ЭВОЛЮЦИЯ Методологии КОУЧИНГА
Коучинг — это искусство содействовать повышению эффективности и результативности.
Коучинг — это процесс создания Коучем условий для всестороннего развития и реализации личности клиента. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.
Коуч – это тренер-наставник и «катализатор» для реализации потенциала самого клиента.
На сегодня уже существует деление коучинга по видам и по контекстам внутри них:
- Корпоративный коучинг (Коучинг высшего руководящего звена, Коучинг организационного развития, Коучинг в менеджменте, Коучинг в сфере культурных трансформаций, Коучинг лидерства, Коучинг по HR, Коучинг персонала, и т.д.)
- Персональный (Коучинг успеха) (Мотивационный коучинг, Коучинг целей/результатов, Коучинг в устранении проблем, Коучинг отношений, Стратегический коучинг, Коучинг карьеры, Коучинг достижений и т.д.).
А так же существует модель уровней коучинга согласно Логическим Уровням (Р.Дилтс).
* * *
Предлагается рассмотреть еще одну модель уровней Коучинга, основанную, в большей степени на работах К.Уилбера и Интегральный Психологии.
Модель Эволюции подходов к коучингу – это модель уровней коучинга, которые являются ступенями от коучинга материального, к коучингу духовному;
От коучинга сократовского (предполагающего субъект, объект и их взаимодействие как 3 разные составляющие) к коучингу квантовому (предполагающему фрактальность и голографичность событий, мыслящих любую точку времени пространства как содержащую в себе все качество время-пространства);
От коучинга классического к коучингу многомерному.
|
Каждый новый уровень коучинга отличается от предыдущего прежде всего философией, при чем некоторые инструменты могут быть заимствованы из предыдущего уровня. В этом и заключается секрет того, что при всей очевидности и простоте инструментария (технологий) коучинга, мы получаем очень различные эффекты в разных руках. И результаты работы тренера/коуча определяются, прежде всего, не инструментами, а той философией из которой они исходят.
I. Левополушарные подходы.
Классический коучинг. SCORE. ТОТЕ.
Поддержание рамки цели. Решение по ТОТЕ и SCORE технологиям.
СХЕМА: Причина -> Проблема -> Осознание цели и мотивация (Укрупнение цели, большие цели) + Ресурсы = Желаемое -> Эффекты
Классический коучинг, предполагающий наличие рамки проблемы и рамки цели и пошаговой технологии достижения цели/результата. Предполагает линейность развития событий; цель, как объект достижения, и процесс реализации с необходимыми объектами и ресурсами.
Механизм ТОТЕ (кратко):
Test-1 Сравнение настоящего и желаемого, постановка цели или Хорошо Сформулированный результат (ХСР). См. тексты по НЛП. Тест-1 действует как пусковой механизм процесса и включает в себя тестовые критерии (Сенсорное или поведенческое свидетельство для оценки того, достигнута ли цель).
Operate (шаги) Гибкость Способов и шагов для достижения цели. При повторных операциях, гибко подбираются средства достижения цели и снова следует Операция по достижения цели.
Test-2 Обратная Связь (ОСВК). Оценка информации путем сравнения ее со стандартом. На сколько приблизились к цели? Если Тест-2 отрицательный, то есть критерии цели не удовлетворены, то к Operate.
|
Exit Если Тест-2 показал, что тестовые (сенсорные) критерии удовлетворены, то Exit.
Как расширенный вариант, предлагается модель SCORE, в которой четыре ее фокуса внимания расположены на линии времени линейно:
1. С- Cause. Причины. Прошлое.
2. S- Symptom. Симптом, текущая ситуация. Настоящее.
3. О – Outcome. Цель. Желаемое состояние, выход, решение. Будущее.
4. Е – Effects (Ecology). Эффекты, экология, отдаленные последствия. Отдаленное Будущее.
И 5-й элемент R – Resources (Ресурсы), то, что необходимо для перехода от настоящего состояния к решению, может браться из любой точки времени.
Хотя и сохраняется линейность модели (как в ТОТЕ), при этом Ресурсы рассматриваются не только как строго закрепленная ко времени величина. Под словом ресурсы здесь воспринимаются то, что позволяет перейти от настоящего к желаемому, в том числе, и внутренние качества и внутренние состояния, которые имеют лишь косвенное отношение ко времени. Скорее время может выступать к ним как вторичный параметр.
Успешные Модели.
Схема: Проблема/задача(цель) -> рассмотрение структуры проблемы как части системы, как неполной Модели (по какой-то из Модели, на которую намекает человек), в которой не хватает 1 или несколько элементов -> подбор Решений и ресурсов, согласно модели = Решение -> Эффекты
Здесь коуч отслеживает структуру проблемы (как вербальную так и невербальную) и как бы соотносит ее с известными успешными моделями целостного описания системы. Это похоже на сравнение «пазлов ПРОБЛЕМЫ» с различными целостными картинками-эталонами и определение - на какую картину это похоже. Таким образом, выбирается уже существующая успешная модель построения системы. Что позволяет минимально корректировать существующую систему, а лишь дополнить недостающими элементами.
Пример: Коучинг по модальностям (вижу, слышу, чувствую), по логическим уровням (окружение, поведение,…), по стихиям (земля, вода, огонь, воздух), по бизнес-процессам (Планирование, организация, реализация, контроль..), по архетипам и ролям, по метапрограммам, по функциям бизнеса (маркетинг, производство, сбыт, администрирование,) и т.д.
II. Правополушарные подходы.