Валерия Яковлевна Травина




Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный институт культуры»

Факультет искусств

Очное отделение

 

 

Экспликация выпускной квалификационной работы

«U mojej matecki»

на музыкальную композицию «U mojej matecki»

группы Warsaw Village Band

по дисциплине Мастерство хореографа

 

Выполнил(а):

Студент(ка) 4 курса, группы

ФИС/БО203 – 4/1

Валерия Яковлевна Травина

Санкт-Петербург

Я, Валерия Яковлевна Травина выбрала темой своей квалификационной работы кашубский танец «U mojej matecki». А точнее, стилизация бытового кашубского танца, на основе их традиционных танцевальных движений и рисунков танца. Вдохновила меня на постановку данного хореографического номер, музыкальная композиция «U mojej matecki» польской фолк-группы Warsaw Village Band.

Песня «U mojej matecki» («У моей матери»), выбрана мной не случайно. В ней характерные этнические мотивы, сочетаются с музыкальной образностью и таким жанром как драма. В своей работе я хотела показать не только культуру польского народа и кашубского этноса, их особенности, но и специфику быта, колорит, менталитет.

Кашу́бы— этническая группа поляков, населяющая часть польского Поморья — Кашубию. Кашубов считают прямыми потомками древнеславянского племени поморян, которые заселяли территории современных Поморского, Западно-Поморского и Куявско-Поморского воеводств Польши. Древнейшее упоминание их имени относится к XIII веку. Важнейшей особенностью истории Кашубии и кашубов является противостояние в разные её периоды германизации и полонизации. Это и послужило формированию уникального, особого менталитета данного этноса. Даже кашубский язык долгое время вызывал споры. В течение многих лет не могли решить, является ли он диалектом польского или отдельным языком. В конце концов кашубский был признан самостоятельным языком – более того, получил статус единственного в Польше регионального языка. Основным занятием большинства кашубов было рыболовство, изготовление янтаря и в связи с большими запасами глины в регионе хорошо развито искусство керамики. Считается, что «кашубы» и «Кашубия» - это самоназвание народа и населяемой им территории. В течение столетий этот народ был загадкой для соседей. Соседние народы называли эту землю Арморика, Славия, Поморания, Поморье.

Богата и кашубская танцевальная культура, которую я использовала как основу в своей постановке «

Среди традиционных кашубских танцев много тех, которые исполняли во время ритуалов и магических действ. Особенно внимательно относились к хореографии, танец должен был повествовать о жизни и деятельности людей, поэтому многие из них исполняются в быстром ритме, серьезно и с достоинством. Хорошим примером является koseder - национальный кашубский танец. Несмотря на то, что темп танца очень оживленный и радостный его всегда исполняли с почтением, а не игриво. Он немного напоминает ходзоный, с поворотами, приседаниями и сложными переходами.

Самым популярным танцем в воеводстве был wółtók - его отличительной чертой была хореография, во время танца руками имитировали движение волн. Основную часть танца исполняли тройки (два танцора плюс танцовщица и наоборот). Это был танец, иллюстрировавший работу рыбаков, с соответствующими шагами и притопыванием, чтобы выразить радость от успешного улова. Мужчины исполняли его с пивными кружками в руках.

Резким, что следует даже из названия, был танец dżek. Он сочетал в себе изображение борьбы с водной стихией с сумасшедшими трюками морских пиратов. Солировали в нем только мужчины. Так же здесь исполняли ритуальные танцы, например, перед тем как откинуть вуаль невесты, его танцевали в паре, по кругу, в оживленном темпе. В хореографии прослеживалась история с приданым, которое было у каждой девушки на выданье.

Инструментальные ансамбли включают скрипку, гармонику, разл. духовые, контрабас. Характерны длинная деревянная труба (базуна), фрикционный барабан (бурчибас; в прошлом обрядовый), шумовой инструмент в виде посоха с подвесками («дьявольская скрипка»). Характерен обычай употребления нюхательного табака, с которым связана традиция изготовления табакерок из коровьего рога.

Кашубы – это одна из самых ярких на сегодняшний день этнических групп в Польше. Они активно поддерживают между собой свои традиции: у кашубов есть даже собственный гимн и герб.

Заинтересовавшись кашубским народом, мне захотелось показать в танцевальной форме их историю, колорит, быт.

Драматургия номера состоит из четырех частей: антре, развитие, кульминация и финал.

Антре: экспозиционная часть, в которой мы знакомимся с традиционной кашубской семьей, а точнее, девушкой-дочерью рыбака и ее матерью. Дочь плетет сеть и рассказывает матери о своей любви, молодом и сильном рыбаке. Мать чистит рыбу и предупреждает дочку об опасностях любви.

Развитие: прибегают деревенские девушки, подруги главной героини, и повествуют о разбившейся о камни рыбацкой лодке.

Кульминация: девушка узнает о гибели своего возлюбленного, рвет сеть.

Финал: подруги починяют рыболовную сеть. Мать «пеленает» страдающую дочь, и та находит успокоение только на материнских руках.

В моем номере использовались такие хореографические приемы, как симфонизм, сопрано, канон, повтор, бас-остинато, пауза, варьирование.

 

 

Народный костюм кашубов

Мужчины на белую расшитую рубаху надевают жилет – так называемый «ливк», а также тёмно-синий кафтан или тёмно-коричневую сермягу. Кафтан переходил от сына к отцу, так его цена была очень велика.

Женщины носили шерстяные широкие юбки в складку ниже колен. Чаще всего они были синего, зелёного, вишнёвого или жёлтого цвета. К этому они надевали белые рубахи с широкими рукавами, украшенные выше локтя и на манжетах традиционным кашубским узором. На рубашку надевался жилет, расшитый серебряными или золотыми нитками. Он был сшит из аксамита (плотной ворсистой, часто узорчатой ткани из шёлка и золотой или серебряной нити, напоминающей бархат) в цвет юбки или чёрный. Поверх юбки надевался передник, расшитый внизу.

 

 

Чем еще меня привлекает это удивительный народ, почему я выбрала кашубский этнос, для своей квалификационной работы? Кашубы до сих пор бережно хранят свои традиции, обычаи и тот особый, древний уклад жизни и свой уникальный колорит. На протяжении веков складывалась интересная кашубская культура, многие ее элементы сохранились и по сей день, формируя основу для сильной региональной идентичности. Кашубский язык, народные ремесла, искусство и архитектура – это лишь некоторые проявления богатых традиций Померании. Вот почему за основу своей выпускной квалификационной работой я выбрала эту тему, и кашубский танец «U mojej matecki».

 

 

Рисунок Описание
  Антре: мизансцена, соло девушки, соло матери, общая комбинация
  Развитие: Комбинация подруг, общая комбинация матери и девушки
  Кульминация: соло девушки
  Финал: общая комбинация подруг, девушки и матери.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: