Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА




 

1. Политическая система общества: сущность, структура, функции.

2. Типология и сравнительный анализ политических систем современного мира.

 

При рассмотрении первого вопроса семинарского занятия необходимо подчеркнуть, что понятие политическая система позволяет представить политическую жизнь общества, политические процессы в определенном единстве и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики. Политическая система – это совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Следует отметить, что политическая система любого современного общества включает несколько подсистем:

институциональную, состоящую из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, церковь и др.);

функциональную, складывающуюся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);

регулятивную, выступающую как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.);

коммуникативную, представляющую собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы, связанных с выработкой и осуществлением политики;

идеологическую, включающую совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Политические системы общества прошли в своем развитии большой путь от простого к сложному. Разнообразие и специфика социально-экономических отношений, национально-исторических, демографических, духовных и других отношений и традиций породили качественное разнообразие и многообразие политических систем современного мира. И все-таки все они имеют свои постоянные принципиальные характеристики, к числу которых относятся прежде всего их структурные элементы: политические институты, политические принципы, нормы и отношения, политическое сознание и культура, политическая социализация.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы: мораль, политические акты социально-политических движений, нормы права. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность.

Структурным элементом политической системы являются также политические отношения. Они представляют собой разновидности отношений, возникающих в обществе между социальными группами и слоями, этническими и национальными группами по поводу политической власти. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяет формы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса. Политические отношения выступают как формы сохранения и закрепления политического опыта, традиций, определенного уровня политической культуры.

Политическая культура представляет собой комплекс ценностей и образцов поведения участников политической жизни. Политическая культура и политическое сознание оказывают сильнейшее влияние на поведение граждан и все политическое развитие.

Характеризуя сущность политической системы, следует иметь в виду, что системный подход в политологии впервые был применен крупным американским исследователем Д. Истоном в 1953 году. Иной вариант анализа политической системы предложил американский ученый Г. Алмонд, который выделяет четыре типа политических культур: англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично-индустриальные, тоталитарную.

Англо-американская система характеризуется гомогенной и плюралистической политической культурой. Данному типу политической системы свойственны четкая организованность, высокая стабильность, рациональность, развитость функций и распределения власти между различными ее элементами, бюрократизированность.

Континентально-европейская система отличается фрагментарностью политической культуры. Для нее характерно сосуществование старых и новых культур, разделение общества на множество субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами, стереотипами, иногда несовместимыми друг с другом, политическая стабильность.

Доиндустриальная и частично-индустриальная, а также и тоталитарная политические системы имеют смешанную политическую культуру: сосуществуют традиционные институты ценностей, норм, ориентаций и атрибуты западной политической системы (например, парламент и т. п.). Для политической системы данного типа характерно нечеткое разделение властей, ограничение свободы, применение насилия. В политических системах тоталитарного типа, по мнению Г. Алмонда, существует принудительный тип политической активности, власть сконцентрирована в руках бюрократического аппарата и контролируется, как правило, одной монолитной партией.

Рассматривая далее функции политической системы, важно выделить следующие:

организация политической власти, политическое руководство обществом, определение стратегических целей;

координация и интеграция политических сил общества, консолидация их деятельности;

отражение приоритетных социальных интересов и их практического осуществления.

Все эти функции интегрируются в социальной потребности общества и рассчитаны на поддержку преемственности политических систем и культур, включение субъектов в политическую жизнь, оформление их интересов, выработку ориентаций и т. д.

Изучая второй вопрос плана, студенты должны узнать о принципах классификации многообразных политических систем, основываясь на том, что основным в типологии систем выступает сущность политической власти, предопределяемые ею характер и направленность социального развития.

Важным при решении вопросов типологии политических систем является также учет уровня экономического развития общества, объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан, плюрализм и наличие или отсутствие гражданского общества, уровень политической культуры и другие факторы.

Следует обратить внимание, что с начала XX века в типологизации политических систем проявлялось противопоставление марксистской и веберовской традиций анализа общественных структур. С точки зрения марксизма, политические системы различаются, прежде всего, в зависимости от характера социально-экономической структуры, типа формации. В соответствии с этим политические системы подразделялись на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические. М. Вебер отрицал экономическую детерминированность типов политических систем. Ключевым, с его точки зрения, являлся способ властвования, поэтому подразделял политические системы на традиционные, харизматические, рациональные.

Кроме того, можно выделить и иные типы политических систем: открытые и закрытые, традиционные и модернизированные, консервативные и трансформирующиеся. В соответствии с типом политического режима выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные политические системы.

В то же время следует знать, что современные политические системы – это, как правило, те или иные модификации или сочетания названных выше моделей или типов политических систем.

Постановка вопроса о сравнительном анализе политических систем современного мира ставит перед студентами задачу изучения конкретного материала о политических системах США, Западной Европы, стран Ближнего Востока, Азии, африканского континента и т. д. Это позволит выявить как общность, так и специфику их развития.

 

Темы докладов

 

1. Политические системы современного мира: сравнительный анализ.

2. Политическая культура как важнейший элемент политической системы.

3. Особенности и перспективы становления демократической политической системы в современной России.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Даль Р. О демократии / Пер. с англ. М., 2000. 204 с.

2. Зидентоп Л. Демократия в Европе / Пер. с англ. М., 2001. 312 с.

3. Кин Дж. Демократия и гражданское общество / Пер. с англ. М., 2001. 402 с.

4. Политические коммуникации / Под ред. А.И. Соловьева. М., 2004. 332 с.

5. Работяжев Н.В., Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма: Политическая теория и исторические метаморфозы. М., 2005. 328 с.

6. Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. СПб., 1995. 254 с.

7. Эндрейн Ч.Ф. Сравнительный анализ политических систем: Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования / Пер. с англ. М., 2000. 320 с.

 

 

Тема 6. ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

1. Происхождение и сущность государства.

2. Типы и формы современного государства.

3. Гражданское общество и правовое государство.

 

Приступая к изучению первого вопроса, необходимо уяснить, что государство является основным и универсальным политическим институтом, посредством которого политические партии, общественные организации и другие объекты политической системы реализуют свои программы, стратегические и тактические цели и задачи.

Государство – это особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Понятие государства тесным образом связано с вопросом его возникновения. Существует несколько доктрин, с разных позиций объясняющих возникновение данной политической организации и политического института. Среди них теории вечности и богоустановленности государства; теории насилия и завоевания, рассматривающие возникновение государства с точки зрения внутреннего насилия (одних социальных групп над другими) или внешнего (завоевание одних племен другими и создание государства для управления покоренными народами); теории общественного договора (создание государства для общей пользы); классовые теории (появление частной собственности, раскол общества на классы и создание экономически господствующим классом особого аппарата подавления сопротивления угнетенных классов в виде государства).

Сравнительно-исторические исследования последних десятилетий показали, что не существует единой причины возникновения государства. На этот процесс оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы. Перечислив далее эти факторы, следует ознакомиться с главными признаками и атрибутами государства. К ним относятся: а) публичная власть, которая опирается на механизм принуждения (армию, суды, полицию, тюрьмы), правовые санкции, аппарат управления (чиновники); б) территория; в) наличие гражданства; г) право на взимание налогов; д) издание законов; е) право на всеобщность принуждения; ж) наличие государственных символов (герба, гимна).

Необходимо знать функции, которые выполняет государство и благодаря которым оно отличается от других политических институтов. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную и культурно-воспитательную. Государство обеспечивает защиту и безопасность своих граждан, берет на себя выполнение экологической функции. Социальное государство – термин, отражающий возрастающее значение социальных функций государства (субсидирование образования, культуры, здравоохранения и т. д.).

Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами в экономической, политической, культурной и других сферах, а также функцию обороны страны. Государство регулирует международную торговлю, устанавливает дипломатические отношения, ведет войну, заключает мир. Объяснение многих внешнеполитических шагов государства следует искать во внутренних проблемах страны, и наоборот, так как внешние и внутренние функции государства взаимосвязаны.

Завершив первый вопрос выводом, что государство есть продукт общества на определенном этапе его развития, что конкретным выражением его сущности является содержание, показывающее, в чьих руках сосредоточена политическая власть, можно переходить ко второму вопросу. Многообразие типов государства – рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое, переходное – не исключает и многообразие его разновидностей. Кроме того, в пределах определенного типа существует многообразие форм государства или организации государственной власти, включающей три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

С точки зрения формы правления (т. е. структуры и характера взаимоотношений высших органов государства) принято выделять монархию и республику.

Анализируя монархическую форму правления, следует иметь в виду, что в настоящее время безраздельная власть монархов сохранилась лишь в шести странах – Бахрейне, Брунее, Омане, Катаре, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах. По мере развития социально-экономических отношений абсолютная монархия в ряде стран эволюционировала в конституционную (парламентскую) монархию (Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Бельгия, Нидерланды, Япония). В этой связи важно рассмотреть, изучив дополнительную литературу, особенности современных форм монархии.

Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие формы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Существуют два вида республиканской формы правления: президентская и парламентская республики.

При президентской форме правления во главе государства стоит президент, избираемый прямым и косвенным голосованием и сочетающий полномочия главы государства и главы правительства. Президентская республика отличается внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием у правительства института парламентской ответственности, отсутствием у президента права роспуска парламента и др. Исторически президентская республика впервые была введена в Соединенных Штатах Америки на основе Конституции 1787 г. Президентская республика строится по принципу разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Наряду с классической президентской республикой имеется немало смешанных форм правления, так называемых полупрезидентских. Основными признаками данной формы правления являются: избрание президента всеобщим голосованием; президент располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют премьер-министр и министры, образующие правительство, ответственное перед парламентом. Конституции Франции, Исландии, Португалии, Австрии и других западноевропейских стран позволяют говорить о полупрезидентской форме правления.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью парламентской республики является наличие должности премьер-министра. В парламентской республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства – президента – в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Глава государства в парламентской республике, как правило, избирается либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой парламентом.

Парламентская республика – менее распространенная форма правления, чем республика президентская. В настоящее время парламентскими республиками являются Италия, Германия, Австрия, Швейцария, Ирландия, Исландия, Греция, Индия, Израиль, Ливан, Турция и некоторые другие.

Для характеристики территориальной организации государства используется термин «государственное устройство». История знает несколько форм государственного устройства: конфедерация, унитарное государство, федерация.

Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Примером конфедерации в прошлом могут служить США в 1776–1787 гг., Швейцария до 1848 г., Германский союз 1815–1867 гг. Некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в Европейском Союзе. В современном мире существуют две формы государственного устройства: простое, или унитарное, государство и федерация.

Унитарное государство характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Эта форма государственного устройства имеет наибольшее распространение в мире (Финляндия, Франция, Испания, Великобритания, Япония и др.). В унитарном государстве действует единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны; централизованная судебная система; единая система высших органов государственной власти; единое гражданство и единая система права. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области и т. п.), которые не обладают политической самостоятельностью.

Особое внимание следует уделить федеративной форме государственного устройства. Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью (США, Канада, Россия, Германия, Индия и др.). Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, денежная система, федеральное гражданство, конституция, федеральные органы власти и управления. Наряду с этим в субъектах федерации (штатах, республиках, землях) существуют собственные конституции и законодательство, законодательные и исполнительные органы власти, но при этом действует принцип верховенства конституции и законов федерации.

Политический режим характеризует тип политической системы с точки зрения содержания деятельности ее институтов, методов политического руководства. Выделяют демократические и недемократические (диктаторские) политические режимы.

Термин диктатура дает содержательную характеристику режимов, в которых власть одного лица или небольшой группы практически не ограничена. К древним формам диктатуры можно отнести тиранию, олигархию и деспотизм. В более поздние периоды к диктатурам стали относить возникающие теократические государства, в которых власть сосредотачивалась в руках одной религиозной группы; абсолютные монархии, характеризующиеся соединением законодательной и исполнительной власти в руках монарха. Большинство современных политологов подразделяют диктатуры на тоталитарные и авторитарные.

Характеризуя далее тоталитарные политические системы, следует исходить из того, что через тоталитаризм прошли главным образом те страны, где демократические структуры либо только нарождались, либо были неустойчивы (Россия, Германия, Италия, Португалия, Испания). В политологии понятие тоталитаризм употребляется для характеристики таких явлений, как фашизм, национал-социализм, сталинизм, маоизм.

Основные признаки тоталитарного режима: а) государственная монополия на идеологию; б) монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером; в) система террористического полицейского контроля за всем обществом: отдельными личностями, целыми классами, этническими группами; г) партийный контроль над средствами массовой информации; д) всеобъемлющий контроль над вооруженными силами; е) система бюрократического управления экономической деятельностью.

Термин авторитаризм применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.

Существенными чертами авторитаризма являются: а) монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна; б) полный или частичный запрет на деятельность оппозиции; в) приоритет исполнительной власти; г) сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством; д) отсутствие возможности ненасильственной смены власти; е) использование силовых структур для удержания власти.

В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.

Главными признаками демократии являются:

наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов;

признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным;

построение государственного аппарата по принципу разделения властей, причем единственным законодательным органом является парламент;

политический плюрализм;

публичность власти;

многопартийность.

Необходимо учитывать, что демократические системы не имеют некоего стереотипа, признаки которого автоматически повторяются в различных странах. Более того, при характеристике демократических систем необходимо учитывать уровень экономического и социального развития, исторический опыт страны, формы правления и государственного устройства.

Переходя к рассмотрению третьего вопроса семинарского занятия, отметим, что основная задача современных демократических государств – достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп, смягчение противоречий между ними, поиск гражданского согласия. Эти функции соединения частного и общественного интереса, посредничества между личностью и государством выполняет гражданское общество.

Следует подчеркнуть, что гражданское общество обретает свой расцвет в условиях демократии, а последняя формируется, развивается и сохраняется лишь на базе прочной основы – гражданского общества.

Демократические начала гражданского общества характеризуются следующими признаками: отстаивается естественное право человека на жизнь и свободную деятельность; признается равенство граждан в рамках единых для всех законов, в общественное сознание проникает идея социальной справедливости; отстаиваются демократические механизмы общественного управления, которые способствовали бы гарантии равенства возможностей социально неравных субъектов; обосновывается положение о разделении властей и формировании правового государства.

Гражданское общество – это совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: акционерные общества, товарищества, арендные коллективы, корпорации и другие добровольные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе. Подчеркнем, что экономическую основу гражданского общества составляют суверенитет индивидуальных собственников и многообразие форм собственности.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает: семью, общественные, политические организации и движения; органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негосударственные органы массовой информации.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу слова, самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений от государственных структур.

Важно иметь в виду, что без появления гражданского общества невозможно построение правового государства. Далее необходимо уяснить основные принципы правового государства: а) верховенство закона в обществе во всех его сферах; б) незыблемость прав и свобод личности, их охрана и гарантированность; в) наличие эффективных форм контроля за соблюдением прав и свобод граждан; г) разделение властей; д) взаимная ответственность личности и государства. Таким образом правовое государство это такое образование, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положены принципы разделения властей, парламентаризма, политического плюрализма.

При рассмотрении данного вопроса необходимо отметить, что сегодня в России идет процесс формирования гражданского общества. Структура и институты современного российского общества обладают многими формальными признаками образований гражданского общества. Однако отсутствие развитого консенсуса в обществе по базовым ценностям, неразвитость рыночных отношений, гипертрофированная роль государства и бюрократии, коррупция во всех эшелонах власти, сильно ограниченная и сведенная к минимуму роль представительных органов власти, фактическая неподконтрольность органов власти обществу препятствуют выполнению этой задачи, хотя в Конституции Российской Федерации заложены правовые основы и целевые установки формирования правового государства.

Темы докладов

1. Сравнительный анализ парламентской и президентской форм правления.

2. Проблемы формирования правового государства в России.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Ирхин Ю.В. Политология: Учебник. М., 2006. С. 358–383.

2. Мухаев Р.Т. Теория политики: Учебник. М., 2005. С. 158–184, 210–219.

3. Политология: Учебное пособие / Под ред. В.И. Власова. Ростов-на-Дону, 2002. С. 123–144.

4. Самыгин С.И., Самыгин П.С. Политология для технических вузов. 2-е изд. Ростов-на-Дону, 2002. С. 100–131.

5. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. М., 2005. С. 705–724.

 

Темы 7–8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА

1. Политические партии и партийные системы: сущность, функции, типология.

2. Неолиберализм и неоконсерватизм в современном мире.

3. Левые партии и общественно-политические движения и организации современного мира.

4. Становление многопартийной системы в России.

 

При рассмотрении первого вопроса темы следует отметить, что важнейшим элементом политической системы общества являются политические партии. Это определяется их местом и ролью в политической системе – быть посредником между гражданским обществом и государством и инструментом контроля со стороны социальных групп общества за государственной властью.

Как историческое явление, партии существовали еще в Античное время, были немногочисленными, узкими по составу, неустойчивыми образованиями в Средневековье снижается роль партии в условиях абсолютизации. Эпоха буржуазных революций создает условие появлению партий современного типа.

При определении сущности политической партии выделяют три основных подхода: а) партия как представитель социально-групповых или классовых интересов; б) партия как организация; в) партия как группа, основанная на идеологических связях. В качестве достаточно широкого определения, способного охватить все многообразие политических партий, можно представить следующее: партия (от лат. часть), будучи выразителем интересов определенного класса, слоя, группы, – это общность людей, объединенных организационно и идеологически, с целью достижения политической власти.

Нужно заметить, что при всем многообразии политические партии имеют общие признаки. Это – наличие программы (идеологической платформы), устава, символов, регистрационных документов, штаб-квартиры, бюрократии (руководства), электората (избирателей, поддерживающих партию).

Политические партии выполняют в обществе разнообразные функции, важнейшими из которых являются: идеологическая, связанная с выработкой политической платформы (программы), где отражены интересы тех слоев, которые она представляет; интегративная, направленная на привлечение электората, т. е. избирателей на сторону конкретной партии, что позволяет ей прийти к власти; организационная, рассчитанная на вовлечение граждан в политическую жизнь; управленческая, связанная с проведением через парламентскую фракцию своих политических целей.

Переходя к типологии политических партий, следует подчеркнуть, что существует множество критериев, по которым возможна их классификация. Наиболее распространенной является бинарная классификация, когда партии подразделяются на кадровые и массовые. Кадровые партии состоят в основном из организационного ядра и проявляют активность в период избирательных кампаний. Массовые политические партии, напротив, стремятся расширять число своих приверженцев.

По внутренней структуре выделяют партии с сильной (кадровые) и слабой (массовые) структурой. Партии, решения которых обязательны для парламентской фракции, являются партиями с сильной внутренней структурой, а если решения партии не обязательны для ее фракции в парламенте, такая партия относится к категории партий со слабой структурой. Выделяются также интерклассовые, или универсальные, партии, которые объединяют максимальное количество избирателей разной социальной ориентации. Они являются более гибкими, возникают вокруг явной группы лидеров или лидера, способные объединить разные слои населения на основе идей согласия. Этим партиям свойственен прагматизм в политике. Кроме того, существуют партии, выступающие со специфическими целями, выражающие интересы элитарных, монархических, религиозных групп. Они, как правило, редко пользуются массовой поддержкой избирателей.

Большое распространение получила типология, в основе которой лежит деление партий по темпераменту или потенциалу преобразовательной активности, зафиксированной в программе или в предвыборной платформе. Согласно ей партии подразделяются на «левые» и «правые». При анализе «правого» и «левого» в качестве единственного критерия для типологизации является принцип отношения к существующему общественно-политическому и экономическому строю. «Правыми» в этом контексте будут такие политические силы, которые выступают за сохранение существующего строя и выражают идею индивидуальной свободы и частной собственности. «Левыми» - те, кто настаивают на его изменении, являясь сторонниками социальной справедливости и равенства.

По месту в политической системе партии можно разделить на правящие и оппозиционные. Есть партии парламентские и внепарламентские, легальные и нелегальные. По характеру политических действий можно выделить умеренные, радикальные и экстремистские партии.

Важным основанием типологии политических партий являются их идеологические платформы. В соответствии с ними партии классифицируются как либеральные, консервативные, социал-демократические и коммунистические.

Партийные системы представляют собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление.

Проводя классификацию партийных систем, следует учитывать три основных показателя: число партий, наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции и уровень соревновательности между партиями. В соответствии с этими критериями существуют однопартийные, двухпартийные, многопартийные системы и их разновидности.

Однопартийная система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. В ней происходит закрепление (фактическое или юридическое) правящего статуса за одной из разрешенных политических партий. Такого рода система существует в настоящее время в ряде африканских стран.

Двухпартийная система – это система, при которой реальную борьбу на выборах ведут только две партии, причем одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, парламентских мест. Двухпартийная система (или бипартизм) вовсе не означает, что в данном обществе существуют только две политические партии. При наличии большого количества партий реальными претендентами на власть выступают две основные, а иные не в состоянии помешать им управлять попеременно. Разновидностями двухпартийной системы являются: а) классический вариант (США, Великобритания), где две главные партии в сумме собирают до 90 % голосов избирателей, в связи с чем другие партии лишены доступа к власти; б) система «двух с половиной партий», при которой наряду с двумя основными партиями имеется третья, менее сильная, но способная оказать влияние на процесс формирования правительства, поддерживая одну из крупных партий. Подобная система существует в Германии, Австрии, Канаде, Австралии.

Под многопартийной системой в политологии понимается такая, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. Эти системы также имеют свою классификацию: блоковые, с доминирующей партией или без доминирующей партии. Многопартийность – важнейший атрибут социально дифференцированного демократического общества и выражение присущей этому обществу борьбы за власть.

Второй вопрос плана необходимо начать с характеристики либерализма как идейно-теоретической доктрины поднимающегося класса буржуазии.

Идеи либерализма восходят к периоду буржуазных революций XVII–XVIII вв. Его истоки в учениях Монтескье, Вольтера, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Основоположником социально-политической доктрины либерализма является Дж. Локк. Идеи экономического либерализма сформулированы в классической английской политэкономии А. Смита. Согласно классическому либерализму, каждый человек обладает естественными, врожденными правами на жизнь, свободу и собственность. Роль государства сводится к защите этих естественных прав личности. Индивидуализм, свобода и частная собственность, свободная конкуренция и невмешательство государства в дела бизнеса – важнейшие постулаты либерализма. В первой трети XIX в. в новых исторических условиях и под влиянием «великой депрессии», потрясшей основы системы свободного предпринимательства, складывается неолиберализм. Суть его политической программы: в современных условиях реализация принципов демократии и частного предпринимательства требует постоянного вмешательства государства, призванного содействовать модернизации экономики, науки, социальной сферы. Неолиберализм предлагает модель «государства всеобщего благоденствия», «социально ответственного государства», идеи «информационного общества» и «конвергенции».

Либеральные партии существуют в большинстве европейских государств, причем в скандинавских странах, а также в Германии, Италии, Нидерландах и Бельгии либералы длительное время входят в состав коалиционных правительств. Такие либеральные партии, как Либерально-демократическая партия Японии, Свободная демократическая партия Германии, Партия центра в Швеции и др., пользуются поддержкой крупного бизнеса, средних и мелких предпринимателей, чиновников и интеллигенции.

Консерватизм – политическая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, морально-правовых традиций, форм собственности и привил



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: