Кафедра теории и истории права и государства
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Учебно-методический комплекс
для студентов очной и очной на базе среднего профессионального
образования формы обучения
направление подготовки 030900.62 – «Юриспруденция»
квалификация (степень) «бакалавр»
Ростов-на-Дону
Автор:
Булатецкий О.Ю., к.ю.н., доцент, доцент кафедры истории права и государства ФГБОУ ВПО РАП
Цечоев В.К., д.ю.н., профессор, зав. кафедрой теории и истории права и государства Ростовского филиал ФГБОУ ВПО РАП
Борозинец Ю.О. преподаватель кафедры теории и истории права и государства Ростовского филиала ФГБОУ ВПО РАП
Рецензенты:
Власов В.И., д.ф.н., профессор, профессор кафедры теории и истории права и государства Ростовского филиала ФГБОУ ВПО РАП
Зырянов В.Н., д.ю.н., профессор, Директор Ростовского юридического института (филиал) ФГБОУВПО Российская правовая академия Министерства юстиции РФ
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62– «Юриспруденция»
Одобрен на заседании кафедры теории и истории права и государства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Ростовского филиала) (протокол № ___ от ___ ______________ 2013 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Ростовского филиала) (протокол № ___ от ___ ______________ 2013 г.).
© Рф ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2013.
© Булатецкий О.Ю., 2013.
© Цечоев В.К., 2013.
© Борозинец Ю.О., 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………..……………4
Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………………..……….…7
Тематический план ……………………………………………………...…………….7
Программа курса………………………………………………………….…………..11
Планы семинарских (практически) занятий ……………………………..…………23
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов ………...............................................................50
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля…...…………...65
Литература ………………………………………………………...………………….70
Вопросы для подготовки к экзамену ………………………………………………..73
Введение
История отечественного государства и права является дисциплиной базовой (обязательной) части профессионального цикла дисциплин по направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция» квалификация «бакалавр».
Целью изучения курса «История отечественного государства и права» является ознакомление студентов с эволюцией структур, институтов и механизмов государственной власти России и с развитием системы российского права, начиная с Древнерусского государства до настоящего времени.
Задачами дисциплины являются: уяснение общих закономерностей и специфических особенностей формирования и развития российской государственности на различных этапах российской истории; изучение процесса возникновения и детерминантного развития различных отраслей права (уголовного, гражданского, административного, трудового, процессуального и т.д.); ознакомление студентов с важнейшими памятниками российского права; исследование взаимодействия и взаимообусловленности государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления) и правовых институтов (кодификаций, отраслей права, отдельных норм и т.п.).
В результате освоения дисциплины бакалавр должен знать основные закономерности развития российского государства и права, особенности функционирования российской социальной системы и содержание базовых ценностей отечественной правовой культуры и национального исторического наследия.
Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
А) общекультурными:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
Б) профессиональными:
в нормотворческой деятельности:
- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
в правоохранительной деятельности:
- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов по формам обучения | |
очная | очно-сокращенная | |
Зачетные единицы - общая трудоемкость | 6 з.е. 216 ч. | 6 з.е. 216 ч. 1,5 з.е. 54 ч.* 4,5 з.е. 162 ч. |
Всего аудиторных занятий из них: | 72 ч. | 72 ч. |
Лекции | 36 ч. | 36 ч. |
Семинарские (практические) занятия | 36 ч. | 36 ч. |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | 144 ч. | 90 ч. |
Форма итогового контроля | курсовая / экзамен | курсовая/ экзамен |
*Переаттестация 1 з.е. – 36 ч.
Тематический план
(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов)