Методические указания к организации самостоятельной работы студентов
по учебной дисциплине «Правоведение»
Составитель
Г. А. Князев
Санкт-Петербург
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
27.06. 2006,
протокол № 8
Рецензент Г. В. Ковалева
Подписано в печать 5.12.2006 г. Формат 60 х 84 1/16. Усл. печ. л. 1,5. Печать трафаретная. Тираж 100 экз. Заказ ___
Отпечатано в типографии СПГУТД
191028, С.-Петербург, ул. Моховая, 26
Введение
Методические указания разработаны в соответствии с Методическими рекомендациями по организации (управлению) самостоятельной работой студентов в СПГУТД. В них рассмотрены основные вопросы организационно-методического характера, связанные с управлением самостоятельной работой студентов (СРС) по изучению курса «Правоведение» и факторы, определяющие ее эффективность и результативность.
Цели методических рекомендаций
• Рассмотреть факторы, влияющие на качество результатов СРС, и возможные пути его повышения.
• Обеспечить единые подходы в вопросах целей, места и роли СРС в образовательном процессе и их организационно-методического обеспечения.
• Повысить методическую подготовленность профессорско-преподавательского состава (ППС) к организации и обеспечению СРС, как основу повышения результативности и эффективности данной формы обучения.
• Усовершенствовать навыки студентов по подготовке и проведению СРС.
Общие сведения об обучении в форме СРС
Роль, отводимая СРС в подготовке специалистов
Обучение в высшей школе ориентируется на формирование у студентов способов познавательной деятельности. Одной из форм проведения занятий, способствующих этому, является CРC. В основе этой формы обучения лежит тот факт, что знания и умения тогда становятся достоянием человека, когда они есть результат его собственных усилий, собственного труда. Это подразумевает, в частности, отказ от такой формы обучения, при которой студент потребляет информацию в значительной степени пассивно.
В структуре СРС главную роль играют различные формы взаимодействия преподавателей со студентами и студентов друг с другом. Без осознанного поддержания этих взаимодействий утрачиваются цели, смысл учения, а результат его не достигается. Необходимо максимальное объединение, создание единства смыслов и целей деятельности преподавателей и студентов, сотрудничество между ними.
Из вышесказанного следует, что преподаватель должен управлять индивидуальной познавательной деятельностью в ходе усвоения теоретических знаний и практических навыков студентами, руководствуясь Методическими указаниями к изучению курса «Правоведение» для студентов всех специальностей и всех форм обучения (сост. Г. А. Князев, СПУТД, 2002). В них содержатся тематический план, список рекомендуемой литературы, приведена учебная программа, планы семинарских занятий, даны вопросы и задания для текущего контроля, темы контрольных работ для студентов заочного обучения, вопросы для зачета или экзамена.
Общие сведения об организации процесса в форме самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов (СРС) является наиболее эффективным видом обучения, основанным на самостоятельном приобретении студентом юридических знаний, умений и навыков по определенному направлению подготовки (специальности). СРС направлена на реализацию принципов самообучения, формирование активных методов и технологий познавательной деятельности.
На преподавателей возлагается управление СРС, включающее:
• планирование работы;
• консультирование студентов;
• текущий контроль и анализ результатов работы.
Поэтому этот вид учебной деятельности преподавателей называют управлением самостоятельной работой студентов (УСРС).
Развитие и повышение качества СРС в университете связаны с решением следующего комплекса вопросов:
• четкое планирование содержания и объема самостоятельной работы,
• организация и контроль ее проведения,
• необходимое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение,
• внедрение новых технологий обучения,
• учет трудозатрат студентов и преподавателей в рамках СРС.
Настоящие нормативно-методические указания предназначены для планирования организации проведения и контроля СРС в дополнение к рабочей учебной программе по правоведению и составлению индивидуальных планов работы преподавателей.
2.3. Нормированные виды СРС и ее планирование.
СРС без участия преподавателей
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
• формирование, доработка и изучение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором основной и дополнительной литературы, включая информационные образовательные ресурсы;
• тестовый самоконтроль текущих знаний;
• написание контрольной работы (для заочной формы обучения), включая выбор темы из числа рекомендованных, подбор литературы (Конституция РФ, законы, иные источники права, монографии, сборники статей и т. д.), ознакомление с ее содер- жанием; на основе изученных источников студент составляет план работы, а затем приступает к ее написанию; объем – 15–20 машинописных страниц (титульный лист, план, содержание работы, библиографический список); на все цитаты в работе должны быть даны ссылки на первоисточники с указанием страниц;
• подготовка к лекциям и семинарам, включая составление плана ответа по рекомендуемым к семинару вопросам и выписок из литературы;
• подготовка к зачету или экзамену.