как объективная основа информационных потребностей




Потребность - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Информационная потребность отражает недостаток информации для осуществления деятельности субъекта и выражается в необходимости получения информации о природе и обществе с целью использования их для дальнейшей деятельности.

Потребности в информации социальны по своей природе и обусловливаются в первую очередь принадлежностью индивида к определенной социальной группе, его социальным статусом (статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе). Социальный статус определяет содержание, структуру повседневной деятельности индивида, в том числе его профессиональную и общественную деятельность.

Жизненные интересы и порожденные ими информационные интересы специфически реализуются в разных системах социальной информации, в том числе – в системе СМИ. Особенности массовой информации состоят в том, что, она рассчитана на обслуживание основных ролей, выполняемых личностью, а также на расширение «жизненного пространства» людей, обогащение их социальных контактов.

Петр Киричек: закон информационного баланса – полифонизм социально-политических процессов, протекающих в стране, регионе, требует освещать все многообразие имеющихся социально-политических проблем, а также отражать существующие мнения, политические позиции различных партий.

Социологическая слепота – ангажированность изданий, обслуживание официального заказа на информацию, дуалистская методика изображения различных партий, движений. Объединений, в основе которой лежит их отношение к существующей власти (позиция – оппозиция).

Прочность существования региональной газеты зависит от информационно-политического интереса к ней массовой аудитории: чем ощутимее информационный интерес широкого круга читателей, тем жизнеспособнее газета.

Выполняя социальный заказ населения, журналистика помогает развиваться ОМ и формироваться политической культуре граждан. Выполняя официальный заказ власти, она противостоит социально-политическим интересам граждан и обрекает себя на угасание. Проводимая газетой линия, с одной стороны, на неудовлетворение доминирующего информ.-полит. интереса, а с другой – на создание публицистического противопотока, противоречащего массовому спросу, подрывает основы существования печатного издания. Сейчас единственный индикатор газетного благополучия/неблагополучия – реальный читательский спрос.

 

Субъективные и объективные характеристики аудитории

Поведение аудитории обусловлено ее объективными и субъективными характеристиками. Остановимся на этом поподробнее.

Объективные(социальные) характеристики аудитории:

Обращение читателей, радиослушателей, телезрителей к массовой информации обусловлено в первую очередь их социальными статусами (статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе).

- социально-демографические: пол, возраст, место жительства, национальность, язык. Служат для выделения таких типов СМИ, как женские, детские, молодежные, местные, региональные и пр.

- социально-профессиональные: специализация, род занятий, профессиональный статус, тип предприятия + профессиональные, корпоративные, деловые СМИ.

- социокультурные: образование, вероисповедание, субкультурные особенности, формы проведения досуга = компьютерные, автомобильные, для рыболовов.

Группы с высшим образованием больше используют печатные источники информации, чем без наличия такового. При этом группы с техническим, сельскохозяйственным, экономическим образованием считают телевидение средством приобщения к культуре, а группы с высшим гуманитарным образованием ставят на первое место литературно-общественные журналы, книги и т. д., оставляя телевидению лишь роль информатора о текущих событиях культурной и политической жизни и развлекателя.

- политико-идеологические: политическая активность, принадлежность к партии, идеологическая ориентация (левые/правые) = либеральная пресса, коммунистические издания и пр.

- потребительские: уровень дохода, потребление отдельных товаров и услуг = рекламные издания, компьютерные каталоги и пр.

Однако только социальными характеристиками невозможно объяснить интерес аудитории к некоторым типам СМИ: криминальным, глянцевым изданиям и пр. = Субъективные (психологические) характеристики аудитории:

- мотивы выбора СМИ и отдельных материалов,

- особенности восприятия информации,

- особенности понимания информации,

- особенности использования информации.

Исследование 1991 года по Всесоюзной выборке

Насколько читатели понимают газетные тексты?

Семиотические группы Уровень знания словарей и интерпретации текста Распределение опрошенных (%)
   
Первая Хорошо владеют языком газет и адекватно понимают газетные тексты    
Вторая Удовлетворительно владеют языком газет и удовлетворительно понимают газетные тексты 17,3  
Третья Не владеют языком газет и неадекватно понимают газетные тексты   13,1
Четвертая Владеют языком газет и не пытаются понять газетные тексты   39,7
Пятая Владеют только общеупотребительным языком и не понимают газетные тексты   12,9
Шестая Не владеют общеупотребительным языком и не понимают газетных текстов   13,4
Седьмая Не владеют общеупотребительным языком, но адекватно понимают газетные тексты 1,7 3,9

 

Тематический интерес – адресная потребность человека в определенной информации. Характеристика, производная от уровня образования, рода занятий, от общего информационного пространства личности, сформированного опытом общения с разными источниками информации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: