Государство как институт политической системы




 

Центральным звеном политической системы выступает государство. Именно оно служит основным звеном управле­ния в политике, обеспечивает единство ее разнообразных ком­понентов. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституци­онных принципов организации и деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граж­дан России. В этих целях оно наделяется весьма широкими пра­вомочиями, и в частности:

1) правом устанавливать правовой режим организации и деятельности политической системы, в том числе и регламен­тация собственной деятельности государства, которое, по сло­вам И. Канта, и является объединением множества людей, под­чиненных правовым законам[235];

2) осуществлять регистрацию общественных объединений, политических партий, религиозных организаций;

3) привлекать к участию в делах государства общественные объединения и политические партии, органы местного самоуп­равления и трудовые коллективы;

4) осуществлять надзор за законностью в деятельности об­щественных объединений и других компонентов политической системы;

5) применять меры государственного принуждения к об­щественным объединениям и иным членам политической организации общества, нарушающим режим законности и по­сягающим на права и свободы граждан, организаций и иных лиц. Для этого оно обладает разветвленным аппаратом при­нуждения, способным обеспечить последовательную реализа­цию его задач и воли.

Сотрудничество государства с иными компонентами по­литической системы носит дифференцированный характер. Наиболее тесное взаимодействие наблюдается между органа­ми исполнительной власти и органами местного самоуправ­ления, которые непосредственно реализуют значительную часть политико-правовых решений государства в сфере эко­номики, образования, культуры, здравоохранения, охраны об­щественного порядка. Будучи светским, государство не при­влекает к своей деятельности религиозные организации и ве­дет активную борьбу с преступными сообществами. В то же время государство весьма часто прибегает к помощи обще­ственных объединений и политических партий. Можно выде­лить следующие направления их наиболее активного сотруд­ничества.

Первое направление составляет деятельность государствен­ных органов по обеспечению гласности, доведению до сведе­ния общественных объединений, иных членов политической организации общества и общества в целом информации о со­стоянии дел в соответствующем органе государства, прини­маемых им решениях, перспективных планах работы, путях и способах преодоления негативных социальных явлений и процессов. Подобная постоянная связь государственных орга­нов с гражданским обществом и его объединениями осуще­ствляется путем организации пресс-центров, отделов информации, введения должностей пресс-секретарей, а также про­ведения периодических встреч ответственных должностных лиц с руководителями общественных объединений и журна­листами.

Второе и главное направление взаимодействия государства с общественными объединениями и политическими партиями составляет их совместная деятельность, направленная на ре­шение каких-либо политических, экономических и иных соци­ально значимых проблем. Общественные объединения и поли­тические партии активно взаимодействуют с государственны­ми органами в ходе выборов органов представительной и ис­полнительной власти, при осуществлении мер, связанных с охраной труда, окружающей природной среды, памятников истории и культуры. Государство, обеспечивая участие граж­данина в политическом процессе, закрепляет на конституцион­ном уровне политические права и свободы; избирательные пра­ва; свободу союзов и ассоциаций; свободу собраний и манифе­стаций.

Действующее законодательство обязывает государство, его органы оказывать поддержку деятельности общественных объе­динений в виде целевого финансирования отдельных обществен­но полезных программ общественных объединений по их заяв­кам, заключения договоров, предоставления на конкурсной ос­нове социального заказа на выполнение различных государ­ственных программ.

Третье направление взаимодействия государственных ор­ганов, общественных объединений и политических партий составляют проблемы законотворчества и правотворчества. Общественные объединения и политические партии привле­каются органами представительной и исполнительной влас­ти для подготовки проектов федеральных законов и подза­конных нормативно-правовых актов, изучения общественного мнения о действующих нормах права, социальных интере­сов населения, экспертизы проектов нормативно-правовых актов и законов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: