НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
Рабочая программа дисциплины
Форма обучения: очная
Направление подготовки (специальность): 31.05.01 «Лечебное дело»
Орел 2017
Автор: к.б.н., доцент Т.Н. Семёнова
Рецензент: доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой общей патологии и физиологии В.С. Барсуков / /
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 г. № 95 по направлению подготовки (специальности) 31.05.01 Лечебное дело.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей патологии и физиологии
Протокол №10 от «23 » июня 2017г.
Зав. кафедрой: д.м.н., проф. Барсуков В.С. / /
Рабочая программа согласована с кафедрой «Внутренние болезни», за которой закреплено направление подготовки
Зав. кафедрой: д.м.н., проф. Вишневский В.И. / /
Рабочая программа утверждена на заседании НМС медицинского института
Протокол №1 от «30 » августа 2017г.
Председатель НМС: д.м.н., профессор Бубликова Л.И. / /
Содержание
1. Цели и задачи освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости
5. Содержание учебной дисциплины
6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является получение студентами фундаментальных знаний о физиологических механизмах, лежащих в основе жизнедеятельности здорового растущего организма, а также овладение практическими навыками, позволяющими исследовать и оценивать функциональное состояние систем организма на разных этапах онтогенеза.
Задачи дисциплины
Студент должен:
- знать основные анатомические и физиологические определения, понятия, термины, законы и константы, используемые в медицине; морфо-функциональные особенности тканей, органов и систем организма, закономерности их функционирования; основные механизмы регуляции физиологических функций на молекулярном, клеточном, органном и организменном уровнях и принципы их моделирования; функциональные системы организма человека, особенности его жизнедеятельности в различных условиях существования и основные механизмы адаптации к ним на различных возрастных этапах; физиологические основы психической деятельности и её возрастные особенности; физиологические основы возможных путей коррекции функционального состояния на организм человека; роль высшей нервной деятельности в регуляции физиологических функций человека и целенаправленного управления резервными возможностями организма;
- уметь формировать у студентов основы клинического мышления на основании анализа характера и структуры межорганных и межсистемных отношений с позиции интегральной физиологии для будущей практической деятельности врача; указывать на наглядных пособиях основные структуры и органы человека;
грамотно интерпретировать и использовать основные понятия общей и частной физиологии при освоении медицинской литературы; измерять и давать качественно-количественную оценку важнейших физиологических показателей деятельности различных органов и систем в покое и при нагрузке, а также выделять главные механизмы регуляции гомеостатических функций; применять полученные знания для объяснения физиологического смысла регулирования основных функций организма человека, в том числе при помощи лекарственных веществ в случае патологии; самостоятельно проводить простые функциональные пробы и обосновывать целесообразность экспериментов на животных; обнаруживать отклонения основных физиологических констант от уровня нормальных значений и объяснять их с позиции «нормы» реакции;
исследовать функции организма в эксперименте, оценивать и анализировать полученные в эксперименте данные, объяснять их результаты и явления, устанавливать их причинно-следственные взаимоотношения, а также уметь проводить исследования с участием человека, используемые с диагностической целью в практической медицине;формировать у студентов системный подход в понимании физиологических механизмов, лежащих в основе взаимодействия с факторами внешней среды и реализации адаптивных стратегий организма человека и животных, для осуществления нормальных функций организма человека с позиции концепции функциональных систем;
- владеть навыками логического физиологического мышления на базе основных положений философии и биоэтики; методиками планирования и разработки схемы медико-биологических экспериментов; знаниями для изучения путей фармакологического регулирования физиологических функций; навыками термометрии;техникой забора крови для последующего её общего анализа;
методамии принципами экспериментального и клинического исследования оценки функционального состояния человека, состояния регуляторных и гомеостатических систем организма в эксперименте, с учётом их применимости в клинической практике; методами клинического анализа крови (подсчёт форменных элементов крови, определение количества гемоглобина, определение СОЭ, групп крови по системе АВО и с помощью цоликлонов, определение резус-фактора, времени свёртывания крови, подсчёт лейкоцитарной формулы); навыками записи и анализа ЭКГ;навыками определения артериального давления и пульса; навыками проведения функциональных проб (нагрузочные, ортостатические) для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы; навыками спирографии с оценкой минутного объёма дыхания, ЖЕЛ и её составляющих;
навыками определения индекса массы тела человека; - навыками измерения роста и веса; навыками определения поверхности тела; навыками определения основного и рабочего обмена веществ у человека; навыками определения остроты, полей и цветового зрения у человека; навыками психофизиологического исследования свойств личности человека, памяти и активного внимания; навыками определения умственной и физической работоспособности человека; навыками рефлексометрии; основными принципами моделирования физиологических процессов и существующими компьютерными моделями для изучения и целенаправленного управления висцеральными функциями организма.