МЕТОДИКА изучения МОРФОЛОГИИ




Методика изучения морфологии стала развиваться только после споров ученых о необходимости грамматической теории в обучении. При изучении морфологии учителем ставятся общие специальные цели: 1)изучение основных особенностей морфологических единиц; 2)наблюдение за функционированием этих единиц в речи; 3)развитие учебно-языковых умений. Они дополняются более конкретными: 1)выработать представление о морфологии РЯ как строго организованной системе, в которую входят известные морф-ие классы слов и их форм, состоящие из единиц более низкого уровня (звуки, морфемы) и функционирующих не изолированно, а в структуре сл/сч и пред-ий; 2)познакомить уч-ся со всеми частями речи РЯ и принципами их разделения на знаменательные и служебные, помочь освоению классификационных признаков каждой ЧР; 3)помочь усвоить хар-ые для каждой ЧР формы словоизменения и отрабатывать правильное употребление в связной речи; 4)сообщить некоторые сведения о словообразовании ЧР; 5)выработать орф-ие умения, навыки, опирающиеся на правила, в основе которых морфологическая теория.

Продолжая изучение морфологии в средней школе, необходимо обеспечить преемственность между начальной и средней школой, избегая дублирования материала, но обеспечивая более высокий уровень осознания и систематизации грамматических фактов. Курс РЯ в школе имеет 2 концента: 1)1-4 классы, 2)5-9 классы. Материла изучается линейно-ступенчато и линейно, что означает неоднократное возвращение к одним и тем же понятиям и правилам. Такое построение курса требует строгого учета того, что знаю и умею и того, за счет чего идет развитие на новом этапе. Понятия раскрываются постепенно, обогащаясь новыми дифференциальными признаками, происходит переход от нахождения одной языковой единицы по одному признаку к распознаванию ее по совокупности признаков. При реализации преемственности перспективности необходимо учитывать тесную связь разных уровней и соответствующих разделов. В зависимости от этапов изучения ЧР, изучаемые в средней школе можно разделить на 3 группы, которые будут отличаться методикой своего изучения. 1)ЧР, которые изучаются в начальной школе (сущ., прил.,гл.), т.к. происходит непрерывное изучение с 1 по 5-6 класс; 2)мест-ие, наречие, предлог, союз, частица (числ.). В начальной школе только общее представление, объем понятий мал. Углубление и расширение их происходит во 2 конценте. 3)слова-состояния, причастия, деепричастия, междометия. Для (1) характерно углубление знаний за счет расширения признаков, т.е. грам-их категорий на каждой новой ступени. Каждая ступень – это повторение всего изученного и присоединение нового. Среднее звено – изучение не отдельных элементов морфологии, а усвоение всей системы признаков. Новизна может быть достигнута за счет систематизации признаков в 2-х направлениях: 1)выявление вех постоянных и непостоянных грам-их категорий; 2)выделение 3-х общих дифференциальных признаков, по которым одна ЧР может отличаться от другой. Новизна может быть достигнута за счет особой роли ЧР в нашем языке и особенности ее функционирования. Работа с блоком ЧР требует подбора качественного дидактического материла с учетом возрастного соответствия и нарастания уровня сложности. (2)Перерыв в изучении мест-ия, наречия должен быть заполнен, иначе их изучение в 6-7 классе будет мало эффективным. Необходимо накапливать языковой материал, подводимый под известные термины. Раздел синтаксис и пунктуация дает возможность вводить упр-ия по разбору по членам пред-ия. Союзы накапливаются при рассмотрении наблюдений за сложными пред-ями, предлоги при изучении падежей сущ-ых. Накопление ЧР этой группы идет за счет отработки общеграм-их умений: 1)умение устанавливать связи слов; 2)выделять сл/сч; 3)распознавать изменяемые и неизменяемые слова, членить на морфемы, определять лексическое и грам-ое значение в слове. Для данной группы ЧР с т.з. преемственности и перспективности очень хорошо продолжить закрепление после изучения в разделе «Синтаксис». Служебные ЧР природа, которых синтаксична, закрепляется и расширяется в синтаксисе сложного пред-ия. (3)ЧР базируются на признаках уже усвоенных понятий. Поэтому единство исходных общеграм-их умений составляет лингвистическую основу для изучения новых понятий. На предшествующем систем-го обучению этапе важным является наблюдение за этими ЧР в тексте и употребление их в речи уч-ся, накопление в активном и пассивном словаре. Огромное значение для усвоения причастий и деепричастий имеет продолжение работы при изучении обособленных определений и обстоятельств в разделе «Синтаксис простого предложения».

Изучение морфологии на синтаксической основе обусловлено связью морфологии и синтаксиса как составных частей грамматики. Необходимую перспективность в морфологии обеспечивает ведущий принцип изучения морфологии на синтаксической основе. По мнению Дудникова: 1)систематическому изучению морфологии должен предшествовать курс синтаксиса, который открывает перспективу на систему русского синтаксиса и дает возможность анализировать функции разных ЧР; 2)морфологически единицы должны изучаться не изолированно, а внутри стилистически и синтаксически организованного материала; 3)овладение некоторыми словоформами должно раскрываться с опорой на языковое чутье и имеющихся у уч-ся идеальные модели и образы; 4)изучение морфологической категории должно стать предметом наблюдения и поиска в своей речи, в речи окружающих людей и текстов, а также должны специально включаться в речь, трансформироваться и моделироваться. Т.о., через эти положения реализуется заявленный принцип.

Методика работы над грам-им понятием базируется на положениях психологии. Процесс формирования умственных операций необходимых для овладения понятиями подробно изучался в исследованиях П.Я. Гальперина. Теория поэтапного формирования умственных действий – теория управления усвоенным. Этапы: 1.предварительная ориентировка уч-ка в задании – создание ориентировочной основы действий. 2. действие происходит как действие ос словом в речи. 3.действие переносится в умственный план, «про себя». 4.действия сокращаются, автоматизируются.

Работа над грам-им понятием может рассматриваться как процесс, который представлен несколькими этапами: I Повторение сведений, полученных ранее и имеющих важное значение для усвоения нового понятия. Актуализация имеющихся знаний, на основе которых будет строится новое. Повторение изученного иногда предлагается ученикам. Обычно упражнениям предшествует теория. Иногда учитель организовывает повторение на уроке непосредственно перед объяснением. II Изучение нового понятия: 1.восприятие. нужно предъявить новый материал ученикам. 2.осознание существенных признаков изученных явлений. Разумно чередовать методы преподнесения знаний в готовом виде и самостоятельный лингвистический анализ. Методы применяются отдельно или в сочетании друг с другом. Осознание существенных признаков завершенной работой над определенными понятиями может проходить через анализ определения в учебнике, через составление своего определения и сопоставления его с учебником. 3.запоминание. обеспечивает прочность, полученных знаний. Можно организовать следующим образом: в форме чтения лингвистического текста и работы с ним, составление плана, схемы, таблицы, подбора своих примеров. 4.воспроизведение учеником нового понятия. Может проходить в форме устных ответов на вопросы учителя, в форме письменных ответов. III Обучение уч-ся применению полученных знаний на практике. Для реализации этой цели учитель показывает образец применения, при анализе одного или двух примеров, затем это делают ученики, осваивая этот образец. Чтобы не происходило наложения материла нужно давать сопоставление. В исследовании Гальперина – предлагает пользоваться ориентировочной картой действий, где фиксируется само понятие, его признаки и способы работы с ним (алгоритмы). Осознаний понятий, правил, определений происходит путем расчленения и конкретизации их в сознании уч-ся, т.е. посредством выделения отдельных признаков и их совокупности. Учитель должен видеть из каких признаков состоит грам-ое понятие, выделить среди них более или менее существенные, трудные и определенном порядке знакомить с ними учеников. Сознание совокупности признаков достигается путем постепенного накопления знаний через выполнение значительного количества упражнений. С целью освоения языкового материла учитель использует разные методы и приемы.

Приемы работы теоретическими методами: 1.опорного повторения. Учитель повторяет значение слов-терминов, которые встречаются в формулировке нового понятия. 2.прим предметных действий. Наблюдение за определенной единицей языка, ее анализ, разложение на части, синтез. 3.перефразировки формулировки понятия. Заключается в создании нескольких вариантов понятия на основе существенных признаков. 4.приме постановки дидактического вопроса. 5.прием «перевода» смысла неизвестной ученику грам-ой формы на уже усвоенную.

Теоретико-практические методы (приемы): 1.разбор (полный, частичный). 2.диктанты с грамм-ми заданиями. 3.списывание с грамм-им заданием. 4.метод видоизменения. 5.метод конструирования. Практические методы: изложение с грам-им заданием, сочинение с грам-им заданием.

 

ОРФОГРАФИЧЕСКЕИ ПРАВИЛА

Термин «орфограмма» введен в 1970 году. С 1980 года дается определение наиболее часто в лингвистической лит-ре орфограмма характеризуется как написание, которое определяется на основе правил или по словарю. Ахманова: «орфограмма – написание, соответствующее правилам написания». Розенталь: «Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применение этих правил». В учебнике Бабайцевой за основу определения орфограммы взято определение Ивановой: «Орфограмма – правильное, соответствующее правилам или традиции написание, которое нужно выбрать из ряда возможных». Баранов: «Орфограмма – то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (2-3), но из которых 1 принят за правильный. Выбор правильного написания из ряда возможных (остальные являются ошибочными) определяется орфографическими правилами». Разумовская идет вслед за Ивановой. Имея в виду возраст учеников, которым дается этот термин сделан упор на отличительном признаке – когда имеется выбор букв для передачи определенного звука, то мы имеем дело с орфограммой.

Орфограмма – там где есть «опасное» место и возможен выбор при написании есть орфограмма. Чтобы написать правильно нужно вспомнить правило или посмотреть в словарь.

В формулировках орф-их правил указываются смысловые, фонет., грам. признаки той или иной орф-мы. Орфографическое правило представляет собой семантическую, фонет., грам-ую хар-ку, соответствующих орф-их явлений. Чтобы написать в соответствии с орф-им правилом ученик должен: 1)обнаружить орф-му (опознавательный этап); 2)установить какое орф-ое правило необходимо применить в данном случае (выборочный этап); 3)решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и достаточные для применения орф-го правила (заключительный этап). С т.з. последовательности умственной работы, которую проделывают уч-ся все признаки орф-мы делятся на 3 группы: 1)опознавательные признаки, по которым выделяют орф-му; 2)выборочные признаки, установив которые уч-ся решают какое правило необходимо применить в данном случае; 3)заключительные, с помощью которых уч-ся применяют соответствующее правило к данному случаю.

В формулировках орф-их правил обязательно должны быть указаны все необходимые и достаточные признаки орф-м, которые должны быть изложены компактно. Необходимые и достаточные признаки орф-мы должны быть расположены в той последовательности, в которой надо производить анализ орф-мы, чтобы верно применить правило. Все правила делятся на 3 группы: 1)необходим опознавательный выборочный и заключительный этап; 2)опознавательные, выборочные и заключительные совпадают; 3)опознавательные, выборочные и заключительные частично совпадают. Опознавательный этап обязателен с точки зрения всех орф-их правил. Заголовки орф-их тем с т.з. наличия или отсутствия опознавательных признаков орф-их бывают 3-х типов.

Работа с орф-им правилом начинается с: 1)подготовки уч-ся к восприятию. Установив какие признаки указаны в формулировке, учитель планирует, что необходимо повторить по фонетике и грам-ке; 2)учитель переходит к объяснению орф-го правила. Для чего нужно создавать проблемные ситуации, столкновение с трудностью, создание мотивации. Запись темы и анализ заголовка с т.з. опознавательных и заключительных признаков орф-м. анализ специально подобранного дидактического материала с выходом на формулировку орф-го правила. Формулировка правила соотносится с заголовком, обращается внимание на то, в какой последовательности названы признаки. 3)необходимо научить способам умственной работы по применению теоретических знаний на практике. Предлагаются опоры на опознавательные признаки, на схему разбора, даются образцы письменного и устного орф-го разбора, составляются алгоритмы разбора и подбирается система упр-ий для закрепления.

УЧЕБНИК

Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по РЯ и предназначенная для достижения учебных целей. Основными функциями ученика являются: информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная. Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты: теоретические сведения о языке в виде текстов и внетекстовые компоненты; аппарат организации работы (вопросы, задания); иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки). Тексты о языке составляют основное содержание учебников по РЯ. Они делятся на основные и дополнительные. В основных текстах описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения. В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений. Аппарат организации работы включает прежде всего те вопросы и задания, которые организуют наблюдения уч-ся над фактами и явлениями языка, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность уч-ся в процессе формирования у них умений и навыков. Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения) способствуют более глубокому осознанию изучаемых явлений. Аппарат ориентировки помогает уч-ся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения.

Учебный комплекс под ред. В.В. Бабайцевой имеет ряд специфических черт, которые отличают его от других учебных комплексов. Он состоит из трех частей, каждая из которых содержит определенный материал, подлежащий усвоению. Первая часть - «Теория», в которой последовательно (линейно) излагаются основы науки о языке, орф-ие и пункт-ые правила. Задача первой части учебного комплекса заключается в описании системы языка, его строения, в раскрытии основных языковых закономерностей. В связи с этим в учебнике реализуется индуктивный способ подачи материала. Каждая тема раскрывается с помощью учебного текста, в котором с помощью шрифтовых и графических выделений отмечено главное, существенное, значимое. Описание фактов языка иллюстрируется примерами, сведения о языке конкретизируются, систематизируются, обобщаются с помощью таблиц, схем.

Представленный в теоретической части учебника материал дифференцируется по степени важности и трудности: условными знаками отмечено то, что необходимо усвоить, заучить, и то, на что необходимо обратить особое внимание. Кроме основной в текстах учебника содержится дополнительная информация об изучаемых фактах и явлениях языка: отрывки из научно-популярных про-ий о русском языке, сведения о деят-ти ученых-лингвистов, описание некоторых норм РЛЯ и др.

Вторая часть учебного комплекса – «Практика» - предназначена для школьников определенного класса. Специальные учебники для 5, 6-7, 8-9 классов. В них содержится материал (задачи, упражнения), с помощью которого знания, освоенные по теоретической части учебника, трансформируются в умения. Задания практической части учебника позволяют научить школьников применять знания о языке в практической деятельности, сформировать у них необходимые умения. Упр-ия способствуют формированию у уч-ся определенных умений на основе репродуктивной деятельности, т.е. на основе выполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в тексте задания к упр-ию. Задачи позволяют открыть уч-ку самостоятельно новое и интересное в языке: явление, закономерность, факт. Решая задачу, уч-к ищет способы ее решения, опираясь на изученный материал, приходит к новым для себя выводам и обобщениям.

Задачи и упр-ия в практической части дифференцируются с помощью графических и изобразительных средств: задачи обозначены особым значком, в составе которого есть вопросительный знак. Для восстановления в памяти уч-ся изученного авторы в содержание «Практики» вводят так называемые опорные материалы.

«Русская речь» - третья часть учебного комплекса – обеспечивает работу по развитию связной речи уч-ся. Эту часть составляют два пособия, предназначенных для уч-ся 5-7 и 8-9 классов. Они содержат теоретические сведения об изучаемых речеведческих понятиях и речевых жанрах, ответы на наиболее трудные вопросы. Материал пособий связан с программой по русскому языку и литературе, что позволяет реализовать межпредметные связи.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Урок является основной формой обучения. При оптимальной организации он обеспечивает прочное и осознанное усвоение учебного материала – знаний и умений. Для этого урок должен быть целенаправленным. Урок как единица учебного процесса складывается из ряда относительно самостоятельных видов совместной деятельности учителя и уч-ся, которые составляют его особые структурные элементы: оргмомент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, формирование умений и навыков, подведение итогов урока, задавание домашней работы. Каждый из них выполняет специфические функции и имеет сое содержание. Оргмомент предназначен для создания у уч-ся рабочей настроенности. Учитель должен стремиться к быстрому включению детей в работу. Проверка домашнего задания включает в себя опрос уч-ся и проверку письменного задания. Основной функцией этого элемента урока является выяснение степени осознанного усвоенного пройденного и проверка правильности выполнения упражнения. Объяснение нового материала – важнейший структурный элемент урока. Он предназначен для раскрытия существенных признаков изучаемых явлений и для обучения школьников умению применять на практике полученные знания. Формирование умений и навыков как структурный элемент урока имеет следующие функции: закрепление полученных знаний и овладение языковыми и речевыми умениями. Подведение итогов урока. Функция этого элемента – выяснение степени осознанного усвоения нового материала. Домашние работы по русскому языку – непременный этап обучения детей. В процессе их выполнения происходит индивидуальное осмысление и присвоение знании о языке.

Виды уроков РЯ. Уроки различаются по своим целям и структурой. В соответствии с этими параметрами они делятся на 2 группы: обучающие и контрольные уроки. Обучающие уроки делятся на 4 самостоятельных вида: уроки сообщения нового материала, уроки формирования умений и навыков, уроки повторения пройденного, уроки работы над ошибками уч-ся. Уроки сообщения нового материал предназначены для ознакомления уч-ся с новым языковым явлением и первоначального формирования соответствующего умения. Уроки формирования умений и навыков служат закреплению полученных знаний и развитию на этой основе соответствующих умений. Уроки повторения пройденного предназначены для воспроизведения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизации, выявлении новых свойств при сравнении и сопоставлении изученных явлений. Контрольные уроки делятся на следующие виды: контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений, контроль за овладением орф-ой и пункт-ой грамотностью, контроль за овладением навыками связной речи. Комбинированные уроки – это уроки, сочетающие в себе элементы обучения и контроля.

Нетрадиционные формы проведения урока. Урок – семинарское занятие. Такая форма проведения урока наиболее рациональна при проверке знаний по ряду сходных тем и при изучении таких тем, о которым уч-ся уже что-то известно. Урок – диспут. Дискуссия, организуемая на уроке учителем, обеспечивает активность школьников, а через нее – интерес к занятиям РЯ. Для проведения такого урока необходимо выбрать вопрос, ответ на который может иметь альтернативное решение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: