Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ




ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

1. Политические идеи античности.

2. Политическая мысль нового времени.

 

На протяжении многих столетий и даже тысячелетий элементы политологии как науки развивались в рамках философских учений. Первые представления человечества об обществе и управлении им возникли из опыта государств Древнего Востока, где были созданы оригинальные политические теории и формы политической организации, но последние рассматривались как единственно возможные и неизменные. Современный подход к политике и ее проявлениям появился лишь в эпоху античности, что стало началом европейской политической традиции, которая со времен древнегреческих мыслителей отстаивала возможность различного управления обществом.

При рассмотрении первого вопроса прежде всего необходимо отметить, что именно в греческих полисах (городах-государствах) политические идеи прошли путь от мифологических представлений до историко-политического исследования государств и сферы политики в целом.

Крупнейшим представителем античной науки был Платон (427–347 гг. до н. э.), политические воззрения которого представлены прежде всего в диалоге «Государство», а также в работах «Политик», «Законы» и «Послезаконие». Выделяя среди существующих типов государства монархию и аристократическую республику, большинство современных ему государств Платон относил к отрицательным типам – тимократия (власть, основанная на господстве честолюбцев), олигархия (господство немногих над большинством), демократия (формально – власть и правление свободных граждан) и тирания (власть одного над всеми). Каждая из этих форм была ступенью последовательного ухудшения или извращения древнего совершенного строя. Поэтому дурным видом устройства и организации общества Платон противопоставлял свою политическую утопию – проект наилучшего правления. Основным условием и принципом идеального государства он считал справедливость, а потому подразделил его граждан на низший класс (работников материальной сферы производства), высшие классы воинов (стражей) и правителей (философов). Место каждого человека в данной иерархии определялось в процессе общественного воспитания, соответственно проявленным добродетелям (главные из которых – мудрость, мужество, рассудительность и справедливость). Государство же должно было, во-первых, располагать средствами защиты, достаточными для сдерживания и успешного отражения угрозы, во-вторых, снабжать членов общества необходимыми материальными благами и, в-третьих, направлять развитие духовной деятельности.

Ученик Платона Аристотель (384–322 гг. до н. э.) анализировал реально существующие государственные формы. Его политические идеи представлены в трактатах «Политика», «Афинская полития», «Этика». Человек есть существо общественное, всегда стремящееся к совместной жизни. Начальной формой общежития является семья, демонстрирующая различного рода отношения – супружеские, родительские и господские. Эти патриархальные отношения Аристотель переносил и на государство в целом, различая его правильные и извращенные формы. Правильными являются те, где истинная цель правительства состоит в достижении общей пользы. К ним Аристотель относил монархию, аристократию и политию (ограниченную цензовую демократию). Отклонения же от данных устройств – тирания (имеет в виду выгоды одного правителя), олигархия (выгоды состоятельных граждан) и демократия (выгоды неимущих) соответственно. Функции и предназначение государства Аристотель связывает с высшей целью человека – общением, ибо государство, как и семья, есть форма общественных связей. Задачи политики как науки о государстве состояли в том, чтобы научить правителя искусству управления, наиболее выгодному при настоящем состоянии общества. Симпатии самого Аристотеля принадлежали к смешанной форме государственного устройства, основанной на стремлении объединить интересы бедных и богатых. Отсюда происходит его особое внимание к средним слоям, которые стабилизируют жизнь общества. Государство, существующее ради процветания граждан, должно стремиться к обретению ими именно среднего достатка.

Переходя ко второму вопросу, следует отметить, что христианская традиция средневековой Европы, утверждавшая божественное происхождение государственной власти, не оставляла возможностей для изучения реальных политических процессов. Восстановление светского подхода к политике произошло в эпоху Возрождения и связано с именем Никколо Макиавелли (1469–1527) и его трактатом «Государь». Макиавелли заменяет концепцию божественного предопределения идеей объективной исторической закономерности. В основе поведения человека в сфере политики находятся, по его мнению, выгода и сила. Разнообразие исторических форм государства Макиавелли выводит прежде всего из соотношения борющихся в обществе сил. Его личные симпатии на стороне умеренной республики и смешанной формы правления, в которой сочетались бы демократические, аристократические и монархические элементы власти. Для достижения высокой государственной цели Макиавелли считал возможным применение любых средств (подкупа, шантажа, убийства и т. п.). Отсюда термин макиавеллизм, означающий политику, при которой цель оправдывает средства.

Новый мощный импульс развитию политической науки дала эпоха буржуазных революций XVII – первой половины XIX в. Основы всех важнейших теорий эпохи просвещения заложили английские мыслители. Томас Гоббс (1588–1679) в книге «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» рассматривал государство не как божественное установление, а как продукт человеческой деятельности. Государство есть результат «общественного договора», оно пришло на смену естественному состоянию, когда люди находились во взаимной вражде. Добровольно ограничив свою свободу, они делегировали собственные права государственным органам (государю), на которые ложились главным образом функции обеспечения безопасности. По определению Гоббса, государство есть единое лицо, которому огромное множество людей путем взаимного договора между собой доверило использовать силу и средства для их мира и общей защиты. Тот, кто является носителем этого лица, – суверен, обладающий верховной властью, а всякий другой является лишь его подданным. Форм государства, согласно Гоббсу, три: монархия (сувереном является один человек), демократия (суверен – собрание всех), аристократия (верховная власть принадлежит собранию части граждан). Сторонник сильной власти, Гоббс объявляет государственный интерес высшим критерием морали.

Его современник Джон Локк (1632–1704) выступал за конституционную монархию и разделение властей, закладывая тем самым основы доктрины современного либерализма. В работе «Два трактата о правлении» Локк рассматривает проблемы государства и гражданского общества, политических свобод, собственности и др. Он возражает против идеи Т. Гоббса о неограниченности государственной власти, доказывает, что основная задача возникшего на основе общественного договора государства – защита личной свободы и частной собственности граждан. Народ обладает, согласно Локку, абсолютным суверенитетом и имеет полное право ниспровергать недостойное правительство. Естественное состояние человека для Локка – это состояние полной свободы в отношении своих действий и распоряжения своим имуществом, состояние равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными: никто не имеет больше другого. Форма правления зависит от того, у кого находится верховная власть. Локк выделял такие формы правления, как демократия, олигархия, монархия, допуская возможность также сложных и смешанных форм правления.

Целую плеяду замечательных политических мыслителей дало французское просвещение. Можно назвать имена Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха, Д. Дидро и других, идеи которых стали духовным источником Великой французской революции 1789–1799 гг.

К вершинам политологических сочинений можно отнести работу Шарля Монтескье (1689–1755) «О духе законов». Рассматривая (вслед за Т. Гоббсом и Дж. Локком) государство как результат общественного договора, Монтескье утверждал, что каждый государственный строй обусловлен соответствующими природными факторами: климатом, почвой, величиной территории и т. д. Монтескье выделял три образа правления – республиканский (верховная власть находится в руках или всего народа, или части его), монархический (управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов) и деспотический (все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица). По его мнению, основным принципом республики является добродетель, монархии – честь, а деспотии – страх. Свобода и равенство, согласно Монтескье, являются фундаментальными свойствами человеческой природы. Он считал также, что разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную станет основой «государства разума».

Значительное влияние на развитие общественной мысли оказал Жан Жак Руссо (1712–1778). Его главное произведение – «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Как и все просветители, Руссо исходит из договорной природы государства, рассматривает свободу и равенство в качестве высших человеческих ценностей. Придерживаясь в целом более радикальных взглядов, чем Монтескье, Руссо выдвинул требование единства прав и обязанностей гражданина, стать которым можно, только преодолев своеволие. Важное место в его политической философии занимает обоснование идеи суверенитета народа как осуществления общей воли, которая в свою очередь, выступает источником права, мерилом справедливости и главным принципом управления. Законодательную власть Руссо характеризует как волю политического организма, а исполнительную власть – как его силу.

Видный мыслитель и политический писатель Клод Адриан Гельвеций (1715–1771) в трудах «Об уме» и «О человеке…» остро критиковал феодальные порядки и абсолютизм, рассматривал государство как политический институт, обеспечивающий функционирование системы общественного воспитания. Главной движущей силой развития общества для Гельвеция было сознание и страсти человека, борьба за удовлетворение материальных и духовных потребностей. В связи с этим он отстаивал тезис о необходимости государственного регулирования в сфере частной собственности и доходов граждан. Согласно Гельвецию, форма правления – это совокупность законов или соглашений между гражданами, которые либо противоречат общему интересу, либо соответствуют ему. Поэтому есть только две формы правления: одна – хорошая, другая – дурная. Особое внимание Гельвеций уделял проблеме деспотизма и его следствиям, к которым относит презренное и унизительное состояние народа, гибель государства.

Другой представитель французского просвещения – Поль Анри Гольбах (1723–1789) – исследовал человеческую природу с целью обоснования необходимости свободы граждан. Проблемы человека, общества и государства Гольбах выводил из законов природы. В работе «Естественная политика, или Беседы об истинных принципах управления» Гольбах писал о политике и политиках, о государстве и политической деятельности, о войне и мире. Политику он рассматривал как искусство управлять людьми или заставлять их содействовать сохранению и благополучию общества. Развитие общества и государства в значительной мере обусловлено, с точки зрения Гольбаха, деятельностью правительства, существующей системой воспитания. Экономическая, социальная и политическая среды играют формирующую роль по отношению к личности. В основе всякой политической системы лежат, согласно Гольбаху, некоторые истины: хорошими являются только те законы, которые соответствуют природе человека и обязывают его выполнять свой долг перед другими членами общества. Править людьми – значит осуществлять по отношению к ним власть, принадлежащую обществу. Правитель подчинен законам, являющимся выражением воли всего общества; свобода является неотъемлемым правом всякой нации и всякого общества, ибо она существенно необходима для сохранения и процветания общественных союзов.

Особое место в истории становления и развития политической теории занимают американские просветители, которым волею судеб выпало стать одновременно отцами-основателями США, сочетая таким образом теорию и практику. Это Бенджамин Франклин (1706–1790), один из авторов Декларации независимости и Конституции США, Томас Джефферсон (1743–1826), автор проекта Декларации независимости и третий президент США в 1801–1809 гг. Просветители нового света отстаивали равенство людей, их неотъемлемые права на жизнь свободу и стремление к счастью. Оправдывая войну за независимость 1775–1783 гг., Франклин и Джефферсон утверждали, что если существующее государственное управление не обеспечивает должного соблюдения естественных прав человека, если народ сталкивается с проявлениями деспотизма, то право и обязанность граждан – изменить или упразднить негодную форму правления.

Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724–1804) стал одним из авторов концепции правового государства и гражданского общества. Его идеи о соотношении политики и морали остаются актуальными и сегодня. В работе «Метафизика нравов» Кант, развивая идеи Дж. Локка и Ш. Монтескье, предлагал для предотвращения тирании строго разграничить полномочия разделенных властей, ибо править должны не люди, а законы. В каждой стране власть должна быть представлена в трех лицах: верховная власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть (присуждающая каждому свое согласно закону) в лице судьи. Государство для Канта – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Идеальным политическим состоянием Кант признавал мир и согласие между индивидом и государством. Неотъемлемые правовые атрибуты гражданина – основанная на законе свобода, гражданское равенство и гражданская самостоятельность. В трактате «К вечному миру» Кант выдвигал проект полного исключения войны из жизни человечества, что можно было, по его мнению, достигнуть путем просвещения народов, удовлетворения их экономических потребностей.

Кроме политических идей просвещения, заслуживают внимание взгляды представителей утопического социализма, сделавших первый шаг в осмыслении индустриального общества. Французский мыслитель Клод Анри Сен-Симон (1760–1825) в своих социально-политических сочинениях «Письма женевского обитателя к современникам», «Взгляд на собственность и законодательство», «О теории общественной организации» и других охарактеризовал основные черты рационального общества, грядущей промышленной системы: обязательность труда, единство науки и промышленности, планирование хозяйственной деятельности, распределение по способностям и т. д. Общество Сен-Симон рассматривал как закономерно развивающийся целостный организм, в основе процесса которого лежит развитие научных знаний, морали и религии. В политической сфере он отдавал предпочтение не революциям и иным массовым движениям, а реформам, отвечающим интересам большинства и проводимым под руководством промышленников и ученых. Единственной и постоянной целью общественной организации должно быть возможно лучшее применение для удовлетворения потребностей человека знаний, добытых науками, искусствами и ремеслами, распространение этих знаний, их совершенствование и преумножение. Наиболее предпочтительной формой правления Сен-Симон считал парламентское правление.

Значительное влияние на формирование социалистической мысли оказал английский утопист Роберт Оуэн (1771–1858), его борьба за социальную защиту трудящихся, работы «Из книги о новом нравственном мире», «Революция в сознании и деятельности человеческого рода, или Грядущий переход от неразумия к разумности». Благодаря изобретениям и открытиям, считает Оуэн, общество, организованное на научных основаниях и управляемое с помощью принципов равенства и справедливости, может быть насыщено благами самого высшего качества при работе, сводящейся к полезным и приятным занятиям. Оуэн выдвигал программу разумной общественной системы как системы предотвращения зла, предлагая создавать самоуправляющиеся поселки общности и сотрудничества, лишенные частной собственности, деления на классы, эксплуатации, противоречий между умственным и физическим трудом. Замена существующих вредных и дурных условий хорошими и превосходными во всех областях жизни может быть совершена только мирными средствами, попытка же изменения характера правительства или общества посредством насилия недопустима.

История политической мысли России XIX – начале XX в. характеризуется пониманием верховной властью о необходимости реформ, которые совмещали в себе социально-экономические преобразования в духе экономического либерализма и политические реформы, включающие конституционное оформление представительной власти. Вдохновителями и проводниками политических идей выступили - Б.Н. Чичерин (1828-1904) правовед и политический мыслитель сторонник конституционализма. П.Б.Струве (1870-1944) теоретик «легального марксизма» один из лидеров партии кадетов, развивал идеи либерального консерватизма. П.И.Новгородцев (1886-1924) представитель российского либерализма, отстаивал идею необходимости соответствия теории и политики. С.Л. Франк (1877-1950) развивал социальную идею демократического либерализма, после увлечения марксизмом в начале XX в. критик «морализма», нигилизма, революционного прагматизма и др.

Таким образом, вторая половина XIX начало XX в. европейская и российская политическая традиция заложила основы для становления политической науки, выявила два основных теоретических направления – либеральное и социалистическое, которым уже в XX в. было суждено в борьбе и конвергенции создавать контуры современного понимания проблем общественного развития.

 

 

Темы докладов

 

1. Платон о наилучшем государственном устройстве.

2. Формы правления по Аристотелю.

3. Политические идеи просветителей.

4. Политические идеи социалистов-утопистов.

5. Генезис и эволюция российского либерализма и конституционализма.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений: Учебное пособие. М., 2002. 286 с.

2. История политико-правовых учений: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Хорошилова. М., 2001. 344 с.

3. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997. 576 с.

4. История политических и правовых учений: Учебник / Под. общ. ред. В.С. Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2004. 934 с.

5. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли до Канта: Курс лекций. СПб., 2001. 384 с.

6. Политология: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2001. С. 18–45, 275–318.

 

 

Темы 3–4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В ОБЩЕСТВЕ

 

1. Политическая власть: социальная сущность, происхождение, виды.

2. Способ существования и атрибуты политической власти.

3. Проблемы функционирования политической власти в России.

 

Феномен власти – центральная проблема политологии. Именно политология как наука изучает проблемы достижения, утверждения и использования политической власти. Сама этимология понятия «политическая власть» указывает на то, что политика и власть неразделимы, взаимозависимы, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Приступая к изучению первого вопроса темы, необходимо ответить на вопросы: что такое власть? какова ее сущность? Понятие власти многогранно. Власть может быть представлена как политическое господство, функция коллектива по руководству совокупной деятельностью, как система государственных органов, как тип отношений между приказывающими и подчиняющимися, способ навязывания своей воли другим, как волевое отношение, определяемое классовым или социальным господством и подчинением.

В целом власть – это форма социальных отношений, отличающаяся способностью влиять на характер, поведение и направление деятельности индивидов или групп посредством экономических, идеологических, правовых, организационных механизмов, а также с помощью традиций, авторитета, убеждения или насилия, принуждения.

Политическая власть – одна из основных функций социальной организации общества, центральный элемент политической системы, ее основополагающий стержень. Власть призвана добиваться согласования индивидуальных и групповых интересов, обеспечивать управление действиями личностей и других социальных общностей и образований. Достижение баланса между степенью удовлетворения интересов общества в целом и устремлениями субъектов власти и является одной из основных проблем функционирования политической власти.

Выясняя вопрос о сущности власти, следует знать, что политическая власть выступает как система общественных отношений:

социально-политических, регулирующих отношения между властью и социальными слоями, группами и классами общества;

политико-управленческих, определяющих взаимоотношения политических кругов с социальными учреждениями и организациями;

политико-идеологических, оказывающих воздействие на формирование и состояние массового сознания.

Рассмотрение вопроса о происхождении власти позволит студентам, привлекая конкретно-исторический материал, ознакомиться с такими теориями и концепциями, как мифологическая, религиозная, нормативная, теория завоевания и др. Это поможет, в свою очередь, выявить вопрос о многообразии видов власти.

Исследуя теории происхождения власти, один из выдающихся ученых Макс Вебер дал характеристику следующим ее видам: традиционная власть, существующая в силу традиций, обычаев, верований; харизматическая власть (харизма – от лат. дар, благодать), обусловленная личными качествами вождя, лидера, главы государства; легальное господство, установленное на основе свободных выборов.

Власть также может быть представлена как индивидуальная, основанная на влиянии, авторитете, личной зависимости или насилии, публичная, основанная на кооперативном эффекте вследствие общественного разделения труда; открытая, полускрытая (или теневая), скрытая (или тайная).

Данная классификация видов власти дает возможность понять, почему и на современном этапе в различных странах существуют те или иные виды или разновидности власти.

Первый вопрос изучаемой темы органично включает и проблему формирования власти посредством выборов.

Избирательная система – это политический институт, представляющий собой механизм формирования законодательных, исполнительных и судебных органов власти; средство политической социализации, способствующее привлечению масс к участию в общественно-политической жизни; способ интеграции политической системы, мирного разрешения политических конфликтов и организации определенного типа власти.

Современные избирательные системы прошли длительный, более чем двухвековой путь борьбы против сословных, имущественных, образовательных, расово-национальных и других ограничительных цензов за всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Среди многообразия современных избирательных систем можно выделить три основных – мажоритарную, пропорциональную и смешанную. Тип избирательной системы зависит от исторических, политических, социокультурных, психологических и других особенностей той или иной страны. Организуемые в рамках избирательной системы выборы, являющиеся органической частью политического процесса, подразделяются на общенациональные (парламентские и президентские) выборы, выборы в органы местного самоуправления и выборы местных должностных лиц. Итоги выборов влияют на ориентацию государственной власти и расстановку политических сил в обществе.

Лица, пользующиеся избирательным правом в данном государстве, электорат (от англ. выбирать, избирать), различаются своим отношением к участию в выборах и подразделяются на твердых приверженцев какой-либо партии, независимых избирателей, систематически голосующих, или, напротив, уклоняющихся от участия в выборах. На выбор избирателей оказывают влияние как стабильные, так и ситуационные факторы.

Второй вопрос темы позволяет получить представление о способах существования и атрибутах политической власти.

Любая власть имеет форму и процедуру своего существования: законы и правила их применения, носителей власти и их полномочия, санкции за невыполнение законов или систему ответственности органов власти.

Поскольку существующая в обществе власть складывается как система функций, то важнейшей является проблема оптимального функционирования власти или достижения максимально возможной эффективности политического управления. Последняя зависит от таких факторов, как право принятия решений, наличие полномочий и возможностей осуществления власти, как ответственность за использование власти и вызванные этим последствия. В связи с этим необходим знать, кем, как и в чьих интересах политическая власть осуществляется, выяснить роль элиты, каналы ее формирования, представить ее классификацию и социальный состав.

Политическая элита – привилегированная, политически господствующая группа – далеко не однородна, внутренне дифференцирована, существенно различается на разных исторических этапах становления и развития общества. Тем не менее в соответствии с существующей типологией можно выделить элиту наследственную, властную (обладатели власти), ценностную (лица с высокопрестижными позициями в обществе и государстве), функциональную (профессионалы-управленцы). Кроме того, науке известна правящая и оппозиционная, открытая и закрытая, высшая, средняя и маргинальная элиты. Существуют и многие другие подходы к классификации элит и лидерства, основанные на классической концепции Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.

Вместе с тем необходимо уяснить роль бюрократического аппарата как рациональной формы осуществления власти, а также ознакомиться с таким явлением, как бюрократия.

Представляется исключительно важным также рассмотрение вопроса о распределении власти и ее перераспределении на различных уровнях политической системы общества. И в связи с этим понять суть и смысл принципа разделения и независимости властей, введения демократического контроля над властью со стороны общественности, что достигается посредством обеспечения правовой защиты граждан, организации демократической процедуры выборов, гласности и т. д.

Политическая власть всегда имеет определенные атрибуты. Среди них: мотивы и цели (легитимные и латентные) власти, инструменты (государство, партии, законы), механизмы (политический режим, способы принятия политических решений) осуществления власти, регламентации (установление определенных норм власти, ее форм, ритуалов и т. п.).

Изучение многогранных аспектов проблемы власти вплотную подводит и к вопросу о ресурсах власти как средствах, используемых для убеждения, поощрения или наказания в процессе осуществления власти. Согласно существующей в науке классификации, учитывающей различные потребности и интересы людей, ресурсы властей подразделяются на утилитарные, принудительные и нормативные или в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности – на экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и силовые. Привлечение конкретного материала позволит полнее представить и понять сущность рассматриваемого вопроса.

Анализ многообразных форм, видов, методов осуществления власти, особенностей ее функционирования дает возможность представить и ее типологию.

Политическая власть может быть классифицирована по следующим параметрам:

сферам функционирования: политическая (экономика, право, идеология) и неполитическая (кланы, корпорации с родственными или личными связями и отношениями);

объему полномочий: государственная, партийная, групповая;

субъекту: парламентская, судебная, коллективная, личная;

структуре правящего субъекта: единоличная, олигархическая;

социально-политической природе: монархическая, республиканская;

режиму правления: демократическая, авторитарная, тоталитарная;

социальному типу: рабовладельческая, феодальная;

применяемым методам и средствам: насилие, принуждение или авторитет, убеждение.

Эта классификация позволяет, в свою очередь, понять облик власти, уяснить ее роль в обществе и способы ее функционирования.

Рассматривая третий вопрос темы, следует обратить внимание на сложность проблем формирования и осуществления российской политической власти.

Политическая власть в российском обществе также представлена ее основными ветвями. Законодательная власть формируется на основе выборов и зиждется на основополагающих принципах Конституции Российской Федерации и права. Это – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть представляет Правительство РФ. Высшей судебной властью России являются Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд. Глава государства – Президент Российской Федерации – в соответствии с Конституцией РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, издавая указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России.

Однако сконструированный таким образом и нацеленный на ускоренное реформирование общества, его демократизацию посредством подъема экономики и утверждения правового государства механизм политической власти не способствовал в 90-е годы стабильному развитию страны. Обнищание массы населения, потеря финансовой и продовольственной самостоятельности страны, коррупция, начавшийся системный кризис – свидетельство тому, что размытые структуры политической власти, ее кадровая политика, законы и правила их применения, отсутствие должной ответственности носителей власти не способны были обеспечить стабильного функционирования власти в условиях ломки существующих социально-экономических и политических структур и отношений. Поэтому с 2000 г. начался сложный целенаправленный процесс по достижению таких основополагающих задач как обеспечение экономического успеха, социального благополучия граждан, развития подлинной демократии.

При президенте РФ был создан Государственный совет как политический орган управления и контроля по реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства, жилья. Страна была разделена на семь федеральных округов, возглавляемых полномочными представителями президента. Были приняты новые законодательные акты, определяющие суть и процедуру выборов Президента, депутатов Государственной думы, формирования Совета Федерации, организации местного самоуправления и др.

Утверждение новой системы политической власти через парламентаризм, многопартийность, формирование гражданского общества в условиях первого десятилетия ХХ1 века предполагается. В 2004-2005гг. внесены поправки к законам и кодексам избирательной системы: о переходе к пропорциональной системе выборов, введены 7% «порогового» барьера для политических партий, участвующих в избирательной компании, об отмены квоты явки электората на выборы, графы «против всех» в избирательном бюллетене и т.д. В целях укрепления вертикали власти был введен новый порядок формирования губернаторского корпуса, рассчитанного на приход к руководству регионами лиц, отличающихся высокой степенью профессионализма, ответственности, патриотизма. В 2006г. начала свою деятельность Общественная палата, призванная осуществлять контроль за действиями власти всех уровней, вырабатывать заключения по проектам федеральных законов, выступать с собственными инициативами. В соответствии с Законом «О политических партиях» продолжается эволюционный процесс становления многопартийности путем создания новых и реорганизации ранее существующих партий посредством их объединения, консолидации, изменения названий (Справедливая Россия, Правое дело и др.).

По инициативе Президента РФ и утверждению парламентом в 2009г. Были внесены уточняющие поправки, не меняющие политической и правовой сущности государственных институтов в текст Конституции РФ об увеличении срока полномочий Президента РФ до 6 лети Государственной думы до 5 лет; об ответственности и ежегодной отчетности правительства за свою деятельность перед Государственной думой. Начинается и новый этап формирования Совета Федерации по делегированию в его состав только депутатов региональных законодательных собраний или муниципальных советов.

Все эти и другие целенаправленные действия рассчитаны на укрепление роли государства как важнейшего института политической системы, на создание слаженной эффективной системы политической власти, основанной на принципах демократии и направленной на реализацию основополагающих интересов и прав граждан.

 

 

Темы докладов

 

1. Политическая элита и лидерство: классификация и тенденция развития.

2. Избирательная система как тип организации власти.

3. Проблемы функционирования политической власти в России.

 

Рекомендуемая литература

 

 

1. Божанов В.А. Политология: мир современной политики: Учебное пособие. М., 2005. С. 51–79.

2. Ирхин Ю.В. Политология: Учебник. М., 2006. С. 264–293, 413–434.

3. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник. М., 2005. С. 101–118, 122–140, 144–159.

4. Мухаев Р.Т. Теория политики. – М., 2005. С.102-133.

5. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 40-45.

6. Политология: Учебник. М., 2005. С. 127–150, 195–220.

7. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. М., 2005. С. 244–259, 299–302.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: