- Обратимся к словарю синонимов. Назовите синонимы слова «культура».
(цивилизация)
- Какой смысл вложил автор в заголовок «Сокровищница народной культуры»?
(Запас ценностей народа)
- Какие бывают ценности, и о каких из них идет речь в заголовке?
(Материальные, духовные; в заголовке речь идет о духовных ценностях)
- Что автор рассматривает в качестве ценностей, сокровищ в данном тексте? Найдите слова, раскрывающие данное понятие.
(Язык, пословицы)
Вывод: таким образом, заголовок выражает позицию автора текста о том, что язык народа – это величайшая ценность.
5.3 Определение ключевых слов текста (слайд № 10)
- Выделите ключевые слова текста.
(Язык, культура, сокровище, народ, богатство)
- К анализу этих слов мы с вами вернемся после работы над структурой текста.
Анализ структуры текста
Определение микротем текста
- Еще одним средством выражения авторской позиции является структура текста.
- Давайте вспомним, что такое микротема? (Часть, на которую делится текст)
- Сколько микротем можно выделить в тексте? (4)
- Что характеризует каждую микротему?
(Ключевые слова)
- Выделим ключевые слова каждой микротемы (слайд № 12-14).
Микротема 1 | Микротема 2 | Микротема 3 | Микротема 4 |
· пословицы · выражение · ум · история · мировоззрение · народ | · пословицы · мудрость · поколение | · пословицы · человеческие отношения | · пословицы · изучение · культура |
- Зачем автор вводит несколько микротем?
(Каждая из них характеризует аспект значимости пословиц как богатства народа, работает на раскрытие главной темы в разных аспектах)
5.4.2 Составление плана текста
- Составьте план текста (слайд № 15)
1. Пословицы – форма выражения народной истории.
2. Пословицы – мостик от одного поколения к другому.
3. Пословицы – зеркало человеческих отношений.
4. Пословицы – богатство народной культуры.
Составление логико-структурной схемы текста.
- Давайте составим логико-структурную схему текста, связав ключевые слова между собой (слайд № 16).
-Итак, какие у нас слова ключевые для текста в целом?
(Язык, культура, сокровище, народ, богатство)
- Какое из этих слов характеризуется на протяжении всего текста? (язык)
- Какие из ключевых слов характеризуют язык? Как оценивается язык в данном тексте? В качестве чего? (богатство)
- Почему язык – это богатство (характеризуем все через ключевые слова)? (Богатство потому, что это сокровищница)
- Сокровищница чего? (мысли, опыта народа)
- Как в этой цепочке связаны слова "язык" и "пословицы"?
(Пословицы – форма функционирования языка)
- Какую функцию выполняют пословицы?
(Пословицы – это:
· копилка народной истории,
· мостик между поколениями,
· зеркало человеческих отношений)
- Чем являются пословицы благодаря указанным функциям?
(Богатством народной культуры)
- Сложив все, сформулируйте аргумент: почему язык – это богатство народа?
Вывод: Язык - это своеобразное хранилище культуры русского народа, его истории, отражение его представлений о добре и зле, смысле жизни… Язык – это святыня народная, которую каждый должен знать и беречь. Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа.
Определение стиля текста
- Давайте определим, к какому стилю относится текст? Каковы признаки публицистического стиля? (слайд № 17)
Анализ изобразительно-выразительных средств
Работа со схемой
- Поскольку текст принадлежит к публицистическому стилю, то в нем автор активно использует изобразительно-выразительные средства.
Изобразительно - выразительные средства языка(слайд № 18)
![]() |
- Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?
Работа с таблицей
- Давайте посмотрим на таблицу изобразительно-выразительных средств языка, какие мы не упомянули?
- На основании этой таблицы в зависимости от знания и понимания вами того или иного типа средств, напротив каждого поставьте знак:
Знаю и понимаю, легко нахожу в тексте | ! |
Знаю, понимаю, испытываю трудности при нахождении в тексте | + |
Не знаю | - |
Возник вопрос | ? |
- Скажите, какие из данных средств доминируют в тексте М.А. Шолохова?
(Лексические)
Работа с текстом