Основные требования к использованию метода проектов.




1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.д.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и т.д.).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методик: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчётов, просмотров и т.д.).

 

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утверждённых программ. В других – выдвигаться учителями с учётом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс и обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из различных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. Например, тема «Золушка, Белоснежка и Царевна-лебедь в сказках народа мира». Чем они похожи и в чём их отличие? Её осилят младшие школьники, но им будет необходимо проявить много смекалки и творчества. Тем для проектов – неисчерпаемое множество, и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные – дело совершенно безнадёжное, поскольку это живой процесс, который нельзя никак регламентировать.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. соответственно оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, реферат, альбом, проект закона, предложений по усовершенствованию, преобразованию чего-либо, сценария фильма и т.д.).

 

II. Типология проектов. Их структурирование.

Метод проектов можно применять как в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной, групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций.

Чем же привлекает педагогов метод проектов – обучение в сотрудничестве (cooperative learning)?

Это можно сформулировать следующим образом:

· необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знаний самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

· актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.не. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.);

· актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

· значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

 

Типология проектов.

1. Метод, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный и др.

2. Характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), срытый (неявный, имитирующий участника проекта)

3. Характер контактов: среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира

4. Количество участников проекта

5. Продолжительность проекта

В соответствии с первым признаком – доминирующего метода - различают следующие типы проектов:

Исследовательские.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием:

· аргументация актуальности принятой для исследования темы,

· определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

· обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

· определение методов исследования, источников информации,

· определение методологии исследования,

· выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы,

· определение путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных,

· обсуждение полученных результатов,

· выводы,

· оформление результатов исследования,

· обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: