Экономический эффект от реализации предложенных мероприятий




 

Важными признаками любой системы налогового контроля являются:

- правильное использование эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, которые основываются как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

- правильное применение системы оценки работы налоговых инспекторов. Это позволяет объективно учитывать результаты деятельности каждого из них, эффективно распределять нагрузку при планировании контрольной работы.

Необходимо совершенствовать каждый элемент - это позволит улучшить организацию налогового контроля.

Уровень информатизации общества требует от налоговых органов применения новейших технических, технологических, программных разработок для эффективного функционирования налогового администрирования. Очень значимой проблемой налоговых органов на сегодняшний день является недостаточная налоговая грамотность и информированность налогоплательщиков, особенно физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица.

Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение, все это обуславливается необходимостью повышения уровня налоговой культуры населения, его психологической подготовленности к обязанности уплаты налогов, а также улучшением состояния взаимоотношений налогоплательщика, государства и налоговых органов.

Исследуем проведение аттестации государственных служащих Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Башкортостан и рассчитаем экономический эффект. Для расчета эффективности проведения аттестации необходимо рассчитать затраты на ее проведение.

Таблица 2 - Затраты на проведение аттестации (тыс. руб.).*

Наименование Значение
  Затраты на обучение персонала  
  Затраты на приобретение дополнительной справочной литературы  
  Затраты на оплату юридической консультации при разработке нового проекта аттестации  
  Программное обеспечение  
  Затраты на изготовление бланков приказов, анкет и др. печатной продукции  
  Административные издержки  
  Средства на премирование сотрудников по результатам аттестации  
  Оплата услуг приглашенного на аттестацию эксперта  
  Итого  

*Источник: составлено автором

Согласно данным таблицы 2 видим, что затраты на проведение аттестации составляют 168 тыс. рублей. Проведение аттестации позволяет повышать квалификацию служащих Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Башкортостан.

Далее, из данных таблицы 3, видим, что количество налоговых проверок после проведения аттестации увеличивается. Затраты на проведение аттестации составили 168 тыс. руб., при этом экономический эффект составил в 2017 году – 122 проверок.

 

Таблица 3 – Экономическая эффективность.*

Показатели 2017 г.
Количество налоговых проверок, шт. (до аттестации персонала)  
выездных камеральных  
Затраты на проведение аттестации, тыс. руб.  
Количество налоговых проверок, шт. (после аттестации персонала)  
выездных Показатели 2017г.
камеральных  
Экономический эффект, тыс. руб.  

*Источник: []

Кроме того, проблеме взаимоотношений между государством и налогоплательщиком уделяется особое внимание во всех развитых странах, ею занимаются органы образования, средства массовой информации, а также и налоговые органы. Также большое внимание в развитых странах уделяется взаимоотношению налоговых органов с налогоплательщиком.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлено право налогоплательщиков на получение от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков. Помимо этого они имеют право получать от налоговых и других уполномоченных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Также очень значимым фактором, который влияет на формирование позитивного отношения, является налоговое образование налогоплательщиков, например проведение разного рода семинаров и тренингов для различных видов налогоплательщиков. На наш взгляд, изменение структуры налоговых органов, в которых с недавнего времени появились специальные подразделения налоговых органов, отделы по приему налоговой отчетности и информированию налогоплательщиков, также положительно сказываются на повышении авторитета налоговых органов. Именно специалисты таких подразделений оказывают помощь в заполнении деклараций, предоставляют информационные материалы, организуют и проводят семинары, работают со средствами массовой информации. При наличии у налогоплательщиков конкретных вопросов по налогообложению такие подразделения могут связаться с профильным подразделением налогового органа для квалифицированного ответа на вопрос.

Одной из важнейших задач федеральной целевой программы развития налоговых органов является повышение правовой грамотности, информированности налогоплательщиков, разъяснение и пропаганда налогового законодательства, информирование о деятельности налоговых служб, а также оказание налогоплательщикам необходимой помощи и как следствие, повышение уровня добровольного соблюдения законодательства о налогах и сборах. С целью выполнения данной задачи Управление ФНС России по Республике Башкортостан внедряет в практику работы налоговых органов прогрессивные формы и методы информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, работа проводится по следующим основным направлениям:

- разработка и внедрение единых стандартов обслуживания налогоплательщиков (режим приема, информационно-разъяснительная работа, программные продукты, привлечение «третьих лиц» и др.);

- улучшение условий приема налогоплательщиков (создание удобных мест по обслуживанию плательщиков, операционных залов, офисов);

- поиск и разработка новых эффективных форм взаимодействия.

- разработка форм и методов работы с налогоплательщиками по категориям

Управлением на регулярной основе проводится информационно-разъяснительная работа с налогоплательщиками, направленная на максимально возможный охват, как юридических, так и физических лиц. Проводятся пресс-конференции, брифинги и «круглые столы» с представителями печатных и электронных средств массовой информации, осуществляется размещение материалов в региональных и местных печатных и электронных СМИ.

Важной задачей по информированности налогоплательщиков, повышения их налоговой грамотности с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов, является создание в налоговых органах по городам и районам края операционных залов и офисов по обслуживанию налогоплательщиков, предназначенных для оперативного их информирования и консультирования.

Хочется отметить улучшения в работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан и территориальных налоговых органах Республики Башкортостан за 2016 год.

Внедрение современных технологий позволяет ФНС России развивать онлайн-услуги для налогоплательщиков и создавать комфортные условия для уплаты налогов.

Интернет-сайт ФНС России в январе-сентябре 2016 года посетило более 81,6 млн. человек. В настоящее время на официальном сайте ФНС России реализовано 47 интерактивных сервисов, которые охватывают все категории налогоплательщиков и сферы их интересов.

Наиболее социально значимыми сервисами являются «Личные кабинеты», число пользователей которых составляет:

- Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц - 21,6 млн человек

- Личный кабинет налогоплательщика юридического лица - 203,2 тысячи организаций

- Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя - 385,5 тысячи ИП

Расширяется не только количество пользователей, но и функционал сервисов. В настоящее время «Личный кабинет» представляет собой полноценный инструмент для бесконтактного общения с налоговым органом.

В связи с принятием Федерального закона № 347-ФЗ, который закрепил официальный статус «Личного кабинета налогоплательщика», физические лица могут использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись.

Получить усиленную неквалифицированную электронную подпись можно бесплатно, не посещая Удостоверяющий центр, непосредственно из «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» и подать с ее помощью как декларацию 3-НДФЛ, так и такие документы, как заявление на зачет или возврат или заявление на предоставление льготы.

В настоящее время пользователи «Личного кабинета налогоплательщика» сформировали более 1,7 миллиона неквалифицированных электронных подписей.

Рисунок 8 - Документы, поданные пользователями через Личный кабинет с помощью неквалифицированной электронной подписи.*

  декларации 3-НДФЛ
   
  заявления на зачет/возврат
  переплаты
   
  заявления на предоставление
  налоговой льготы
   
  запросы на получение справки о
  состоянии расчетов с бюджетом
   
  прочие документы

 

 

*[]

 

В настоящее время ведётся работа по расширению функционала «Личных кабинетов» юридического лица и индивидуального предпринимателя в части интеграции с новыми задачами. В частности, функция регистрации и снятия с учёта ККТ реализуется непосредственно в рамках Личного кабинета.

Функционал в части ККТ запущен в промышленную эксплуатацию в ЛК ЮЛ 19 октября, а в ЛК ИП – 24 октября.

 

Таблица 4 – Популярные электронные сервисы ФНС 2016 г. *

«Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» 397,8 млн обращений
«Узнай ИНН» 33,3 млн обращений
«Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» 3,4 млн обращений
«Создай свой бизнес» 2,7 млн обращений
«Узнать о жалобе» 2,8 млн обращений
«Адрес и платежные реквизиты вашей инспекции» 2,0 млн обращений
«Онлайн запись на прием в инспекцию»   893 тысячи заявок на прием

*Источник: []

 

Создание залов работы с налогоплательщиками во многом решает проблему очередей в налоговых инспекциях, облегчает работу инспекторам и повышает качество и культуру обслуживания налогоплательщиков. В офисах необходимо разместить информационные стенды по определенной тематике: основные выдержки из последних изменений нормативно-правовых актов, дата проведения семинаров, технология представления отчетности, календарь налогоплательщика, обзоры актуальных вопросов.

Налоговые органы не имеют достаточных средств на проведение информационно разъяснительной работы. На это не предусмотрено выделения из бюджета средств и других источников финансирования. Поэтому, необходимо предусмотреть статью расходов на информирование.

Проанализируем расчет эффективности проведения камеральных налоговых проверок, к примеру, у налогоплательщика официальная заработная плата 15000 руб., хотя фактически он получает 20000 руб. Получается, что в бюджет недопоступает 20000-15000= 5000 руб.

Сумма налога на доходы физических лиц составит:

15000*30%=4500 руб.

20000*30%=6000 руб.

Недоплата налога на доходы физических лиц составит 6000-4500=1500 руб., следовательно, в бюджет с налогоплательщика не допоступает 1500 руб. После проведения камеральной налоговой проверки по данному налогоплательщику, и выявления расхождения между официальной и фактической заработной платы, эффективность камеральной проверки повысится на 1500 руб., значит сумма поступления НДФЛ в бюджет увеличится на 1500 руб.

Таким образом, предложения носят комплексный характер и позволят существенно повысить уровень ответственности недобросовестных налогоплательщиков. Поэтому, существует множество проблем связанных с контрольной деятельностью налоговых органов и их оценки, однако необходимо комплексно совершенствовать их работу с целью пополнения дохода бюджета всех уровней и реализации поставленных экономических, политических и социальных целей государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: