Факторы, определяющие объем производства (ВП) продукции, а также влияющие на объем ее реализации (РП) можно объединить в три группы:
1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и интенсивность их использования:
ВП = Ч * В; РП = dрп * Ч * В
где Ч – среднесписочная численность работников предприятия; В – среднегодовая выработка продукции одним работником; dрп – доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода.
2) обеспеченность предприятия основными средствами производства и интенсивность их использования:
ВП = ОС * f; РП = dрп * ОС * f
где ОС – среднегодовая сумма основных средств предприятия; f – фондоотдача основных средств.
3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
ВП = МЗ * м; РП = dрп * МЗ * м
где МЗ – сумма потребленных материальных ресурсов на производство продукции; м – материалоотдача.
Расчет влияния данных факторов можно провести одним из способов факторного анализа. Для факторного анализа чистой продукции целесообразно использовать следующую методику: ЧП = ТП – МЗ - А,
Совокупное изменение ЧП: ΔЧП = ЧП1 - ЧПо
В том числе в результате влияния определяющих факторов:
- за счет изменения стоимости ТП:
ΔЧПТП = ЧПо (IТП - 1)
- за счет изменения материалоемкости продукции (использования материальных ресурсов): ΔЧПМЗ = Мзо ∙ IТП - МЗ1
- за счет изменения суммы амортизации:
ΔЧПА = А0 ∙ IТП - А1
Совокупное влияние всех трех факторов составляет:
ΔЧП = ΔЧПТП + ΔЧПМЗ+ ΔЧПА
По результатам факторного анализа разрабатываются конкретные мероприятия по улучшению ситуации.
9.Статистическое изучение выполнение плана по объему, ассортименту и структуре выпускаемой продукции.
Чтобы оценить как выполнен план по одной номенклатурной позиции рассчитывают индивид.индексы физ.объема выпуска продукции:
Фактич.объем выпуска/плановый объем выпуска
Оценка выполнения плана производства по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана производства по ассортименту плановый.
Изделие | Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. | Выполнение плана, % | Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. | |
по плану | фактически | |||
А | 25 000 | 24 900 | 99,6 | 24 900 |
В | 43 600 | 40 200 | 92,2 | 40 200 |
С | 25 400 | 26 000 | 102,4 | 25 400 |
D | 41 400 | 45 900 | 110,9 | 41 400 |
Итого | 135 400 | 137 000 | 101,2 | 131 900 |
план но ассортименту продукции выполнен на 97,4% (131 900: 135 400 х 100).
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:
- объем выпуска в стоимостной оценке;- материалоемкость;- себестоимость товарной продукции;- прибыль;- рентабельность.
Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
При оценке выполнения плана по структуре необходимо провести расчеты и определить влияние структурных изменений в производстве продукции на уровень перечисленных показателей.
Изделие | Объем производства товарной продукции в плановых ценах, тыс. руб. | Затраты, связанные с изменением товарной продукции за счет ее структуры, тыс. руб. | ||
по плану | фактический при плановой структуре | фактический | ||
А | 25 000 | 25 500 | 24 900 | -600 |
В | 43 600 | 44 472 | 40 200 | -4 272 |
С | 25 400 | 25 908 | 26 000 | +92 |
D | 41 400 | 42 228 | 45 900 | +3 672 |
Итого | 135 400 | 138 108 | 137 000 | -1 108 |
разность между коэффициентами выполнения плана но производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных и условно-натуральных (например, в нормо-часах) показателей, умножают на запланированный выпуск товарной продукции в стоимостном выражении. Исходя из цифровых данных нашего примера это составит:
137 000: 135 400 - 1,02) х 135 400 = -1108 тыс. руб.
Следует подчеркнуть, что особое место в стратегии управления бизнесом принадлежит обновлению ассортимента реализуемого продукта. Нельзя позволить рыночному продукту устаревать, поскольку потребитель ждет новинок, и если фирма их не освоит, то ее место на рынке быстро займут конкуренты. Поэтому одна из важных задач предприятия заключается в том, чтобы постоянно следить за изменением потребностей, делать соответствующие прогнозы и предлагать в порядке пробы на рынок новый ассортимент изделий, чтобы затем, изучив реакции потребителей, заложить предлагаемые новшества в производство.
Существует специальная процедура создания новинок или модификаций товаров, которая охватывает следующие основные этапы:
■ поиск и формирование идей новинки на основе изучения потребительских нужд, запросов, ожиданий, достижений науки и техники, анализа продукции конкурентов;
■ отбор идей по критериям размера рынка, продажной цены товара, затрат на промышленное освоение новинки, размера возможной прибыли и др.;
■ разработка и проверка на группе целевых потребителей нового варианта товарной идеи, представленного в виде конкретного образа или понятия, значимого для потребителя;
■ разработка стратегии маркетинга по выходу на рынок с конкретной новинкой;
■ анализ возможностей производства и сбыта с помощью контролируемых показателей продажи, издержек и прибыли;
■ разработка товара как физического воплощения товарного замысла и его техническое испытание;
■ испытание товара-новинки в условиях рынка для составления прогноза сбыта;
■ организация коммерческого производства;
■ сегментирование (деление рынка по группам потребителей, регионам и другим факторам).