Тест - «опросник диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии», И.М. Юсупов.




Тест - «опросник диагностики социальной эмпатии» Мехрабиан А., Эпштейн Н., в адаптации Орлов Ю.М., Емельянов Ю.Н.

Принцип построения методики экспресс-диагностики эмпатии И.М. Юсупова основан на том, что сопереживание и сочувствие могут возникать и проявляться с большой силой не только в отношениях людей и животных, которые существуют реально, но и в изображениях и произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.

Методика состоит из 36 утверждений, с которыми испытуемые соглашаются, или опровергают. Результаты ответов заносятся в специальные бланки и распределяются по шести графам. Обработка результатов проходит в два этапа. На первом этапе высчитывается количество баллов и определяется уровень эмпатии. На следующем этапе происходит определение эмпатии по шести отдельным шкалам. Каждая шкала включает в себя ответы на три вопроса, объединенных общей темой.

Под эмпатийным потенциалом автор понимает "предрасположенность личности к вчувствованию-проникновению в объекты социальной природы, т.е. способность к принятию роли, аффилиацию и опыт данного переживания в эмоциональной памяти испытуемого" [23]. При обработке результатов использовались критерии достоверности, разработанные автором методики.

Тест-опросник диагностики социальной эмпатии предназначен для определения уровня эмпатических тенденций. Эмоциональная отзывчивость на переживания других. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Эмпатия предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствие им, предугадывание их состояний. Эмпатия способствует идентификации (отождествлению) себя с человеком, находящимся в затруднительном положении, мысленной постановке себя на его место и оказанию на этой основе действенной помощи. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи. Тест содержит 33 утверждения, с которыми испытуемые соглашаются, или опровергают. Результаты ответов заносятся в специальные бланки. Цель обработки результатов - получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций).

 

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования

 

В результате исследования эмпатии было установлено следующее: уровень поликоммуникативной эмпатии у студентов 1-го курса выше, чем у студентов 4-го курса, но не на много, это можно увидеть на рис. 1.


творческий личность эмпатия психологический

Проанализировав средние значения по результатам диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии, можно сказать, что по отдельным шкалам проявления эмпатии показатели студентов 1-го курса не значительно, но выше чем у студентов 4-го, что можно увидеть на рис. 2. Больше всего баллов набрали шкалы эмпатии с родителями и героями художественных произведений. Меньше всего баллов - по шкале эмпатия к пожилым людям.

А также можно отметить, что минимальных значений по средним баллам у студентов 1-го курса меньше, чем у студентов 4-го.

В целом можно отметить, что в результате диагностики эмпатии по методике Юсупова, у большинства студентов психологического факультета обоих курсов отмечается средний уровень эмпатии(приложение 1).


 

Далее сравнив результаты по методике «Диагностика социальной эмпатии», также можно отметить, что у всех студентов учавствующих в диагностики средние уровни эмпатических тенденций. При рассмотрении уровня индекса эмпатийности индивидуально, можно сказать, что высоких показателей больше демонстрируют результаты студентов 1-го курса (приложение 2).


 

Сравнив показатели по средним баллам индекса эмпатийности можно увидеть, что уровень индекса студентов 1-го курса немного выше, чем у студентов 4-го, и разница в целом не значительна, это можно увидеть на рис. 3.


Выводы

 

. Уровень эмпатии студентов 1-го курса выше, чем у студентов 4-го.

. Уровень социальной эмпатии ниже у 4-го по сравнению с 1-м незначительно, а также уровень поликоммуникативной эмпатии незначительно ниже.

. У большинства студентов-психологов выявлен высокий и средний уровень эмпатии как на 1-м, так и на 4-м курсах, низкий уровень эмпатии практически не выявлен.

. Большинство студентов психологического факультета испытывают эмпатию к родителям, знакомым и малознакомым людям, животным и героям художественных произведений.


Заключение

 

Анализ психологической литературы выявляет значительный интерес исследователей к феномену эмпатии и позволяет сформулировать определение эмпатии как качества личности, выражающегося в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на генетически обусловленных способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому.

Эмпатия как важная составляющая личности имеет гендерные особенности, обладает как биологической, так и социокультурной детерминацией и возможностью развития.

Эмпатия способствует развитию межличностных отношений и стабилизирует их, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. Особенно эти качества соотносятся с требованиями профессиональной и личностной компетенции профессий сферы «человек-человек», к которым относится профессия психолога.

Для студентов психологических факультетов профессионально-важным качеством является эмпатия, следовательно, они обладают такими личностными качествами, как сочувствие, сопереживание, эмоциональная отзывчивость, понимание психологических состояний других людей, потребности в общении, помощи и покровительстве другим людям.

В результате проведенного исследования выяснилось, что уровень эмпатии у студентов разных курсов психологического факультета действительно отличается, на первом курсе эмпатия выше, чем на четвертом.

Также у большинства студентов-психологов отмечается средний уровень эмпатии большинство студентов-психологов испытывают эмпатию к родителям, знакомым и малознакомым людям, животным и героям художественных произведений.

Таким образом, гипотеза о том, что эмпатия по степени выраженности у студентов разных курсов психологического факультета отличается подтвердилась.

Цель работы достигнута, задачи выполнены. Гипотеза подтверждена частично. Я считаю, что исследование по данной теме очень интересно. На мой взгляд, можно сравнить профессионально-важные качества личности у студентов разных курсов и разных факультетов, чтобы проследить, как происходит формирование и изменение эмпатии.

 


Список использованной литературы

 

1. Абрамова Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова, - М.: Академический проект, 2005.

. Акимова М.К., Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике./ М.К. Абрамова, В.Т. Козлова. - Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. Вып. 2. М., 1992.

. Аксентьева М.А. Проблемное поле психологии профессионального образования / М.А. Аксентьева. - М. 2001.

. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности./ В.Г. Асеев.- М.: Мысль, 1976.

. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. - 2005. - N 1.

. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика / А.Ф. Бондаренко // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 1.

. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 2005. №2.

. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста./ Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 2004. №2.

. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С.А. Гапонова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - N 3.

. Донцов А.И., Профессиональные представления студентов-психологов / А.И. Донцов Г.М. Белокрылова // Вопросы психологии. 2007. №2.

. Дьяченко М.И., Краткий психологический словарь: личность, образование, профессия. / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович - Минск: Просвещение, 2006.

. Корнилова Т.В. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса)/ Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко // Вопросы психологии. 1995. № 5.

. Кудрявцев Г.В. Психологические основы профобучения./ Г.В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 2008.

. Кучмиева С.И. Мотивационные детерминанты процесса профессиональной социализации студентов / С.И. Кучмиева // Бизнес. Образование. Право: вестник Волгоградского института бизнеса.- 2006. - Вып. 1.

. Кучмиева С. И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов / С.И. Кучмиева Среднее профессиональное образование. - 2006.

. Кучмиева С.И. Технологии выработки социально-психологических качеств активных субъектов гражданского общества в процессе социализации молодежи в вузе / С.И. Кучмиева - Волгоград: Панорама, 2005

. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. - М.: Прогресс, 2005.

. Лешин В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов/ В.В. Лешин. // Вопросы психологии. № 8. 2006.

. Маркелова М.Н., Профессиональное самосознание начинающего психолога/ Н.М. Маркелова, В.М. Просекова // Психолог-профессионал: деятельность, личность, общение. - Тюмень, 2006.

. Мосина Н.В. Современные проблемы подготовки компетентных специалистов в системе высшего профессионального образования / Н.В. Мосина, - Институт общего образования Министерства образования и науки России, - М.:- 2005.

. Мосина Н.В. Образовательный процесс и управленческие аспекты в вузе / Н.В. Мосина // В сб. «Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы». Вып. 1. - М., 2004.

. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990.

23.Рубинштейн С.Jl. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973..

24. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. д-ра. психол. наук. / И.М. Юсупов. - С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995.

 


Приложение 1

 

Результаты диагностики по методике «Уровень поликоммуникативной эмпатии» 1 курс

Шкалы проявления эмпатии к: Олеся В. Наталья Б. Мария В. Рита Н Юлия Н Вика Н. Таня Т. Нина Ш.. Елена Б.. Елена Л. Средний балл
Родителям                     12,3
Животным                     8,1
Пожилым людям                     6,4
Детям                     9,4
Незнакомым людям                     7,2
Героям худ. произведений                     9,7
Уровень поликоммуникат. эмпатии                      

 

Максимальное значение по каждой шкале - 15

Максимальное значение по итоговой шкале - 90

 

Результаты диагностики по методике «Уровень поликоммуникативной эмпатии» (4 курс)

Шкалы проявления эмпатии к: Галя З. Юля С. Марина В. Алина К. Дарья П. Маша К. Юля Б. Юля С. Яна Н. Юля Щ.. Средний балл
Родителям                     10,5
Животным                     6,2
Пожилым людям                     6,2
Детям                     6,7
Незнакомым людям                     7,2
Героям худ. произведений                     8,3
Уровень поликоммуникат. эмпатии                     45,1

 

Максимальное значение по каждой шкале - 15

Максимальное значение по итоговой шкале - 90

 


Приложение 2

 

Результаты диагностики по методике «Диагностика социальной эмпатии» 1 курс

Индекс эмпатийности Олеся В. Наталья Б. Мария В. Рита Н. Юлия Н. Вика Н. Таня Т. Нина Ш. Елена Б. Елена Л. Средний балл
                      24,3

 

Пол Уровни эмпатических тенденций
  Высокий Средний Низкий
Юноши 33-25 24-17 16-8
Девушки 33-29 28-22 21-12

 

Результаты диагностики по методике «Диагностика социальной эмпатии» 4 курс

Индекс эмпатийности Галя З. Юлия С. Марина В. Алина К. Дарья П.. Маша К.. Юлия Б. Юлия С. Яна Н.. Юлия Щ.. Средний балл
                      24,1

 

Пол Уровни эмпатических тенденций
  Высокий Средний Низкий
Юноши 33-25 24-17 16-8
Девушки 33-29 28-22 21-12

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: