Роль в политической системе




Полномочия британского монарха (королевская прерогати­ва) – это исключительные права, установленные традицией, конституци­онными обычаями, иногда закрепленные судебным прецедентом и не зависящие от воли парламента. Во взаимоотношениях с парламентом эти права, равно как и некоторые другие свои полномочия, монарх осущест­вляет по указанию правительства (конкретно — премьер-министра).

Политические прерогативы:

1. Он подписывает законы и имеет право вето (хотя не использует его с 1707 г.).

2. Промульгирует закон парламента – опубликование.

3. Монарх — составная часть парламента, но посещать его заседа­ния он может лишь по специальному приглашению.

4. Право на открытие сессии парламента (выступает с тронной речью на совместном заседании палат, где зачитывает программу действий на предсто­ящий год).

5. Монарх впра­ве (формально) распустить палату общин с назначением даты новых выборов, это он делает только по указанию правительства.

6. Назначение премьер-министра. Фактически им становит­ся лидер партии, победившей на выборах в палату общин, ибо правитель­ству нужно получить вотум доверия — голоса большинства членов пала­ты для его утверждения. Когда правящая партия в силу разногласий в ней не могла выдвинуть единого кандидата или когда партия не располагала явным большинством, реше­ние принимал монарх.

Монарх обладает внешнеполитическими полномочиями.

· Он являет­ся главой британского Содружества, представленным в некоторых его странах генерал-губернатором, и как таковой промульгирует конститу­ции этих стран и стран, получивших независимость.

· Он является главнокомандующим вооруженными силами (юридически), назначает высших военачальников, присваивает воинские звания и сам имеет воин­ское звание (царствующая ныне королева Елизавета II — полковник). Традиционная прерогатива короля — вопросы войны и мира.

У монарха есть прерогативы личного характера:

· королевские рега­лии (корона, трон, мантия, держава, скипетр, титул, необходимое обра­щение к монарху «Ваше Величество»),

· королевский двор, состоящий из лиц, обслуживающих короля и членов его семьи (эти лица имеют разные придворные титулы),

· цивильный лист — ежегодно вотируемые парла­ментом деньги на личные нужды короля и содержание его двора (в насто­ящее время приблизительно 8 млн.ф.ст.),

· освобождение от уплаты нало­гов (Елизавета II от этой привилегии добровольно отказалась).

Монарх, наследник престола, некоторые члены королевской семьи обладают зна­чительной недвижимой собственностью (земли, дворцы и т.д.), которая может приносить им доход, но продать ее они не могут. Они являются также держателями многих ценных бумаг, которыми распоряжаются свободно.

Хотя юридически монарх обладает обшир­ными полномочиями, фактически они им самостоятельно осуществлять­ся не могут. Это «спящие прерогативы». Все акты, исходящие от монар­ха, подлежат контрассигнации (подписи) премьер-министра: без его согласия акт монарха недействителен.

При монархе существует Тайный совет, состоящий из членов коро­левской семьи, епископов, министров (всего около 300 человек). Совет собирается в торжественных случаях, но чаще всего он не собирается или собирается несколько человек (его кворум — 3 человека), а от имени Совета монарх издает «приказы в Совете». Этими приказами оформляют­ся решения кабинета.

9. Исполнительная власть в Великобритании: порядок формирования, структура и полномочия.

Правительство в Великобритании называетс я Кабинетом министров.

Кабинет составляется правительственными официальными лицами, выбранными Премьер-министром, из них большинство — министры правительства. Предельная чис­ленность по закону — 95 человек, обычно 75—80 министров, младших министров, секретарей и т.д. Ранг министров имеют генераль­ный прокурор и генеральный атторней — юридический советник прави­тельства, его представитель в суде.

Из состава правительства выделяется более узкий кабинет ведущих ми­нистров (18—22 человека), в их числе всегда государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др. Он созывается на заседания и принимает решения хотя и редко. Обычно этот кабинет заседает в личной резиденции, где живет премьер-министр, на Даунинг-стрит, 10, в Лондоне. Но чаще не эти заседания в доме премьера (одно время раз в неделю) собирается «внутренний кабинет» — несколько ведущих лиц, пользующихся особым доверием премьер-министра. «Внутренний кабинет» принимает решения от имени кабинета.

Порядок формирования. Правительство назначается главой государства, но формируется партией большинства в палате общин. Монарх назначает премьер-министра (лорд казначейства), который формирует правительство. Оно представляет в палату общин программу, которая утверждается голосованием. Это акт выражения доверия правительству.

Структура.

· Во-первых, главы министерств и ведомств, являющиеся членами кабинета. Они получают все решения кабинета («внутреннего кабинета»). Остальные министры, если они не были приглашены на заседание, получают лишь выдержки из решений кабинета, которые касаются их ведомств. Протоколы заседаний правительства публикуются через 30 лет.

· Во-вторых, членами правительства являются министры и государственные министры, т.е. заместители ведущих министров а также все младшие министры — заместители других министров, входящие в состав кабинета. Они участвуют в заседаниях кабинета по приглашению. Есть территориальные министерства: по делам Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии.

· В-третьих, членами правительства являются некоторые лица, занимающие традиционные еще со времен феодализма должности (например, лорд — хранитель печати).

· В-четвертых это министры без портфеля, которые оказывают помощь премьер-министру по его указаниям.

· В-пятых, особая категория младших министров: парламентские секретари, представляющие министра в парламенте.

При премьер-министре и министрах существует множество вспомогательных органов — комитеты, комиссии, секретариаты, службы. Особое значение имеют парламентские службы, которые следят за дебатами в парламенте, информируют министра о вопросах, поднятых в парламенте (в основном касающихся данного ведомства), готовят ему ответы на вопросы депутатов, выступления в парламенте.

Полномочия:

1. Для исполнения законов парламента, как считается, правительство принимает нормативные акты от имени отдель­ных министров.

2. Парламент может делегировать правитель­ству право принимать акты, имеющие силу закона (делегированное за­конодательство), которые тоже оформляются как акты министров. За этими актами установлен парламентский контроль: они должны быть представлены в парламент («положены на стол парламента»), на деле же сдаются в библиотеку и в комитет парламента по подчиненному законо­дательству. Решения кабинета оформляются актами Тайного совета.

В Великобритании министерства имеют отделения на местах, с которыми местные органы самоуправления согласовывают назначение некоторых муниципальных чиновников (например, в сфере пожарной охраны, муниципальной милиции и др.).

Теневой кабинет – правительство оппозиции. Лидер получает зарплату, определяет повестку дня в парламенте.

В Соединенном Королевстве существуют две ключевых конституционных конвенции, касающихся ответственности кабинета перед парламентом, коллективная ответственность кабинета министров и отдельных министров.

Это вытекает из того факта, члены кабинета министров являются членами парламента, и, следовательно, подотчетны ему, потому что парламент обладает верховенством. Коллективная ответственность кабинета означает, что члены кабинета министров принимают решения коллективно, и поэтому ответственность за последствия этих решений несут на коллективной основе.

Индивидуальная ответственность министров определяется Конвенцией о том, что в качестве руководителя департамента, министр несет ответственность за свои действия, а также неудачи тоже своего отдела.

Действующий премьер-министр ( с 11 мая 2010 года) — Дэвид Кэмерон, лидер Консервативной партии. Сейчас Правительство состоит из консерваторов и либералов.

Как указывает название должности, Премьер-министр является главным советником монарха. Премьер-министр сам одновременно занимает одну из министерских должностей — Первого лорда казначейства.

Суть должности премьер-министра определяется не кодифицированными законами, а неписанными и изменчивыми обычаями, известными как конституционные обычаи.

В согласии с неписанными конституционными обычаями монарх должен назначить человека пользующегося поддержкой палаты общин: обычно, лидера партии получившей большинство в палате. Если ни у одной партии нет большинства (редкий случай при избирательной системе Соединённого Королевства), две или более группы могут создать коалицию, лидер которой становится премьер-министром.

Срок полномочий премьер-министра связан со сроком полномочий Палаты общин. Максимальный срок полномочий палаты — пять лет.

В некоторых обстоятельствах премьер-министр может быть вынужден либо распустить Палату общин, либо уйти в отставку. Это происходит в случае если палата выражает недоверие или отказывается выразить доверие. То же самое происходит, если Палата общин отказывается принять бюджет, или какую-то другую особенно важную часть программы правительства.

Какой бы ни была причина — истечение пятилетнего срока, выбор премьер-министра или поражение правительства в Палате общин, после роспуска следуют новые всеобщие выборы. Если партия премьер-министра теряет большинство в Палате общин, премьер-министр уходит в отставку. Лидер победившей партии или коалиции назначается премьер-министром Монархом.

Основной обязанностью премьер-министра является формирование правительства, то есть создание Кабинета, который сможет удержать поддержку Палаты общин после назначения Монархом. Он координирует политику и действия кабинета и различных правительственных департаментов, представляя собой «лицо» правительства её Величества.

10. Судебная власть в Великобритании.

Особенность современной судебной системы Великобритании в том, что в Соединенном королевстве существуют три автономные судебные системы:

• общая для Англии и Уэльса;

• отдельная для Шотландии;

• отдельная для Северной Ирландии.

В Англии и Уэльсе имеются система общих судов и система административных судов.
Иерархию общих судов образуют:

• низшие суды - магистратские суды и суды графств;

• высшие суды - Верховный суд и Палата лордов.

Магистратские суды. Фактически это мировые судьи - их около 20 тыс. по стране, причем большинство из них - не юристы по профессии, а простые уважаемые и добропорядочные граждане, исполняющие свои функции бесплатно, на общественных началах. Эти суды рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела.

Суды графств (их около 350 по стране) рассматривают гражданские и уголовные дела средней тяжести.

Магистратские суды (мировые судьи) и суды графств рассматривают около 90% всех дел, остальные (особо сложные) - рассматривают высшие суды, главным образом Верховный суд, и незначительную часть (30 - 40 дел в год) - Палата лордов.

Особенностью Верховного суда Англии и Уэльса является то, что он состоит из трех судов:

Высокого суда (гражданско-правовая направленность)

Суда Короны (уголовно-правовая направленность)

Апелляционного суда (жалобы на их решения)

Cостав Высокого суда:

• отделение королевской скамьи (сложные гражд. дела + морские + торговля)

• канцлерское отделение (интеллектуальная собственность + банкротство)

• семейное отделение (семейные споры)

Суд Короны создан сравнительно недавно (в 1971 г.) взамен судов присяжных. Дела рассматриваются судьей-профессионалом и 10 или 12 присяжными.

Для обвинительного приговора необходимы голоса 9 из 10 либо 10 из 12присяжных.

Апелляционный суд рассматривает жалобы на решения Высокого суда и Суда Короны.

Судьи в Англии и Уэльсе назначаются пожизненно до достижения пенсионного возраста (65, 70, 72 и 75 лет в зависимости от уровня суда).
Судебная система Северной Ирландии
копирует судебную систему Англии и Уэльса.

Уникальную, не похожую на английскую и североирландскую, судебную систему имеет Шотландия .

Иерархию шотландских судов составляют:

• районные суды, которые рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела в составе либо профессиональных судей, либо 2 и более мировых судей;

• шерифские суды - рассматривают основную массу гражданских дел и уголовные дела средней тяжести;

• Сессионный суд в Эдинбурге - высшая судебная инстанция для рассмотрения гражданских дел;

• Высокий суд юстициариев - высшая судебная инстанция для рассмотрения уголовных дел (ее решения окончательны).

Острова Пролива и остров Мэн имеют собственные судебные системы.

Высшей судебной инстанцией для всей Великобритании является Палата лордов во главе с лордом-канцлером. Дела в Палате лордов рассматриваются не всеми лордами, а лишь небольшой коллегией лордов-юристов. Палата лордов может пересмотреть решение (но прибегает к этому крайне редко) любого суда Великобритании, кроме Высокого суда юстициариев Шотландии.

Судебная система.

1. Палата лордов (лорды по апелляции).

2. Верховный суд:

· Апелляционный суд (гражданские и уголовные дела, пересмотр дел высокого суда).

· Высокий суд (Канцлерский суд – налог, патенты, суд Королевской Скамьи – уголовные дела, суд по семейным делам).

· Суд Короны – уголовные дела и суд присяжных (последний появился в 12 веке).

3. Суды графств (низшие) и магистратские (мелкие гражданские дела).

11. Регионализм и самоуправление в Великобритании.

Великобритания — сложное унитарное государство с автономией и с особенностями управления в некоторых историко-географических еди­ницах.

В состав Великобритании входят несколько частей: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия («исторические единицы») и несколько мелких ост­ровов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.). Великобритания имеет колониальные владения: остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар.

Англия особых органов управления не имеет, ею управляют общегосударственные органы.

Шотландия и Уэльс юридически поль­зуются административной автономией своеобразного характера, но на деле управление ими осуществляется из центра — министрами по делам Шотландии и Уэльса, на местах — в главных городах Шотландии (Эдинбурге) и Уэльса (Кардиффе) — существуют ведомства этих ми­нистров.

Северная Ирландия с 1920г обладает политической (законода­тельной) автономией, но с 1972 г. местный парламент не действует, осуществляется прямое правление из Лондона (через министра по делам Северной Ирландии).

Прибрежные острова рассматриваются как корон­ные владения, имеют местные законодательные органы, но их решения вступают в силу после королевской санкции. Монарх представлен здесь лейтенант-губернатором. Некоторые из островов (о. Сарк) до сих пор считаются состоящими в вассальной зависимости от короны и управляются местным владельцем.

Территория Англии и Уэльса разделена на графства (39 — в Англии, 8 — в Уэльсе), а графства — на округа (их всего 339).

Шотландия разде­лена сначала на регионы (области), их 9, а затем на округа (53).

Северная Ирландия делится непосредственно на округа (26).

После реорганизации уп­равления Большим Лондоном (с прилегающими окрестностями) на этих территориях также созданы округа. В результате реформ система местного управления стала более унифицированной, некото­рые полномочия, ранее осуществлявшиеся местными советами, были переданы административным службам, компетенция же местных сове­тов по социальным вопросам расширилась.

Округа (в каждом из них должно быть не более 10 тыс. человек населения) делятся на приходы или общины — низовое звено админи­стративно-территориального деления

Во всех административно-территориальных единицах избираются со­веты сроком на 4 года. Лишь в малых приходах (с населением менее 150 человек) решения принимаются на общих собраниях (сходах) жителей — лиц, обладающих избирательным правом.

В выборах советов могут участвовать граждане Содружества (не только Великобритании), а также граждане Ирландской Республики, удовлетворяющие избира­тельным цензам и проживающие на территории данного совета.

Состав советов обновля­ется ежегодно на треть, председатель совета (в городах он называется мэр) и вице-председатель переизбираются ежегодно. Исполнительного органа общей компетенции (исполкома) у советов нет, из состава совета образуются специальные комиссии (1/3 их — эксперты, которые явля­ются оплачиваемыми работниками). Комиссии ведают различными сфе­рами местной жизни (дороги, рынки, противопожарная служба, социаль­ное обслуживание населения и др.) и нанимают для этого муниципаль­ных чиновников, утверждаемых советом на пленарных заседаниях. В приходах избираются на один год председатель совета или председа­тель приходского собрания. В крупных приходах есть комиссии.

Назначенных на места чиновников для контроля за местными органа­ми самоуправления в Великобритании, нет. Контроль центра:

1. Наряду с законами мини­стры (особенно министр по делам местного самоуправления) издают обязательные инструкции для подконтрольных местных служб (напри­мер, министр внутренних дел по вопросам муниципальной полиции).

2. Существует институт адоптивных законов: по существу, это не законы парламента (хотя бывают и такие), а типовые инструкции министерств (особенно по делам местного самоуправления), которые могут быть приняты местными советами в качестве образцов для собст­венных регламентов.

3. Контроль осуществляется в форме ми­нистерского инспектирования (проверки работы), правом на которое на­делены некоторые министерства, соприкасающиеся с местным самоуп­равлением (образование, дороги, полиция и т.д.).

4. Министры могут организо­вывать специальные расследования.

5. Контроль обеспечивается тем, что многие чиновники муниципального управления (например, по руководству местной полицией) должны утверждаться не только местными советами, но и департаментами соответствующих ми­нистерств.

6. Финансовый контроль: проверяется правильное исполь­зование дотаций, выделяемых центром. В каждом графстве, округе действует аудитор. Его кандидатура выдвигается советом и ут­верждается министром по охране окружающей среды. Аудиторы могут вести проверку использования средств, выделяемых на общественные нужды, делают свои сообщения министру, а при обнаружении злоупот­реблений обращаются в суд.

7. Судебный контроль возможен и по другим вопросам. Министерства вправе обращаться в суде исками против неза­конных, по их мнению, действий органов местного самоуправления.

8. С 1974 г. действует специальный комиссар парламента (омбудсман) по делам администрации местного самоуправления, а также две комиссии по делам самоуправления (для Англии и Уэльса). Они назнача­ют комиссаров в крупные регионы, объединяющие несколько графств (регионы не являются административно-территориальными единицами). Комиссии ежегодно представляют отчет центральной комиссии. Если выявлены недостатки, комиссия направляет официальные представле­ния в соответствующие местные советы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: