Законодательный процесс.




Законодательная инициатива принадлежит правительству (кабинет министров) и палатам парламента, монарх.

Закон становится таковым, если он принят двумя палатами (есть некоторые исключения из этого правила в пользу нижней палаты) и подписан монархом. Король подписывает все законы, и на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет при­надлежащего ему права вето.

Вето палаты лордов может быть преодоле­но нижней палатой простым большинством голосов.

Проект закона (билль) может быть внесен в любую палату (на практике сначала рассматрива­ется палатой общин). Монарх обладает законодательной инициа­тивой, но от его имени законопроекты представляют министры. Подав­ляющее большинство законопроектов, как и в других странах, принима­ется по инициативе правительства (в Великобритании — 95%).

Для об­суждения законопроектов членов парламента выделяется лишь один день в неделю. Законопроект рассматривается в трех чтениях:

1. В первом чтении клерк палаты лишь зачитывает его заголовок,

2. Во втором чтении обсуждаются основные положения законо­проекта, после чего он передается в один, а иногда в несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с по­правками и голосованием. После возвращения из комитета второе чте­ние в палате продолжается, могут быть внесены поправки, принимаемые путем голосования.

3. Третье чтение заключается в общей дискуссии по проекту с предло­жениями за его принятие или против, но нередко вместо такой дискуссии спикер просто ставит проект на голосование («за» и «против»). Для дис­куссий по проекту необходимо присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется большинство голосов общего числа членов палаты.

Если проект принят, он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.

Традиционно к полномочиям палаты общин относят финансовые пол­номочия. Закон о бюджете всегда принимается сначала нижней палатой. Его вносит только правительство, поправки депутатов возможны лишь по согласованию с соответствую­щим министром. Полномочия палаты в отношении закона о бюджете ограничены. Они ограничены и в отношении других финансовых и «де­нежных» биллей (между этими понятиями есть некоторое различие, а решение о том, каким является билль — финансовым или «денежным», принимает спикер палаты общин). Эти законы также обсуждаются сна­чала в нижней палате и должны быть приняты верхней в течение месяца. После истечения этого срока закон вступает в силу без согласия палаты лордов.

Контроль За управлением, за деятельностью правительства (практически палата общин).

Юридически правительство несет коллективную ответственность перед палатой общин. Палата общин может потребовать отставки министра, но премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или только виновный министр (чаще всего из-за неэтичного поведения).

1. Вотум недоверия бывает только связанным т.е. он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им зако­нопроектом: правительство заявляет, что если билль не будет принят, те оно уйдет в отставку, оказывая тем самым давление на палату общин. Применяется очень редко.

2. Резолюция порицания предлагается оппозицией и вносится доволь­но часто, но почти всегда отклоняется партийным большинством. В еди­ничных случаях она принимается, если часть депутатов от правящей партии голосует вместе с оппозицией, составляя таким образом парла­ментское большинство.

3. Вопросы к премьер-министру (наиболее распространена, для них отводится специальное время один раз в неделю) и к министрам («час вопросов» бывает четыре дня в неделю — это обычно 40—50 минут сразу после открытия пленарного заседания). На заседании в среднем задается 20—25 устных и письменных вопросов, министр успевает ответить приблизительно на 8—9 из них. Он может отказаться отвечать по вопросам общественной безопасности, коммер­ческой тайны, личного характера. Министр может отказаться отвечать на вопрос, если считает, что для подготовки ответа необходимы затраты, превышающие 200 ф. ст.

4. Дебаты по общим вопросам политики, которые обычно предлагаются оппозиции. В связи с этим премьер-ми­нистр регулярно выступает перед парламентом и каждый министр каби­нета выступает раз в месяц. Общей политике правительства посвящены также ежегодные дебаты в связи с тронной речью монарха в парламенте при открытии его сессии.

5. Парла­ментские специальные комитеты: с 1979 г. министры приглашаются ими (и не осмеливаются не явиться) для объяснений. Помимо него существуют и другие уполномоченные парламента (парламентские комиссары, омбудсманы) — по здравоохранению, местному самоуправлению и т.д., которые осуществляют контроль в своих сферах.

8. Глава государства Великобритании. Правовое положение и роль в политической системе.

Глава Великобритании - монарх, ему же теоретически принадлежит исполнительная власть, составная часть парламента. На деле он не участвует в законодательстве (право вето не применяет), исполнительной властью не обладает.

Правовое положение.

1. занимает пост по наследству, применяется кастильская систе­ма наследования. Различают 4 основные системы престолонаследия:
- салическая система, при которой наследование осуществляется только по мужской линии;
- кастильская система, при которой предпочтение отдается мужчинам;
- австрийская система, при которой женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий,

- шведская – мужчины и женщины равноправны.

Сейчас династия Виндзоров.

2. Символ единства нации, преемст­венности государства, гарантия стабильности в обществе.

3. Монарх — лицо неприкосновенное, он не подлежит уголовной, адми­нистративной, гражданской ответственности, не может быть задержан и т.д.

4. Монарх политически нейтрален, не является членом какой-либо партии, не подлежит политической ответственности в связи с управлением государством: за монарха отвечают его министры.

5. Глава англиканской церкви.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: