к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Согласно действующей редакции пункта 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-I) обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.

В то же время на сегодняшний день сегмент Интернет–торговли (продажа товаров дистанционным способом с использованием сети «Интернет») представлен наряду с несколькими десятками крупных ритейлеров, очень значительным числом микропредприятий, совокупная доля которых, однако, из-за слабой консолидированности Интернет-торговли на разных товарных рынках варьируется в диапазоне 50 – 80%.

Таким образом, норма пункта 1 статьи 16.1 Закона № 2300-I в действующей редакции с учетом предусмотренного суммового порога выручки по факту полностью исключает указанных Интернет–торговцев из числа хозяйствующих субъектов, обязанных обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов.

Однако доля микропредприятий, осуществляющих продажу товаров дистанционным способом с использованием информационно- коммуникационной сети «Интернет», из-за их слабой консолидированности на разных товарных рынках варьируется от 50% до 80%. В результате, в подавляющем большинстве сегментов рынка Интернет-торговли потребители лишены возможности оплачивать товары с использованием национальных платежных инструментов.

Вместе с тем, масштабный теневой рынок, связанный с продажей контрафактной продукции (в том числе нелегально импортируемой), существует в значительной доле за счет организаций с небольшим оборотом (часто предприятий-однодневок), использующих исключительно наличную форму расчетов с покупателями. Чаще всего такая продукция реализуется через сеть «Интернет», поскольку указанный канал представляет собой наиболее удобный способ введения в оборот контрафактной и некачественной продукции вследствие практически полного отсутствия контроля со стороны государственных органов.

Из имеющейся статистики одного из крупнейших Интернет-ритейлеров следует, что, несмотря на дистанционный характер продаж с использованием информационно-коммуникационной сети «Интернет», более 90% расчетов в этом сегменте до настоящего времени осуществляется за наличный расчет, причем в случае с мелкими игроками рынка, в подавляющем большинстве случаев – без соблюдения законодательных требований о применении контрольно-кассовой техники. За последние 5 лет количество потребителей, использующих банковские карты для оплаты товаров и услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», увеличилось более чем в 2 раза. Высокая степень удобства и развитие современных сервисов безналичных платежей привлекает все большее количество потребителей, желающих осуществлять оплату товаров (работ, услуг) в безналичном порядке.

Так, количество эмитированных банковских карт на настоящий момент уже в 1,5 раза превышает количество жителей России.

Мировой опыт убедительно доказывает, что в развитых странах дистанционная оплата покупок осуществляется только с использованием электронных средств платежей. Так, в США, Великобритании и всех странах Евросоюза доля электронных платежей в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» приблизился к 100%.

Учитывая изложенное, в проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предлагается установить требование об обязательном предоставлении потребителям возможности расчетов в безналичном порядке с использованием национальных платежных инструментов при осуществлении торговли через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», что будет способствовать не только уменьшению количества продаж некачественных и контрафактных товаров, но также повышению фискальной прозрачности этого сегмента, выявлению фактического дохода, получаемого от осуществления такой деятельности, существенному повышению собираемости налогов и сокращению сегмента «серого» импорта.

Принятие предлагаемого законопроекта обеспечит гарантии безопасности сделки, возможность вернуть деньги с помощью банка-эмитента карты, если услуга не была оказана или оказана ненадлежащим образом, в том числе по процедурам платежной системы (charge back).

Принятие законопроекта обеспечит повышение честной конкуренции, так как работающие «в черную» интернет-магазины будут явно выделяться по признаку отсутствия возможности оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт.

Отдаленными последствиями принятия этого законопроекта станут снижение удельных издержек и новые привлекательные ценовые и технологические предложения для предпринимателей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: