Потребность - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
Информационная потребность отражает недостаток информации для осуществления деятельности субъекта и выражается в необходимости получения информации о природе и обществе с целью использования их для дальнейшей деятельности.
Потребности в информации социальны по своей природе и обусловливаются в первую очередь принадлежностью индивида к определенной социальной группе, его социальным статусом (статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе). Социальный статус определяет содержание, структуру повседневной деятельности индивида, в том числе его профессиональную и общественную деятельность.
Жизненные интересы и порожденные ими информационные интересы специфически реализуются в разных системах социальной информации, в том числе – в системе СМИ. Особенности массовой информации состоят в том, что, она рассчитана на обслуживание основных ролей, выполняемых личностью, а также на расширение «жизненного пространства» людей, обогащение их социальных контактов.
Петр Киричек: закон информационного баланса – полифонизм социально-политических процессов, протекающих в стране, регионе, требует освещать все многообразие имеющихся социально-политических проблем, а также отражать существующие мнения, политические позиции различных партий.
Социологическая слепота – ангажированность изданий, обслуживание официального заказа на информацию, дуалистская методика изображения различных партий, движений. Объединений, в основе которой лежит их отношение к существующей власти (позиция – оппозиция).
|
Прочность существования региональной газеты зависит от информационно-политического интереса к ней массовой аудитории: чем ощутимее информационный интерес широкого круга читателей, тем жизнеспособнее газета.
Выполняя социальный заказ населения, журналистика помогает развиваться ОМ и формироваться политической культуре граждан. Выполняя официальный заказ власти, она противостоит социально-политическим интересам граждан и обрекает себя на угасание. Проводимая газетой линия, с одной стороны, на неудовлетворение доминирующего информ.-полит. интереса, а с другой – на создание публицистического противопотока, противоречащего массовому спросу, подрывает основы существования печатного издания. Сейчас единственный индикатор газетного благополучия/неблагополучия – реальный читательский спрос.
Субъективные и объективные характеристики аудитории
Поведение аудитории обусловлено ее объективными и субъективными характеристиками. Остановимся на этом поподробнее.
Объективные(социальные) характеристики аудитории:
Обращение читателей, радиослушателей, телезрителей к массовой информации обусловлено в первую очередь их социальными статусами (статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе).
- социально-демографические: пол, возраст, место жительства, национальность, язык. Служат для выделения таких типов СМИ, как женские, детские, молодежные, местные, региональные и пр.
- социально-профессиональные: специализация, род занятий, профессиональный статус, тип предприятия + профессиональные, корпоративные, деловые СМИ.
|
- социокультурные: образование, вероисповедание, субкультурные особенности, формы проведения досуга = компьютерные, автомобильные, для рыболовов.
Группы с высшим образованием больше используют печатные источники информации, чем без наличия такового. При этом группы с техническим, сельскохозяйственным, экономическим образованием считают телевидение средством приобщения к культуре, а группы с высшим гуманитарным образованием ставят на первое место литературно-общественные журналы, книги и т. д., оставляя телевидению лишь роль информатора о текущих событиях культурной и политической жизни и развлекателя.
- политико-идеологические: политическая активность, принадлежность к партии, идеологическая ориентация (левые/правые) = либеральная пресса, коммунистические издания и пр.
- потребительские: уровень дохода, потребление отдельных товаров и услуг = рекламные издания, компьютерные каталоги и пр.
Однако только социальными характеристиками невозможно объяснить интерес аудитории к некоторым типам СМИ: криминальным, глянцевым изданиям и пр. = Субъективные (психологические) характеристики аудитории:
- мотивы выбора СМИ и отдельных материалов,
- особенности восприятия информации,
- особенности понимания информации,
- особенности использования информации.
Исследование 1991 года по Всесоюзной выборке
Насколько читатели понимают газетные тексты?
Семиотические группы | Уровень знания словарей и интерпретации текста | Распределение опрошенных (%) | |
Первая | Хорошо владеют языком газет и адекватно понимают газетные тексты | ||
Вторая | Удовлетворительно владеют языком газет и удовлетворительно понимают газетные тексты | 17,3 | |
Третья | Не владеют языком газет и неадекватно понимают газетные тексты | 13,1 | |
Четвертая | Владеют языком газет и не пытаются понять газетные тексты | 39,7 | |
Пятая | Владеют только общеупотребительным языком и не понимают газетные тексты | 12,9 | |
Шестая | Не владеют общеупотребительным языком и не понимают газетных текстов | 13,4 | |
Седьмая | Не владеют общеупотребительным языком, но адекватно понимают газетные тексты | 1,7 | 3,9 |
|
Тематический интерес – адресная потребность человека в определенной информации. Характеристика, производная от уровня образования, рода занятий, от общего информационного пространства личности, сформированного опытом общения с разными источниками информации.