Контингент исследования - 10 студентов 4 курса и 10 студентов 1 курса психологического факультета ВГПУ.




Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об эмпатии понятием «точной эмпатии», которое содержит больше чем только способность психотерапевта к проникновению во внутренний мир пациента.

Важные идеи для формирования концепции нашего исследования заложили сторонники психоаналитических традиций (Х. Кохут, Р. Гринсон и др.), которые для объяснения эмпатии привлекают концепцию идентификации.

Х. Кохут считал эмпатию универсальной потребностью развития. Переживание младенцем эмпатического «отзеркаливания» заботящегося лица необходимая составляющая в развитии связного Я и, наоборот, травматические провалы в обеспечении эмпатического «отзеркаливания» играют критическую каузальную роль в развитии дефектов и патологии Я. Такие концепции как «настройка» между матерью и младенцем (В. Стерн) и «откликаемость» хотя и не идентичные, однако весьма соотносимые с эмпатией, были разработаны психологами в результате наблюдения за взаимодействием матери и младенца [5].

В отечественной науке на наличие эволюционных предпосылок этически окрашенного поведения людей, включая сочувственную поддержку, еще столетие назад обратил внимание видный социальный мыслитель П.А. Кропоткин: «Естественно, что... среди очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находился в борьбе за жизнь, выжил тот вид, в котором было сильнее развито чувство взаимной поддержки, тот, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного, которое могло иногда влиять в ущерб роду или племени» [20].

Из отечественных ученых нынешнего поколения вопрос о существовании у высших животных «протоэтических» эмоций, включая сострадание, поставил В.П. Эфроимсон в известной работе «Родословная альтруизма», а также в позднейшей монографии «Генетика этики и эстетики». По его мнению, в совершенно разных ветвях эволюционного дерева независимо друг от друга создавались многие будущие "человеческие" свойства, включая эмоции, которыми сопровождается общение [16].

Продолжая логику Кропоткина, Эфроимсон показал, что взаимное сочувствие, альтруизм, выливающийся при необходимости в помощь, обеспечивают сообществам громадные преимущества. Согласно его взгляду, «лишь детеныши стай, орд, родов, племен с достаточно развитыми инстинктами и эмоциями, направленными не только на личную защиту, но и на защиту потомства, на защиту коллектива в целом, на защиту молниеносную и инстинктивную, полусознательную и сознательную, имели шансы выжить». По этой причине «быстро росла та система инстинктов и эмоций, на которую опирается совесть» в нынешнем обществе [21].

В структуре понятия «эмпатия» можно увидеть несколько составляющих: сопереживание, сочувствие, симпатия, проницательность, эмоциональная отзывчивость, эстетическое наслаждение, отзывчивость на переживания другого, эмоциональный отклик, идентичность чувств, помощь другому, альтруистические мотивы - все эти компоненты наполняются своим содержанием, дополняя при этом эмпатию с различных сторон. Так, можно предположить, что эмпатия, как образование личности, может быть качественно разной у людей и этим оказывать специфическое влияние на профессиональную деятельность, мотивировать ее выбор.

Таким образом, анализ психологической литературы выявляет значительный интерес исследователей к феномену эмпатии и позволяет сформулировать определение эмпатии как качества личности, выражающегося в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на генетически обусловленных способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому.

Эмпатия как важная составляющая личности имеет гендерные особенности, обладает как биологической, так и социокультурной детерминацией и возможностью развития.

Эмпатия способствует развитию межличностных отношений и стабилизирует их, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. Особенно эти качества соотносятся с требованиями профессиональной и личностной компетенции профессий сферы «человек-человек», к которым относится профессия психолога.

 

1.2
Этапы развития эмпатии у студентов психологического факультета

Профессиональная психологическая деятельность предъявляет к личности особые требования, наиболее важным из которых: умение в отношениях с клиентом быть искренним, когда он передает чувства, переживаемые в настоящий момент. Под этим подразумевается, что чувства, испытываемые психотерапевтом, доступны ему, его пониманию, он способен «прожить» их, испытать и соответствующим образом сообщить о них другому человеку. Значимое условие, влияющее серьезным образом на эффективность деятельности психолога, это - эмпатическое понимание, когда он ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту [14].

Такое понимание в обычной жизни встречается чрезвычайно редко и именно за ним обращается человек в поисках психологической помощи. Так, эмпатия тесно связана с альтруистическими мотивами, мотивами эмпатийного поведения, и коммуникативными особенностями личности.

Развитие эмпатии у будущих психологов осуществляется поэтапно. Первый этап - подготовительный. В курсе общей психологии при изучении межличностных отношений студентам дается определение эмпатии, подчеркивается значение этого свойства личности в общении, особенно людей профессий типа «человек-человек», которые предполагают влияние на других людей.

При изучении познавательных процессов внимание студентов акцентируется на зависимости эмпатийности людей от их эмоциональной памяти и роли этого свойства в «интеллекте межличностных отношений» [5]. При рассмотрении темы «Потребности как источник активности личности» особо подчеркивается наличие потребности в сопереживании и сочувствии другим людям, в «эмоциональном созвучии» [15] с ними. Ориентация в эмоциональном настрое других людей предстает как необходимое условие нашей жизни. Появляется возможность для обобщения - в психологии эмпатия рассматривается и как свойство личности, и как эмоциональная форма познания другого человека, и как потребность.

Дальнейшее изучение понятия «эмпатия» осуществляется в теме «Чувства». Еще раз подчеркнув значение эмпатии и обратившись к соотношению между понятиями «эмпатия» и «психическое заражение», организуем эвристическую беседу, в ходе которой выясняется, что учитель, испытывая эмпатическое переживание по отношению к ученику, может тем не менее поставить ему справедливую двойку, а прокурор, сочувствуя преступнику, может потребовать серьезного наказания. Это позволяет поставить проблему о соотношении эмпатии и поведения. В результате студенты приходят к выводу о том, что эмпатия не окончательная детерминанта поведения человека [5]. Оно зависит от направленности личности в целом, от ее мировоззрения и уровня нравственного развития.

Работая далее над понятием эмпатии, внимание студентов заостряется на том факте, что сопереживание или сочувствие клиенту характеризуется своеобразным перевоплощением. На практическом занятии студентам предлагается описать какое-либо свое переживание в детстве. Анализируя эти воспоминания, они отмечают многие особенности детских переживаний.

Второй этап развития эмпатии - проблемный. Эмпатия рассматривается в качестве компонента мыслительного процесса, как эмоциональная форма познания психологии. На одном из занятий создается проблемная ситуация, в которой путь к психологически правильному решению лежит через проявление сочувствия по отношению к людям, допустившим нарушение нравственной нормы. Такой подход усиливает мотивацию развития у студентов эмпатии и делает ее более осознанной.

Третий этап - специальные упражнения на развитие эмпатии в ходе спецсеминара, основная цель которого в формировании опыта решения задач, требующих проявления эмпатии, развития мотивов сочувствия людям. Чаще всего на этих занятиях речь идет о детях, лишенных эмоционального тепла, «отверженных» взрослыми или сверстниками и по тем или иным причинам оказавшихся педагогически запущенными. Это сильное эмоциональное воздействие само по себе заставляет студентов вчувствоваться в состояние таких детей и тем самым помогает постепенно превращать «ситуационно, стечением обстоятельств порожденные мотивы (побуждения) в устойчивые личностные побуждения» [18], способствует созданию внутренних условий для актуализации эмпатии в последующей деятельности.

Четвертый этап - творческий. Совершенно справедливо, что «подлинным критерием успешности подготовки специалиста должна явиться оценка степени сформированности способностей студентов к самостоятельному выявлению, постановке и решению учебных, профессиональных и исследовательских задач» [10]. Поэтому воспитание творческой личности психолога с необходимостью должно включать в себя создание условий для «узнавания», «видения» проблем и задач. Лишь в этом случае может сформироваться психологическая направленность мышления.

Практика показывает, что студенты, прошедшие специальную подготовку по развитию эмпатии, значительно лучше других решают психологические задачи. А это одно из необходимых условий профессионального самоопределения личности.


Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей эмпатии у студентов

 

Программа эмпирического исследования

Контингент исследования - 10 студентов 4 курса и 10 студентов 1 курса психологического факультета ВГПУ.

Использовались следующие методики:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: