по слушанию музыки и сольфеджио «Народный календарь» для 3 класса 7 летнего обучения.




Авторская интегрированная образовательная программа

 

Преподаватель теоретических дисциплин

Винокурова Т. М.

п. Ильинский 2020г.

Основная первоначальная государственная цель образования, стоящая перед любым педагогом - это воспитательная, а потом уже познавательная.

И все мы знаем, что каждый человек в своей жизни, в первую очередь будет отцом или матерью, мужем или женой, не смотря на профессию или положение в обществе. А главные наши профессии – муж, жена, отец, мать, которые пригодятся буквально всем, у нас остались без внимания. Считается, что этому нужно обучаться в семье. А семьи у нас сейчас в основном не полные, или сожительствующие, или браки вторые, третьи. Дети остаются сами с собой. У них нет образца положительной семьи.

Но, где взять этот образец? Где же взять идеальный рецепт воспитания подрастающего поколения? А он есть у каждого народа. Это его национальная традиционная народная культура.

Любой человек имеет право знать, а учитель обязан знать, свою национальную культуру и религию, во избежание конфликтных ситуаций с детьми и родителями на почве незнания традиций народа, его внутреннего психологического состояния, сформированного веками, о котором мы, порой, даже не подозреваем. Такую деталь, что мальчиков всегда учили мужчины, а девочек женщины и учили их раздельно, мы просто игнорируем. Отсутствие мужского начала в мужчинах – это главная проблема нашего времени.

Жизнь любого человека тесно связана со сменой времён года, В традиционной народной культуре заключается гармоничная связь: человек – природа – общество. Наилучшей формой воспитания подрастающего поколения является изучение народных православных календарных праздников, их смыслового значения, раскрывающего духовное направление личности и общества. В народный календарь входят и обряды жизненного цикла, т.к. свадьбы игрались в период мясоеда, день ангела отмечался в празднование дней памяти соответствующих святых, рукодельем занимались в посты.

В далёком прошлом, люди верили в то, что слова, да ещё, соединённые с музыкой и движением, обладают магическими свойствами, и что с их помощью можно отогнать всё недоброе и призвать благо, даже вылечить человека. И действительно, народные формы праздников и развлечений укрепляли здоровье. Медицина доказала, что пляски за счёт вибраций, двигали лимфу, чистили капилляры, кровь и сосуды, укрепляли суставы, мышцы ног и внутренностей. Народные игры, хороводы, укрепляли осанку, делали человека подтянутым, уравновешенным, собранным, внимательным, сообразительным, развивали музыкальный слух, память, чувство ритма, голосовой аппарат. Звонкие песни и игра на духовых инструментах, свистульках массажировали щитовидную железу и головной мозг, развивали лёгкие, и многое другое. Особенно Материнский фольклор до 7 месяцев младенца просто – панацея для здоровья и развития ребёнка. На развитие каждой новой функции мозга отводится строго определённый отрезок жизни. До 7 месяцев это время закладывается основа хорошей будущей речи, знания русского языка, развивается музыкальный слух, двигательный аппарат, укрепляется нервная система, а самое главное – рождается взаимопонимание мамы и ребёнка. Пальчиковые игры, потешки, пестушки развивали мелкую моторику. И всё это делалось в ненавязчивой форме дома или возле дома, за праздничным застольем среди соседей, близких и друзей. Если родители не предоставили ребёнку возможность освоения данного навыка, то связи нервных клеток, отвечающих за этот навык, не образуются; нейроны меняют свою форму, объединяется число межклеточных синоптических контактов.

Сейчас всем известно, что народные формы праздников и развлечений давали человеку не только положительные эмоции, но и огромный заряд бодрости, духовный рост, уважение к старшим, любовь к ближнему, единство в трудах и отдыхе, телесную близость, единый ритм жизни. Народные игры – школа жизни. В народных играх проигрываются, так же, как и с куклами, различные жизненные ситуации в детстве и юношестве, которые человек успешно применяет в реальной жизни. Игры воспитывают характер, самостоятельность, учат не бояться трудностей, разумным и достойным нормам поведения, уважительному отношению между мальчиками и девочками. Точное выполнение правил игры воспитывает честность.

Смысловое значение народных календарные праздников, раскрывает духовное направление личности и общества. Зная обряды жизненного цикла, направленные на укрепление семьи, на воспитание матери и главы семейства, человек чувствует уверенность в успешной семейной жизни.

Ниточка передачи народной мудрости из поколения к поколению, из «уст в уста», от «сердца к сердцу» оборвалась. Но её можно попытаться восстановить на уроках музыки, труда, краеведения в общеобразовательной школе, в клубных учреждениях, в детских садах, в учреждениях дополнительного образования.

Дети имеют право знать свою национальную культуру, а мы обязаны их познакомить с ней. В одиночку традицию не поднять. Традиция не должна быть музейной, она должна жить в каждой семье. Это в наших руках. Что мы дадим детям, то они и примут. Нужно только захотеть и взяться всем вместе. Начинать надо с беременных, продолжать в «колыбели», в детских садах, в школе, в домах культуры, в музыкальных школах, в спортивных залах, в музеях, библиотеках. Со старшеклассниками изучать колыбельные песни, потешки, пестушки, играя в куклы, делать «вечёрки» вместо дискотек на школьных и классных мероприятиях.

В ДШИ Раздел по предмету «Слушание музыки» в 3 классе «Народный календарь» - идеальная почва для изучения народной традиционной культуры родного края. Преподавая предмет «слушание музыки», зная народные традиции, я увидела, как можно воспитывать у детей желание изучать народные традиции родного края и применять их в реальной жизни. Я составила интегрированную программу по слушанию музыки и сольфеджо «Народный календарь» для 3 класса 7 летнего обучения ДШИ.

По данной программе в ДШИ на уроках слушания музыки в 3 классе предлагается более глубокое смысловое изучение образцов народного обрядового песенного репертуара, а, так же, не только прослушивание, а разучивание обрядового календарного репертуара. На уроках сольфеджио предлагается, в виде диктантов, записывать несложный изучаемый репертуар на ноты, делать анализ элементов музыкальной речи, записанных песен. А на слушании музыки рассказать о применении этих песен в традиционном обряде. Так же на уроках сольфеджио можно отрабатывать плясовой шаг различными длительностями и ритмическими фигурками, развивая чувство ритма, и укрепляя здоровье, играть на шумовых инструментах. Контрольный урок предлагается сделать в виде обыгрывания календарного праздничного обряда. По сольфеджио здесь учитывается чистота интонации гармонический анализ песенного репертуара, и точность исполнения ритмического рисунка песни и шага пляски. Дети увидят, как применяются знания предмета сольфеджио в различном музыкальном репертуаре. По слушанию музыки прослеживается знание содержание обрядовых действий, знание обрядового репертуара. На уроках слушания музыки дети всегда рисуют, то, что слышат. Это даёт возможность отслеживать их духовный рост.

Важная деталь программы – то, что репертуар построен на образцах Пермского края и родного Ильинского района. По всем темам Народного календаря в приложении имеются презентации, нотное приложение диктантов, аудио приложение музыкального репертуара.

В программе указан репертуар, который имеется в приложении. На уроках можно использовать репертуар по усмотрению учителя, учитывая возможности детей и особенности местного фольклора. Домашнее задание по слушанию музыки – сбор фольклорного материала у своих близких и соседей по темам программы. В итоговых проведениях обрядов необходимо участие родителей или родственников, носителей традиции.

Каждый урок сольфеджио начинается с разминки: пение гаммы по клавиатуре, по ручным знакам, устойчивые не устойчивые, разрешение не устойчивых в устойчивые, вводные звуки, обращения тонического трезвучия, интервалы сольфеджио и песенки интервалов в тональностях и от звука.

Цель: Воспитание всесторонне развитых личностей, глубоко знающих свои корни на основе истинных музыкальных образцов народного календаря. Реальное применение в жизненных ситуациях знаний, приобретённых на уроках слушания музыки и сольфеджио.

Задачи:

- дать начальные знания традиционных обрядов народного календаря;

- познакомить с обрядовым песенным, игровым и хореографическим репертуаром;

-показать возможность применения традиционных обрядов народного календаря в реальной жизни;

-способствовать развитию музыкального слуха, чувства ритма, интонационных навыков, памяти, ориентации в пространстве; координации, пластики, мелкой моторики, физических возможностей;

- дать знания музыкальной грамоты на уровне требований 3 класса ДШИ.

- познакомить с жанрами концертной музыки;

- дать знания о использовании народных наигрышей в классической музыке русских композиторов.

- познакомить с музыкальными инструментами народной и классической музыки.

Формы контроля:

- текущий контроль: беседа, опрос;

- промежуточный контроль: тестирование, анализ участия в традиционном обряде; практическое задание по сольфеджио, анализ содержания рисунков.

- итоговый контроль: тестирование, контрольный урок по сольфеджио, анализ участия в традиционном календарном празднике или в творческой встрече с фольклорными коллективами, самостоятельная работа, анализ содержания рисунков.

Для массового изучения традиционной культуры мы в ДШИ со следующего года планируем открыть фольклорный класс «Семейный очаг». В программу входят предметы: фольклорный ансамбль (младшая и старшая группа, фольклорная хореография, декоративно-прикладное искусство, сольфеджио, народный музыкальный инструмент – балалайка, гармошка, гусли. С 3 класса народное творчество и мужская традиция.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: