Факторинг, характеристика его видов




 

Факторинговая деятельность банков регулируется гл. 43 Гражданского кодекса РФ «Финансирование под уступку денежного требования».

Факторинг(от англ. factor — маклер, посредник) представляет собой выкуп платежных требований у поставщика товаров, иначе говоря, переуступку банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, что в свою очередь дает банку право получения платежа по неоплаченным платежным документам. Основой данной операции является кредитование торговых сделок [2, 250].

Субъекты факторинга:

· факторинговая компания или факторинговый отдел коммерческого банка (фактор) — специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;

· клиент (поставщик товара, кредитор) — промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;

· предприятие (заемщик) – фирма – покупатель товара.

Для осуществления операций по факторингу заключается договор, в котором оговариваются: порядок оформления документации, сроки и доля суммы платежей фактора от суммы платежных требований, размеры комиссионного вознаграждения, и др.

Покупка требований клиента производится, как правило, на условиях немедленной оплаты около 80—90% стоимости от номинала и уплаты оставшейся части (за вычетом процентов за кредит и комиссионных) после погашения дебитором всей суммы долга.

Источниками средств для осуществления факторинговых операций могут служить как собственные средства факторинговых компаний, так и заемные, включая привлечение срочных депозитов и кредитов.

Стоимость услуг, уплачиваемых предприятием банку, включает комиссионное вознаграждение, устанавливаемое в определенном проценте от суммы платежных документов (обычно до 3%), и ежемесячный процент за аванс (1—2%).

В конце каждого месяца банк подытоживает причитающиеся ему комиссионные и проценты и одновременно определяет остаток неоплаченных счетов фирмы, который и погашает [6, 450].

Факторинг экономически выгоден всем участникам сделки. Для клиента-поставщика это ускорение оборачиваемости ресурсов, снятие риска неоплаты, упрощение бухучета, особенно если покупателей много; для покупателя льготные условия оплаты товара (отсрочку), кредит в размере до 90% стоимости поставляемого товара; увеличение объема закупок и улучшение конкурентоспособности; для факторинговой компании или банка — получение комиссионного вознаграждения [2, 250; 4, 259].

Организация факторинговых услуг представлена на рисунке 2.

 

 

Рис. 2. Механизм совершения факторинговой операции

Сегодня факторинг представляет собой универсальную систему обслуживания поставщика, включающую услуги бухгалтерского, информационного, страхового, кредитного, юридического и сбытового характера.

По сути, эта посредническая операция проводиться банком или фактор-фирмой для ускорения оборота роста ликвидности средств производителей [4, 260].

В области внешней торговли факторинг предстает как приобретение банком (фактор-фирмой) требований экспортера к импортеру и их инкассацию с рассрочкой платежа по операциям с немедленной оплатой наличными.

Главными экономическими достоинствами факторинга являются: увеличение прибыли его пользователей и превращение их дебиторской задолженности в деньги.

В последние годы широкое распространение получил конфиденциальный факторинг, который ограничивается выполнением только отдельных операций: уступка права на получение денег, оплата долгов. Выделяют также «тихий» факторинг, когдаклиент передает фактору копии счетов по заключенным сделкам с партнерами, а он выплачивает часть этой суммы немедленно. После получения всей суммы клиент расплачивается с фактором, возвращая ему полученный кредит и проценты по нему. Если контрагент не оплачивает счет в установленный срок, клиент передает фактору счета на получение денег.

В практике применяются следующие виды факторинговых операций:

• внутренние, когда участники факторингового договора находятся в одной стране, и международные;

• открытые, когда должника информируют об участии в сделке фактора, и закрытые (конфиденциальные);

• с правом регресса, когда возникает требование к поставщику вернуть выданную ранее сумму, или без права регресса;

• при условии кредитования поставщика в форме предварительной оплаты (до 80% переуступаемых им долговых требований) или оплаты требований к определенной дате.

Факторинговое обслуживание не предоставляется в тех случаях, когда фактору сложно оценить кредитный риск, связанный с переуступкой требований, оплата которых может быть не обеспечена в установленный срок. Например, предприятиям с большим количеством дебиторов; занимающимся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции [6, 450-452].

На российском денежном рынке факторинг пока еще не получил должного распространения из-за отсутствия четкой методической базы и наличия практики предоплаты за товар, что не способствует повсеместному созданию в банках специализированных факторинговых отделов. [4, 261].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: