Новокаховский приборостроительный техникум
Лаборатория № 607
Дисциплина: «Контроль качества РЭА »
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
«Регулировка и настройка РЭА»
Цель работы: овладеть навыками контроля качества РЭА посредством выполнения регулировочных и настроечных операций.
Краткие теоретические сведения
Под регулировочными и настроечными операциями (РНО) понимают комплекс работ по доведению параметров РЭА до величин, соответствующих требованиям технических условий (ТУ), и обеспечению допуска разброса параметров, который гарантирует эффективное функционирование аппаратуры в условиях эксплуатации.
Проведение РНО необходимо, чтобы устранить погрешности изготовления деталей, элементов и сборки узлов, в том числе предопределенных заранее, например, при завышении допусков на отдельные параметры в целях уменьшения себестоимости изделий или невозможности реализации требуемой точности.
РНО включают настройку различных резонансных систем, сопряжение электрических параметров отдельных узлов и всей аппаратуры в целом, установку определенных режимов блоков и узлов, подгонку некоторых элементов и т. д. Как этап производства, РНО – это ряд операций, не изменяющих схему и конструкцию изделия, а лишь компенсирующих неточность изготовления и сборки элементов РЭА собственного производства и комплектующих элементов.
В качестве объекта изучения выбран узел регулятора тембра магнитофона «Маяк-205 ».
Разработанный английским инженером Баксандалом в 1952 г. регулятор тембра стал самым распространенным частотным корректором в электроакустике. Классический его вариант состоит из образующих мост двух звеньев фильтра первого порядка - низкочастотного R1C1R3C2R2 и высокочастотного C3R5C4R6R7 (рис.1).
|
Резисторы R1, R2, R3 и конденсаторы Cl, C2 реализуют регулятор низкого тона, резисторы R5, R6, R7 и конденсаторы СЗ, С4 — регулятор высокого тона, R4 — развязывающий резистор. Наличие резистора R4 не принципиально, его назначение - снизить взаимное влияние звеньев и сблизить частоты перегиба АЧХ в области высших звуковых частот. Как правило, R4 = (0,3...1,2)R.
Для реализации регулировки тембра необходимо соблюдать соотношения:
R2 >> R1 >> R3, R7 >> R5 >> R6.
Подобная схема требует переменных резисторов (R2, R7) с сопротивлениями, меняющимися по логарифмическому закону при перемещении движка.
Рисунок 1 - Электрическая схема пассивного регулятора тембра на RC-элементах
Вносимое регулятором на средних частотах затухание определяется соотношением
n = R1/R3.
Диапазон регулирования АЧХ при этом зависит не только от величины затухания n, но и от выбора частот перегиба частотной характеристики, поэтому для его увеличения частоты перегиба устанавливают в области средних частот, что, в свою очередь, чревато взаимным влиянием регулировок.
Аппроксимированные логарифмические амплитудно-частотные характеристики (ЛАЧХ) такого регулятора показаны на рис. 2. Там же приведены точки перегиба ЛАЧХ.
Иногда для измерения АЧХ используют музыкальные интервалы – октавы (музыкальный интервал между двумя тонами, соотношение частот которых равно 2:1). Такой подход обеспечивает хорошую корреляцию с особенностями слуха человека и часто применяются для характеристики акустических приборов.
|
Регулятор тембра служит для коррекции частотной характеристики всей схемы, а также для придания звуку желаемой окраски. Изменение характеристики в большинстве случаев происходит на краях частотного диапазона, где создается необходимая величина подъема (сплошная линия) или спада (пунктирная линия), как показано на рис. 2. На этом рисунке можно выделить три области:
Рисунок 2 - Аппроксимированные логарифмические амплитудно-частотные характеристики
- область низких частот f < f2, где происходит изменение низкочастотных сигналов;
- область средних частот f2 < f < f3, где уровень сигналов не меняется;
- область высоких частот f > f3, где происходит изменение высокочастотных сигналов.
Область низких частот корректируется регулятором низкого тона, область высоких — регулятором высокого тона.
При проектировании изделия выбирается диапазоны регулировки тембра ΔА и частоты перегиба (излома): f1, f2, f3, f4. При этом руководствуются приблизительными соотношениями:
- для подавляющего большинства слушателей достаточно иметь диапазоны регулировки тембра ΔА = 10...20 дБ;
- частоты излома f2 и f3 необходимо разносить дальше друг от друга (на 0,5...1,0 дек), чтобы избежать взаимного влияния низкочастотного и высокочастотного регуляторов.
Теоретически максимально достижимая крутизна АЧХ для звеньев первого порядка составляет 6 дБ на октаву, но при практически реализуемых характеристиках из-за незначительного различия частот перегиба (не более декады) и влияния предшествующих и последующих каскадов она не превышает 4...5 дБ на октаву.
|
В традиционном варианте рассматриваемого регулятора
R1/R3 = C2/C1= C4/C3 = R5/R6 = n, R2 = R7 = n·R1.
При этом достигается приблизительное совпадение частот перегиба АЧХ в области ее подъема и спада (в общем случае они различны), что обеспечивает относительно симметричное регулирование АЧХ.
При обычно используемом n = 1 0 и выборе частот раздела вблизи 1 кГц регулирование тембра на частотах 63 Гц и 12500 Гц относительно частоты 1 кГц составляет Δ= ±14...18 дБ. Количественно затухание при регулировке тембра определяется по формуле
. (1)
Как отмечалось выше, для достижения плавного регулирования переменные резисторы R2, R7 должны иметь экспоненциальную характеристику регулирования (группа "В") и, кроме того, для получения линейной АЧХ в среднем положении движков регуляторов соотношение сопротивлений верхнего и нижнего (по схеме) участков переменных резисторов также должно быть равно n.
Из-за неодинакового усиления колебаний разной частоты возникают ч астотные искажения (изменения формы кривой сигнала).
Количественно частотные искажения оцениваются коэффициентом частотных искажений М
. (2)