Краткий экскурс в литературную деятельность Жан Поля Сартра (очень краткий)




Жан Поль Сартр по праву считается одним из крупнейших французских писателей XX века. Его творческое наследие включает в себя пьесы, литературоведческие статьи и книги, а также нехудожественную и художественную прозу: это книги «Тошнота», «Стена», большое романтическое полотно «Дороги свободы» - его без преувеличения можно назвать центральным творением Сартра-прозаика. О своих детских годах философ прекрасно рассказал в повести «Слова», он был удостоен за неё звания лауреата Нобелевской премии (1964), от которой отказался по политическим соображениям. Кроме того, Сартр большое внимание уделяет театру. Он убеждён, что человек раскрывается в действии и через действие, а последнее лучше всего передаёт и изображает драматическое искусство. Его трагедия «Мухи» на сюжет античного мифа была впервые сыграна в бараке для заключённых. В 1943 г. знаменитый Шарль Дюллен показал её в Париже. Затем Сартр пишет драмы «За запертой дверью» (1944), «Грязные руки» (1948), «Дьявол и Господь Бог» (1951), «Некрасов» (1955), «Затворники Альтоны» (1960).

Помимо этого Сартр создаёт фактически новый жанр в литературе, написав серию социально-философских, психологических и исторических биографий выдающихся писателей. Это книги о Ш. Бодлере, Ж. Жане, огромный - свыше двух тысяч страниц - роман-биография о Г. Флобере.

В последние годы жизни Сартр работал над книгами по этике, которые были опубликованы его приёмной дочерью Арлетой Элькайм-Сартр: «Тетради по морали» (1983) и «Истина и существование» (1989)[8].

2.2 Проблема свободы человека в творчестве Жан Поля Сартра (по роману «Дороги свободы»)

В июле 1938 года Сартр писал своему ближайшему другу и единомышленнику Симоне де Бовуар: «Я вдруг нашёл разом сюжет для моего романа, его масштаб и название. Всё так, как вы желали: роман посвящён свободе». Изменённое в дальнейшем название первой главы, «Бунт», возникло из первоначальной идеи показать активный бунт главного героя против общественной морали и условностей - и одновременно бунт против себя как члена общества. Название «Клятва», также впоследствии изменённое, отражало ранние философские и психологические идеи Сартра о том, что «всякий характер - это клятва», ибо если свобода присуща человеку по самой его природе, то не существует никакого характера, обусловленного наследственностью или воспитанием, и характер - это итог добровольного выбора самого человека, его клятвы самому себе. Эпиграфом должна была послужить цитата: «Наше несчастье в том, что мы свободны»[9].

Главный герой романа - Матье Деларю, в нём можно отчётливо увидеть «второе я» автора. Деларю с его вечными сомнениями, колебаниями и боязнью практического действия воплощает в себе идею экзистенциональной свободы. Он, собственно, только и делает, что бережёт свою свободу. Поэтому он и не может ни на что решиться: собирается ехать в Испанию сражаться с фашистами и не едет, склоняется к тому, чтобы вступить в компартию, и не делает этого, решает жениться на своей любовнице, а вместо этого внезапно бросает её.

Деларю сам ничего не решает, события влекут его, но зато он представляет собой внутреннюю, постоянно рефлектирующую сторону этих событий и потому не сливается с ними, а существует на расстоянии от них. Тем самым он «внутренне» свободен, однако свобода его пуста, и всякий раз его действие рождается совершенно спонтанно и неожиданно для него самого, демонстрируя ту самую неуловимую «текучую» природу свободы, о которой абстрактно-теоретически Сартр рассуждал в своём трактате «Бытие и ничто». Кульминацией его жизни становится единственный героический поступок. После того, как французская армия превратилась в толпу вооружённых беженцев, как одно огромное животное (это излюбленный символ писателя), охваченное ужасом, Матье, вместо того чтобы дожидаться плена в безопасном убежище, взбирается с несколькими товарищами на крепостную стену и оттуда начинает пальбу по приближающимся немцам. Скоро он остаётся совсем один, и тут-то его пронзает ощущение небывалой свободы: «Он приближается к парапету и начинает стрелять вниз. Это был один огромный реванш; каждый выстрел отмщал какое-то одно прежнее угрызение совести... Это выстрел за книги, которые я не осмелился написать, тот - за путешествия, которых я не совершил... Он стрелял, заповеди летали в воздухе... возлюби ближнего своего как самого себя... не убий....Он стрелял в человека, в Добродетель, в Мир: Свобода - это Ужас... Он стреляет: он был чист, он был всемогущ, он был свободен»[10].

Облик такой свободы страшен. Можно сказать, что в этом описании сконцентрированы все негативные, социально опасные черты экзистенциалистской концепции свободы. Деларю, созерцатель-интеллектуал, впервые почувствовал себя свободным, когда начал убивать. Причём то, что он стреляет в нацистских солдат, - факт чисто случайный, и Матье вполне отдаёт себе в этом отчёт, сознавая, что он стреляет в Мир и в Добродетель, а не в солдат, не во врагов. Получается, что весь мир - враг свободному человеку и что стать свободным можно, только как следует расквитавшись с ним. Всегдашняя «пустота» свободы, полная неопределённость её содержания здесь оборачиваются «ужасом», который влечёт за собой абсолютное одиночество субъекта, чьи действия не имеют внутренних границ или регулятивов.

Отождествление абсолютной свободы принадлежит Гегелю, который в «Феноменологии духа»[11] дал по своему обыкновению историко-психологическую иллюстрацию этого «момента Духа». Сартр же дал беллетризованную экзистенциально-феноменологическую зарисовку этого состояния. Существенное различие состоит в следующем: для Гегеля - это частное, внутренне несостоятельное определение свободы, изживаемое дальнейшей «работой» Духа, а вот у Сартра это похоже на окончательное суждение, ибо экзистенциализм не признаёт диалектически ступенчатого, исторически постепенного развёртывания какого бы то ни было явления. Его метод импрессионистичен: мгновенная вспышка, освещающая сразу всё, вплоть до последней глубины.

При философской оценке этой сцены с пальбой надо, конечно, ещё и соблюдать обычную осторожность, необходимую в тех случаях, когда приходится иметь дело с анализом художественного произведения: нельзя просто так поставить знак равенства между позицией автора, раскрывающейся во всём произведении, и умонастроением того или иного персонажа. В данном случае, однако, основания для такого уравнивания есть: Матье - наиболее близкий писателю герой, вобравший в себя много психологических и нравственных особенностей самого Сартра (хотя и не являясь при этом его точной копией); во-вторых, подобного рода рассуждения довольно часто встречаются у других приверженцев экзистенциализма.

Упоение «освобождающей силой» разрыва социальных связей чув

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: