Жан Поль Сартр по праву считается одним из крупнейших французских писателей XX века. Его творческое наследие включает в себя пьесы, литературоведческие статьи и книги, а также нехудожественную и художественную прозу: это книги «Тошнота», «Стена», большое романтическое полотно «Дороги свободы» - его без преувеличения можно назвать центральным творением Сартра-прозаика. О своих детских годах философ прекрасно рассказал в повести «Слова», он был удостоен за неё звания лауреата Нобелевской премии (1964), от которой отказался по политическим соображениям. Кроме того, Сартр большое внимание уделяет театру. Он убеждён, что человек раскрывается в действии и через действие, а последнее лучше всего передаёт и изображает драматическое искусство. Его трагедия «Мухи» на сюжет античного мифа была впервые сыграна в бараке для заключённых. В 1943 г. знаменитый Шарль Дюллен показал её в Париже. Затем Сартр пишет драмы «За запертой дверью» (1944), «Грязные руки» (1948), «Дьявол и Господь Бог» (1951), «Некрасов» (1955), «Затворники Альтоны» (1960).
Помимо этого Сартр создаёт фактически новый жанр в литературе, написав серию социально-философских, психологических и исторических биографий выдающихся писателей. Это книги о Ш. Бодлере, Ж. Жане, огромный - свыше двух тысяч страниц - роман-биография о Г. Флобере.
В последние годы жизни Сартр работал над книгами по этике, которые были опубликованы его приёмной дочерью Арлетой Элькайм-Сартр: «Тетради по морали» (1983) и «Истина и существование» (1989)[8].
2.2 Проблема свободы человека в творчестве Жан Поля Сартра (по роману «Дороги свободы»)
В июле 1938 года Сартр писал своему ближайшему другу и единомышленнику Симоне де Бовуар: «Я вдруг нашёл разом сюжет для моего романа, его масштаб и название. Всё так, как вы желали: роман посвящён свободе». Изменённое в дальнейшем название первой главы, «Бунт», возникло из первоначальной идеи показать активный бунт главного героя против общественной морали и условностей - и одновременно бунт против себя как члена общества. Название «Клятва», также впоследствии изменённое, отражало ранние философские и психологические идеи Сартра о том, что «всякий характер - это клятва», ибо если свобода присуща человеку по самой его природе, то не существует никакого характера, обусловленного наследственностью или воспитанием, и характер - это итог добровольного выбора самого человека, его клятвы самому себе. Эпиграфом должна была послужить цитата: «Наше несчастье в том, что мы свободны»[9].
|
Главный герой романа - Матье Деларю, в нём можно отчётливо увидеть «второе я» автора. Деларю с его вечными сомнениями, колебаниями и боязнью практического действия воплощает в себе идею экзистенциональной свободы. Он, собственно, только и делает, что бережёт свою свободу. Поэтому он и не может ни на что решиться: собирается ехать в Испанию сражаться с фашистами и не едет, склоняется к тому, чтобы вступить в компартию, и не делает этого, решает жениться на своей любовнице, а вместо этого внезапно бросает её.
Деларю сам ничего не решает, события влекут его, но зато он представляет собой внутреннюю, постоянно рефлектирующую сторону этих событий и потому не сливается с ними, а существует на расстоянии от них. Тем самым он «внутренне» свободен, однако свобода его пуста, и всякий раз его действие рождается совершенно спонтанно и неожиданно для него самого, демонстрируя ту самую неуловимую «текучую» природу свободы, о которой абстрактно-теоретически Сартр рассуждал в своём трактате «Бытие и ничто». Кульминацией его жизни становится единственный героический поступок. После того, как французская армия превратилась в толпу вооружённых беженцев, как одно огромное животное (это излюбленный символ писателя), охваченное ужасом, Матье, вместо того чтобы дожидаться плена в безопасном убежище, взбирается с несколькими товарищами на крепостную стену и оттуда начинает пальбу по приближающимся немцам. Скоро он остаётся совсем один, и тут-то его пронзает ощущение небывалой свободы: «Он приближается к парапету и начинает стрелять вниз. Это был один огромный реванш; каждый выстрел отмщал какое-то одно прежнее угрызение совести... Это выстрел за книги, которые я не осмелился написать, тот - за путешествия, которых я не совершил... Он стрелял, заповеди летали в воздухе... возлюби ближнего своего как самого себя... не убий....Он стрелял в человека, в Добродетель, в Мир: Свобода - это Ужас... Он стреляет: он был чист, он был всемогущ, он был свободен»[10].
|
Облик такой свободы страшен. Можно сказать, что в этом описании сконцентрированы все негативные, социально опасные черты экзистенциалистской концепции свободы. Деларю, созерцатель-интеллектуал, впервые почувствовал себя свободным, когда начал убивать. Причём то, что он стреляет в нацистских солдат, - факт чисто случайный, и Матье вполне отдаёт себе в этом отчёт, сознавая, что он стреляет в Мир и в Добродетель, а не в солдат, не во врагов. Получается, что весь мир - враг свободному человеку и что стать свободным можно, только как следует расквитавшись с ним. Всегдашняя «пустота» свободы, полная неопределённость её содержания здесь оборачиваются «ужасом», который влечёт за собой абсолютное одиночество субъекта, чьи действия не имеют внутренних границ или регулятивов.
|
Отождествление абсолютной свободы принадлежит Гегелю, который в «Феноменологии духа»[11] дал по своему обыкновению историко-психологическую иллюстрацию этого «момента Духа». Сартр же дал беллетризованную экзистенциально-феноменологическую зарисовку этого состояния. Существенное различие состоит в следующем: для Гегеля - это частное, внутренне несостоятельное определение свободы, изживаемое дальнейшей «работой» Духа, а вот у Сартра это похоже на окончательное суждение, ибо экзистенциализм не признаёт диалектически ступенчатого, исторически постепенного развёртывания какого бы то ни было явления. Его метод импрессионистичен: мгновенная вспышка, освещающая сразу всё, вплоть до последней глубины.
При философской оценке этой сцены с пальбой надо, конечно, ещё и соблюдать обычную осторожность, необходимую в тех случаях, когда приходится иметь дело с анализом художественного произведения: нельзя просто так поставить знак равенства между позицией автора, раскрывающейся во всём произведении, и умонастроением того или иного персонажа. В данном случае, однако, основания для такого уравнивания есть: Матье - наиболее близкий писателю герой, вобравший в себя много психологических и нравственных особенностей самого Сартра (хотя и не являясь при этом его точной копией); во-вторых, подобного рода рассуждения довольно часто встречаются у других приверженцев экзистенциализма.
Упоение «освобождающей силой» разрыва социальных связей чув