Работа с толковым словарём (работа в парах).




Урок-исследование

Тема: «Язык – хранилище духовной культуры народа»

 

 

Разработчик:

Глазкова О.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии (ФБГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»)

Рецензент:

Воителева Т.Н., доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы (ФБГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»)


 

Форма проведения занятия Урок-исследование
Предметная область русский язык, языкознание, лексикография, русская словесность
Тема «Язык – хранилище духовной культуры народа»  
Актуальность Представление языка как средства выражения мировоззрения народа, сокровище народной культуры, средство трансляции народного опыта  
Цель: Задачи: Описать язык как хранилище и транслятор духовного, исторического опыта народа.
  • закрепить навыки комплексного анализа текста
· развивать навыки поисковой работы · развивать умение аргументированно излагать свою позицию · воспитывать у учащихся интерес и внимательное отношение к языку, произведениям народного творчества  
Целевая аудитория учащиеся 8-9 классов
Количество участников 25 человек
Продолжительность 45 мин
Оборудование экран, компьютер, презентация к уроку; толковые словари на парте каждого ученика, словарь синонимов
Ожидаемые результаты Повышение уровня мотивации учащихся в изучении русского языка и культуры. Воспитание внимательного читателя. Расширение знаний школьников об интеграции языкового, культурно-исторического пространств.  

 

Ход урока

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ УРОКА.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня тема нашего урока – «Язык – хранилище духовной культуры народа» (слайд №1). Для успешной работы вам нужно настроиться, сосредоточиться.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

- Посмотрите ещё раз на тему нашего урока. Как вы думаете, какова основная цель нашего урока?

- Правильно, основная цель нашего урока – доказать связь между языком и культурой, показать, как в языке отражаются явления культуры. Для этого мы будем решать ряд задач, их вы видите на слайде (№ 2).

- Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей, которые должны доказать тезис, заявленный в качестве темы нашего урока. А поможет нам в этом текст М.А. Шолохова «Сокровищница народной мудрости».

ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ТЕКСТА М.А. ШОЛОХОВА.

- Послушайте текст М.А. Шолохова «Сокровищница народной мудрости» (слайд № 3).

- Это отрывок из предисловия к сборнику В.И.Даля «Пословицы русского народа»

- А кто такой В.И. Даль? Какой вклад он внес в развитие русского языка? Русской лексикографии?

4. СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О В.И. ДАЛЕ (слайды № 4).

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ.

- Приступая к работе, мы должны помнить о том, что в языке писателей нет ничего случайного: все элементы текста работают на выражение главной идеи, все средства помогают читателю понять эту идею. Текст – это своего рода зашифрованное послание, которое поможет нам дешифровать комплексный анализ текста.

- Давайте вспомним порядок анализа текста.

Схема анализа текста (слайд №5)

1. Тема текста (о чем текст?)

2.Проблема текста (какие вопросы рассматривает автор?)

3. Цель текста, основная идея (зачем автор написал текст?)

4. Средства, используемые автором для выражения идеи:

  • заголовок,
  • ключевые слова,
  • структура текста,
  • языковые средства (почему были использованы именно эти языковые средства?)

 

Изобразительно - выразительные средства языка


тропы фигуры речи

 

 

синтаксические возможности языка фонетические возможности языка

 

лексические возможности языка морфологические возможности языка

5. Авторская позиция (как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?)

 

Определение темы и идеи текста.

- Какова основная тема текста?

(Пословицы – сокровище народа, кладезь народной мудрости)

- Какова проблема текста?

(Роль пословиц, шире – языка в духовной жизни народа)

- Какова основная идея текста?

(Язык – это богатство народа, хранилище народной культуры)

- Какими средствами автор выражает эту идею?

Прежде всего через заголовок.

Анализ заголовка (работа с толковым словарем, словарем синонимов)

- В заголовке – три ключевых слова. Давайте определим их значение.

Работа с толковым словарём (работа в парах).

- Определите лексическое значение слов: сокровищница, культура. Если слово многозначное, укажите, в каком значении оно употреблено в заголовке (работа по парам: каждая пара определяет лексическое значение 1 слова) (слайд № 6,7)

- В каком значении употреблено слово "сокровищница" в тексте?

(перен.,. богатый запас, скопление чего-н. ценного, высоко ценимого.)

- Какие элементы смысла можем выделить в значении данного слова? Какие из них являются ключевыми?

(Совокупность, з апас, ценности ключевые элементы)

- Что такое "культура"? В каком значении это слово употреблено в тексте? (слайд № 8-10)

- Какие элементы смысла можем выделить в значении данного слова? Какие из них являются ключевыми?

(совокупность, достижения, люди; достижения людей - ключевые элементы)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: