Зан 1-2 – МДК – 1 к
Тема: Требования ФГОС НОО к современному уроку русского языка в начальной школе.
Типы и структура уроков русского языка в начальной школе.
Ход урока.
1. Объяснение учителя (требования от студентов к уроку МДК):
а) большие тетради с большими полями и три ручки
б)папка с печатными лекциями
в)дежурные спрашивают, какие книги нужны, и приносят их
2. Беседа: Как вы понимаете, что такое методика по предмету и что она дает учителям (студентам)?
Лекция: ч.1:
Учебники и методические приложения:
1. Львов, Рамзаева, Светловская. Методика обучения русскому языку в нач. классах.
2. Львов, Горецкий, Сосновская. Методика преподавания рус. языка в нач. классах.
3. Под редакцией М.Соловейчик. Русский язык в нач. классах.(теория и практика)
4. Антонов, Боброва. Методика преподавания русского языка (нач.классы)
5.Составитель Т.П.Сальникова: а) методика обучения грамоте.
б) методика обучения чтению.
в) методика преподавания грамматики, правописания и развития речи.
6. М. Соловейчик. Приложение. Сборник методических задач.
7. Журнал «Начальная школа».
8. Газета «Первое сентября»(Приложение «Начальная школа »).
ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. СТРУКТУРА КУРСА МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. СВЯЗЬ С ПСИХОЛОГИЕЙ, ПЕДАГОГИКОЙ, ЛОГИКОЙ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕМ.
Русский язык занимает особое место в школе, являясь не только объектом изучения ( русский язык как учебная дисциплина), но и средством обучения (на нем преподаются все предметы в русской школе). Методика преподавания языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной, т.к. она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи обучения, развития и воспитания учащихся.
Предмет изучения методики – это процесс овладения родным языком во всех его аспектах в условиях обучения. Дети должны научиться владеть устной и письменной формами языка, научиться читать и писать, говорить и слушать. Для этого они должны получить определенные теоретические сведения по всем разделам русского языка на научной основе, но в доступной форме, затем приобрести путем упражнений умение применять знания в учебной работе.
Структура программы обучения методике русского языка такова:
а) методика обучения грамоте, г) методика грамматики и правописания
б) методика чтения, д) методика развития связной устной и письменной речи.
в) методика внеклассного чтения,
Методика русского языка – одна из педагогических дисциплин, поэтому она опирается на дидактику, в ней находят применение основные дидактические принципы:
доступность и наглядность;
научность и систематичность;
последовательность и связь с практикой; и др…
Неразрывны связи методики с психологией, в частности возрастной и педагогической. Без знания того, как протекают психологические процессы у ребенка определенного возраста невозможно его успешное обучение и развитие. Психологические исследования помогают определить меру доступности изучаемого материала, объем заданий, их последовательность и т.п.
Важнейшей основой методики русского языка являются науки лингвистического цикла: лексика, морфология, синтаксис и др. Каждая из этих наук является основой формирования знаний, умений и навыков на определенном этапе обучения. Так, основой в разработке методики обучения грамоте (в формировании умения читать и писать) являются фонетика и графика, а в морфологии – лексикология и словообразование. Таким образом, основная наука, лежащая в основе создания методики русского языка,- это теория русского языка, все его разделы, начиная от фонетики и графики и кончая синтаксисом и культурой речи.
Раздел «Методика обучения чтению» опирается на теорию литературы, т.к. дети учатся анализировать литературное произведение. При этом необходимо знать и понимать такие термины, как тема, главная мысль, сюжет, композиция, жанр, изобразительные средства языка. Отсюда вывод: методикарусского языка тесно связана с литературоведением.
Тесная связь методики с практикой заключается в том, что методика все новое несет в практику, анализирует этот процесс и берет из школьной практики все лучшее, прогрессивное, отвечающее задачам современной школы, изучает все это и снова рекомендует для работы в школе. Этот процесс постоянен и непрерывен. Путь исследований и открытий - такова направленность современной методики русского языка.
Она призвана решать следующие задачи:
1. разработка содержания обучения (программы, учебники, учебные пособия, рекомендации к ним);
2. разработка методов обучения, методических приемов, систем упражнений, рекомендации по выполнению практических работ;
3. исследование эффективности отдельных приемов, экспериментальная проверка различных подходов и методов;
4. выявление уровня знаний, умений, навыков, причин успехов и неудач в обучении и рекомендации по их устранению.
Часть 2.
Урок должен представлять собой единое целое, состоящее из определенных частей. Отдельные этапы урока должны быть взаимосвязаны так, чтобы каждый последующий этап вытекал из предыдущего и каждый предыдущий имел материал, который можно будет использовать в последующих этапах. Цельность и стройность урока зависят от того, насколько четко определены учителем тема и цели урока, насколько правильно подобран учебный материал и выбраны оптимальные формы и методы обучения. Каждый тип урока соответствует особой структуре хода урока. Современный урок русского языка, несмотря на разные типы и задачи уроков, тем не менее в общем имеет одну структуру:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.