Требования к рисунку на практическом занятии.




Уровни организации живого. Клеточные и неклеточные формы жизни. Прокариотические формы жизни. Оптические системы в биологических исследованиях.

Учебные цели:

Знать:

-свойства живого;

- уровни организации живой материи;

- неклеточные и клеточные формы жизни;

- отличия между прокариотами и эукариотами;

- различия между животными и растительными клетками;

- строение светового микроскопа и правила работы с ним.

Уметь:

- готовить временные микропрепараты;

- пользоваться световым микроскопом.

Владеть:

- техникой приготовления временных микропрепаратов;

- методикой проведения микроскопического анализа при малом и большом увеличениях микроскопа.

 

Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1. Введение в биологию. Биология - наука о жизни.

2. Значение биологии для медицины.

3. Определение сущности жизни. Отличия живого от неживого.

4. Свойства живой материи.

5. Характеристика уровней организации живого.

6. Формы существования живого.

7. Строение вирусов.

8. Клеточные формы жизни.

9. Строение прокариот. Основные отличия прокариот от эукариот.

10. Устройство светового микроскопа.

Требования к рисунку на практическом занятии.

Необходимым элементом микроскопического изучения объекта является его зарисовка в альбом. Цель зарисовки - лучше понять и закрепить в памяти строение объекта, форму отдельных структур, их взаимное расположение. Для выполнения зарисовок необходимо иметь альбом (оптимальный формат 30X21 см) и карандаши (простой и цветные).

Поскольку рисование на занятиях по биологии не самоцель, а метод изучения объекта, при зарисовке следует придерживаться ряда правил.

1.Рисовать необходимо простым карандашом. Разукрашивать рисунок рекомендуется цветными карандашами, но не фломастерами или авторучками, на одной стороне листа (рисунки, сделанные на обеих сторонах, накладываются друг на друга и со временем портятся).

2.До начала зарисовки вверху страницы необходимо написать дату и название темы. Если изучается зоологический объект, надо указать название типа, подтипа и класса, к которому он относится в соответствии с международной номенклатурой. Каждое из этих названий (тип, подтип, класс) пишется на отдельной строке на русском и латинском языках.

3.Рисунок должен быть достаточно крупным, чтобы его детали были хорошо различимыми. На одной странице не должно быть более 3-4 рисунков.

4.Главное требование к рисунку - правильное отображение формы, цвета, соотношения объема и размеров (длина, ширина и др.). Правильное отражение соотношения размеров изучаемого объекта позволит выполнить и второе требование - показать индивидуальные особенности объекта, т. е. зарисовать не абстрактную, а конкретную клетку. Это очень важно, так как приучает будущего врача к наблюдательности, учит видеть, наряду с общим, индивидуальное.

6.Вокруг рисунка не нужно рисовать контуров поля зрения микроскопа.

7.К каждому рисунку обязательно должны быть сделаны обозначения его отдельных частей. Надписи к рисунку можно выполнять простым карандашом или авторучкой.

8. После завершения лабораторной работы необходимо тщательно убрать рабочее место.

 

АУДИТОРНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Обозначить строения вируса.

2. Обозначить строение бактериальной клетки

3. Изучить устройство светового микроскопа.

 

4. Рассмотреть под малым увеличением микроскопа асимметричную букву шрифта: сделать заключение о том, какое изображение дает световой микроскоп.

   

 

5. Рассмотреть микропрепарат «Волос человека» под «ма­лым» и «большим» увеличением. Зарисовать микропрепарат «Волос человека».

   

Малое увеличение Большое увеличение

 

6. Изготовить временный препарат из волокон ваты, рассмотреть под микроскопом. Зарисовать; на рисунке отметить артефакты в виде соринок и пузырьков воздуха.

   

Малое увеличение Большое увеличение

7. Решите следующие ситуационные задачи на знание правил работы с учебным микроскопом "Биолам".

7.1. Студент положил препарат покровным стеклом вверх и подобрал освещение. Устанавливая объектив с увеличением 8х на расстоянии 1,5 см от препарата, студент безуспешно пытается найти в поле зрения изображение препарата, поднимая каждый раз тубус вверх, вращая макровинт. В чем заключается его ошибка?

7.2. Желая изучить микропрепарат небольшого размера, студент поставил препарат покровным стеклом вверх, подобрал освещение и установил объектив с увеличением 40х. Он опустил объектив почти вплотную к препарату, а затем, вращая макровинт, начал медленно поднимать тубус. Несмотря на многочисленные попытки, изображение не появлялось. В чем заключается его ошибка?

7.3. Изучив мелкий препарат, расположенный покровным стеклом вверх, при малом увеличении, студент сменил объектив 8х на объектив 40х и опустил его почти вплотную к препарату. Затем он начал очень медленно поднимать его, вращая макровинт, но не смог найти изображение препарата. В чем заключается его ошибка?

7.4. Изучив и центрировав изображение мелкого препарата при малом увеличении, студент сменил объектив 8х на объектив 40х. Он безуспешно искал изображение при большом увеличении, правильно выполняя все действия. В чем причина его неудач?

7.5. Студент не до конца зафиксировал объектив в гнезде револьвера. Что он увидит в окуляр?

 

Схематичное строение Т-фага кишечной палочки со смешанным типом симметрии. 1 - кубоидальная капсидная головка, 2 - двухнитчатая ДНК, 3 - стержень, 4 - спиралеобразный сокращающийся капсид (чехол), 5- базальная пластинка, 6 - хвостовые фибриллы.

Ультраструктура бактериальной клетки. 1 - слизистая Капсула; 2 - клеточная стенка; 3 - цитоплазматическая мембрана; 4 - цитозоль; 5 - нуклеоид; 6 - рибосомы 7OS-типа; 7 - мезосомыТубулярного типа; 8 - везикулы; 9 - тилакоиды, несущие пигменты (хроматофоры); Включения: 10 - гранулы гликогена; 11 - капли масла; 12 - зерна волютина; 13 - капли серы; 14-жгутики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: