Тест - «опросник диагностики социальной эмпатии» Мехрабиан А., Эпштейн Н., в адаптации Орлов Ю.М., Емельянов Ю.Н.
Принцип построения методики экспресс-диагностики эмпатии И.М. Юсупова основан на том, что сопереживание и сочувствие могут возникать и проявляться с большой силой не только в отношениях людей и животных, которые существуют реально, но и в изображениях и произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.
Методика состоит из 36 утверждений, с которыми испытуемые соглашаются, или опровергают. Результаты ответов заносятся в специальные бланки и распределяются по шести графам. Обработка результатов проходит в два этапа. На первом этапе высчитывается количество баллов и определяется уровень эмпатии. На следующем этапе происходит определение эмпатии по шести отдельным шкалам. Каждая шкала включает в себя ответы на три вопроса, объединенных общей темой.
Под эмпатийным потенциалом автор понимает "предрасположенность личности к вчувствованию-проникновению в объекты социальной природы, т.е. способность к принятию роли, аффилиацию и опыт данного переживания в эмоциональной памяти испытуемого" [23]. При обработке результатов использовались критерии достоверности, разработанные автором методики.
Тест-опросник диагностики социальной эмпатии предназначен для определения уровня эмпатических тенденций. Эмоциональная отзывчивость на переживания других. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Эмпатия предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствие им, предугадывание их состояний. Эмпатия способствует идентификации (отождествлению) себя с человеком, находящимся в затруднительном положении, мысленной постановке себя на его место и оказанию на этой основе действенной помощи. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи. Тест содержит 33 утверждения, с которыми испытуемые соглашаются, или опровергают. Результаты ответов заносятся в специальные бланки. Цель обработки результатов - получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций).
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
В результате исследования эмпатии было установлено следующее: уровень поликоммуникативной эмпатии у студентов 1-го курса выше, чем у студентов 4-го курса, но не на много, это можно увидеть на рис. 1.
творческий личность эмпатия психологический
Проанализировав средние значения по результатам диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии, можно сказать, что по отдельным шкалам проявления эмпатии показатели студентов 1-го курса не значительно, но выше чем у студентов 4-го, что можно увидеть на рис. 2. Больше всего баллов набрали шкалы эмпатии с родителями и героями художественных произведений. Меньше всего баллов - по шкале эмпатия к пожилым людям.
А также можно отметить, что минимальных значений по средним баллам у студентов 1-го курса меньше, чем у студентов 4-го.
В целом можно отметить, что в результате диагностики эмпатии по методике Юсупова, у большинства студентов психологического факультета обоих курсов отмечается средний уровень эмпатии(приложение 1).
Далее сравнив результаты по методике «Диагностика социальной эмпатии», также можно отметить, что у всех студентов учавствующих в диагностики средние уровни эмпатических тенденций. При рассмотрении уровня индекса эмпатийности индивидуально, можно сказать, что высоких показателей больше демонстрируют результаты студентов 1-го курса (приложение 2).
Сравнив показатели по средним баллам индекса эмпатийности можно увидеть, что уровень индекса студентов 1-го курса немного выше, чем у студентов 4-го, и разница в целом не значительна, это можно увидеть на рис. 3.
Выводы
. Уровень эмпатии студентов 1-го курса выше, чем у студентов 4-го.
. Уровень социальной эмпатии ниже у 4-го по сравнению с 1-м незначительно, а также уровень поликоммуникативной эмпатии незначительно ниже.
. У большинства студентов-психологов выявлен высокий и средний уровень эмпатии как на 1-м, так и на 4-м курсах, низкий уровень эмпатии практически не выявлен.
. Большинство студентов психологического факультета испытывают эмпатию к родителям, знакомым и малознакомым людям, животным и героям художественных произведений.
Заключение
Анализ психологической литературы выявляет значительный интерес исследователей к феномену эмпатии и позволяет сформулировать определение эмпатии как качества личности, выражающегося в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на генетически обусловленных способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому.
Эмпатия как важная составляющая личности имеет гендерные особенности, обладает как биологической, так и социокультурной детерминацией и возможностью развития.
Эмпатия способствует развитию межличностных отношений и стабилизирует их, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. Особенно эти качества соотносятся с требованиями профессиональной и личностной компетенции профессий сферы «человек-человек», к которым относится профессия психолога.
Для студентов психологических факультетов профессионально-важным качеством является эмпатия, следовательно, они обладают такими личностными качествами, как сочувствие, сопереживание, эмоциональная отзывчивость, понимание психологических состояний других людей, потребности в общении, помощи и покровительстве другим людям.
В результате проведенного исследования выяснилось, что уровень эмпатии у студентов разных курсов психологического факультета действительно отличается, на первом курсе эмпатия выше, чем на четвертом.
Также у большинства студентов-психологов отмечается средний уровень эмпатии большинство студентов-психологов испытывают эмпатию к родителям, знакомым и малознакомым людям, животным и героям художественных произведений.
Таким образом, гипотеза о том, что эмпатия по степени выраженности у студентов разных курсов психологического факультета отличается подтвердилась.
Цель работы достигнута, задачи выполнены. Гипотеза подтверждена частично. Я считаю, что исследование по данной теме очень интересно. На мой взгляд, можно сравнить профессионально-важные качества личности у студентов разных курсов и разных факультетов, чтобы проследить, как происходит формирование и изменение эмпатии.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова, - М.: Академический проект, 2005.
. Акимова М.К., Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике./ М.К. Абрамова, В.Т. Козлова. - Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. Вып. 2. М., 1992.
. Аксентьева М.А. Проблемное поле психологии профессионального образования / М.А. Аксентьева. - М. 2001.
. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности./ В.Г. Асеев.- М.: Мысль, 1976.
. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. - 2005. - N 1.
. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика / А.Ф. Бондаренко // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 1.
. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 2005. №2.
. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста./ Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 2004. №2.
. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С.А. Гапонова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - N 3.
. Донцов А.И., Профессиональные представления студентов-психологов / А.И. Донцов Г.М. Белокрылова // Вопросы психологии. 2007. №2.
. Дьяченко М.И., Краткий психологический словарь: личность, образование, профессия. / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович - Минск: Просвещение, 2006.
. Корнилова Т.В. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса)/ Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко // Вопросы психологии. 1995. № 5.
. Кудрявцев Г.В. Психологические основы профобучения./ Г.В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 2008.
. Кучмиева С.И. Мотивационные детерминанты процесса профессиональной социализации студентов / С.И. Кучмиева // Бизнес. Образование. Право: вестник Волгоградского института бизнеса.- 2006. - Вып. 1.
. Кучмиева С. И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов / С.И. Кучмиева Среднее профессиональное образование. - 2006.
. Кучмиева С.И. Технологии выработки социально-психологических качеств активных субъектов гражданского общества в процессе социализации молодежи в вузе / С.И. Кучмиева - Волгоград: Панорама, 2005
. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. - М.: Прогресс, 2005.
. Лешин В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов/ В.В. Лешин. // Вопросы психологии. № 8. 2006.
. Маркелова М.Н., Профессиональное самосознание начинающего психолога/ Н.М. Маркелова, В.М. Просекова // Психолог-профессионал: деятельность, личность, общение. - Тюмень, 2006.
. Мосина Н.В. Современные проблемы подготовки компетентных специалистов в системе высшего профессионального образования / Н.В. Мосина, - Институт общего образования Министерства образования и науки России, - М.:- 2005.
. Мосина Н.В. Образовательный процесс и управленческие аспекты в вузе / Н.В. Мосина // В сб. «Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы». Вып. 1. - М., 2004.
. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990.
23.Рубинштейн С.Jl. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973..
24. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. д-ра. психол. наук. / И.М. Юсупов. - С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995.
Приложение 1
Результаты диагностики по методике «Уровень поликоммуникативной эмпатии» 1 курс
Шкалы проявления эмпатии к: | Олеся В. | Наталья Б. | Мария В. | Рита Н | Юлия Н | Вика Н. | Таня Т. | Нина Ш.. | Елена Б.. | Елена Л. | Средний балл |
Родителям | 12,3 | ||||||||||
Животным | 8,1 | ||||||||||
Пожилым людям | 6,4 | ||||||||||
Детям | 9,4 | ||||||||||
Незнакомым людям | 7,2 | ||||||||||
Героям худ. произведений | 9,7 | ||||||||||
Уровень поликоммуникат. эмпатии |
Максимальное значение по каждой шкале - 15
Максимальное значение по итоговой шкале - 90
Результаты диагностики по методике «Уровень поликоммуникативной эмпатии» (4 курс)
Шкалы проявления эмпатии к: | Галя З. | Юля С. | Марина В. | Алина К. | Дарья П. | Маша К. | Юля Б. | Юля С. | Яна Н. | Юля Щ.. | Средний балл |
Родителям | 10,5 | ||||||||||
Животным | 6,2 | ||||||||||
Пожилым людям | 6,2 | ||||||||||
Детям | 6,7 | ||||||||||
Незнакомым людям | 7,2 | ||||||||||
Героям худ. произведений | 8,3 | ||||||||||
Уровень поликоммуникат. эмпатии | 45,1 |
Максимальное значение по каждой шкале - 15
Максимальное значение по итоговой шкале - 90
Приложение 2
Результаты диагностики по методике «Диагностика социальной эмпатии» 1 курс
Индекс эмпатийности | Олеся В. | Наталья Б. | Мария В. | Рита Н. | Юлия Н. | Вика Н. | Таня Т. | Нина Ш. | Елена Б. | Елена Л. | Средний балл |
24,3 |
Пол | Уровни эмпатических тенденций | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Юноши | 33-25 | 24-17 | 16-8 |
Девушки | 33-29 | 28-22 | 21-12 |
Результаты диагностики по методике «Диагностика социальной эмпатии» 4 курс
Индекс эмпатийности | Галя З. | Юлия С. | Марина В. | Алина К. | Дарья П.. | Маша К.. | Юлия Б. | Юлия С. | Яна Н.. | Юлия Щ.. | Средний балл |
24,1 |
Пол | Уровни эмпатических тенденций | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Юноши | 33-25 | 24-17 | 16-8 |
Девушки | 33-29 | 28-22 | 21-12 |