительного существования, нового фактора ее изменения - научной работы человечества - есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние - в ноосферу.
Большой (геологический) круговорот веществ в природе
Магматические горные породы выветриваются, разрушаются и образуют осадочные гордые породы. В подвижных зонах земной коры (зоны вулканической активности) они вновь погружаются вглубь литосферы. Под действием высоких температур и давления осадочные горные породы вновь переплавляются и превращаются в магму.
В результате землетрясений, извержений вулканов новая магма поднимается на поверхность. Она остывает и вновь начинает выветриваться, разрушаться, образуя осадочные породы. Так вещества из недр Земли постоянно доставляются на её поверхность.
Но большой круговорот выглядит не как круг, а развивается по спирали. Это происходит потому, что каждый новый цикл круговорота не повторяет в точности старый, а вносит что-то новое (одни вещества улетучиваются, другие вещества включаются в круговорот в совершенно разных количествах – не таких, как было ранее). Это со временем приводит к весьма значительным изменениям.
К большому круговороту веществ и энергии относится и круговорот воды. Это круговорот воды между сушей и океаном через атмосферу. Вода испаряется с поверхности Мирового океана. Кстати, на это затрачивается почти половина солнечной энергии, поступающей к поверхности Земли. Испарившаяся вода переносится ветром на сушу, где выпадает в виде осадков. Осадки стекают назад в Мировой океан поверхностными или подземными водами.
|
Круговорот воды происходит и по более простой схем: вода испаряется с поверхности океана, конденсируется и выпадает в виде осадков сразу в тот же океан. Подсчитано, что в круговороте воды на Земле ежегодно участвует более 500 тысяч км3 воды. Круговорот воды играет очень важную роль на планете, т.к. он участвует в формировании природных условий на планете (климат, ветер). Вода используется и живыми организмами. Таким образом, весь её запас на Земле распадается и вновь восстанавливается, т.е. происходит полное обновление всей воды за 2 млн. лет.
2) Малый (биогеохимический) круговорот веществ и энергии – общие вопросы – активизация знаний обучающихся, выступление заранее подготовленных учащихся с использованием презентации, запись основных положений, зачерчивание схем:
- Малый круговорот веществ, он же биогеохимический, в отличие от большого круговорота, протекает лишь в пределах биосферы.
- Этот круговорот для жизни биосферы – главный, и он сам является порождением жизни.
- Изменяясь, рождаясь, умирая, живое вещество поддерживает жизнь на нашей планете.
- Происходит это благодаря биогеохимическому круговороту.
- Сущность его в том, что живое вещество образуется из неорганических соединений в процессе фотосинтеза, в превращении органических веществ при разложении вновь в неорганические вещества.
- Неорганические вещества и солнечная энергия включаются из неживой природы в живую – превращаются в органические вещества.
- После смерти живых организмов органические вещества, разлагаясь, разрушаются до неорганических и возвращаются в неживую природу.
- Главным источником энергии малого круговорота является солнечная радиация, с которой начинается фотосинтез.
- Эта энергия неравномерно распределяется по поверхности земного шара: на экваторе количества тепла в три раза больше, чем, например, на архипелаге Шпицберген (800 северной широты).
- Часть солнечной энергии теряется: отражается, поглощается почвой, рассеивается и т.д.
- На фотосинтез тратится максимум около 5% от всей энергии солнца, а чаще всего вообще 2-3%.
- В масштабах планеты действует биогеохимический круговорот – обмен макро- и микроэлементов и простых неорганических веществ (СО2 и Н2О) с веществом атмосферы, гидросферы, литосферы.