Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный институт культуры»
Факультет искусств
Очное отделение
Экспликация выпускной квалификационной работы
«U mojej matecki»
на музыкальную композицию «U mojej matecki»
группы Warsaw Village Band
по дисциплине Мастерство хореографа
Выполнил(а):
Студент(ка) 4 курса, группы
ФИС/БО203 – 4/1
Валерия Яковлевна Травина
Санкт-Петербург
Я, Валерия Яковлевна Травина выбрала темой своей квалификационной работы кашубский танец «U mojej matecki». А точнее, стилизация бытового кашубского танца, на основе их традиционных танцевальных движений и рисунков танца. Вдохновила меня на постановку данного хореографического номер, музыкальная композиция «U mojej matecki» польской фолк-группы Warsaw Village Band.
Песня «U mojej matecki» («У моей матери»), выбрана мной не случайно. В ней характерные этнические мотивы, сочетаются с музыкальной образностью и таким жанром как драма. В своей работе я хотела показать не только культуру польского народа и кашубского этноса, их особенности, но и специфику быта, колорит, менталитет.
Кашу́бы— этническая группа поляков, населяющая часть польского Поморья — Кашубию. Кашубов считают прямыми потомками древнеславянского племени поморян, которые заселяли территории современных Поморского, Западно-Поморского и Куявско-Поморского воеводств Польши. Древнейшее упоминание их имени относится к XIII веку. Важнейшей особенностью истории Кашубии и кашубов является противостояние в разные её периоды германизации и полонизации. Это и послужило формированию уникального, особого менталитета данного этноса. Даже кашубский язык долгое время вызывал споры. В течение многих лет не могли решить, является ли он диалектом польского или отдельным языком. В конце концов кашубский был признан самостоятельным языком – более того, получил статус единственного в Польше регионального языка. Основным занятием большинства кашубов было рыболовство, изготовление янтаря и в связи с большими запасами глины в регионе хорошо развито искусство керамики. Считается, что «кашубы» и «Кашубия» - это самоназвание народа и населяемой им территории. В течение столетий этот народ был загадкой для соседей. Соседние народы называли эту землю Арморика, Славия, Поморания, Поморье.
|
Богата и кашубская танцевальная культура, которую я использовала как основу в своей постановке «
Среди традиционных кашубских танцев много тех, которые исполняли во время ритуалов и магических действ. Особенно внимательно относились к хореографии, танец должен был повествовать о жизни и деятельности людей, поэтому многие из них исполняются в быстром ритме, серьезно и с достоинством. Хорошим примером является koseder - национальный кашубский танец. Несмотря на то, что темп танца очень оживленный и радостный его всегда исполняли с почтением, а не игриво. Он немного напоминает ходзоный, с поворотами, приседаниями и сложными переходами.
Самым популярным танцем в воеводстве был wółtók - его отличительной чертой была хореография, во время танца руками имитировали движение волн. Основную часть танца исполняли тройки (два танцора плюс танцовщица и наоборот). Это был танец, иллюстрировавший работу рыбаков, с соответствующими шагами и притопыванием, чтобы выразить радость от успешного улова. Мужчины исполняли его с пивными кружками в руках.
|
Резким, что следует даже из названия, был танец dżek. Он сочетал в себе изображение борьбы с водной стихией с сумасшедшими трюками морских пиратов. Солировали в нем только мужчины. Так же здесь исполняли ритуальные танцы, например, перед тем как откинуть вуаль невесты, его танцевали в паре, по кругу, в оживленном темпе. В хореографии прослеживалась история с приданым, которое было у каждой девушки на выданье.
Инструментальные ансамбли включают скрипку, гармонику, разл. духовые, контрабас. Характерны длинная деревянная труба (базуна), фрикционный барабан (бурчибас; в прошлом обрядовый), шумовой инструмент в виде посоха с подвесками («дьявольская скрипка»). Характерен обычай употребления нюхательного табака, с которым связана традиция изготовления табакерок из коровьего рога.
Кашубы – это одна из самых ярких на сегодняшний день этнических групп в Польше. Они активно поддерживают между собой свои традиции: у кашубов есть даже собственный гимн и герб.
Заинтересовавшись кашубским народом, мне захотелось показать в танцевальной форме их историю, колорит, быт.
Драматургия номера состоит из четырех частей: антре, развитие, кульминация и финал.
Антре: экспозиционная часть, в которой мы знакомимся с традиционной кашубской семьей, а точнее, девушкой-дочерью рыбака и ее матерью. Дочь плетет сеть и рассказывает матери о своей любви, молодом и сильном рыбаке. Мать чистит рыбу и предупреждает дочку об опасностях любви.
|
Развитие: прибегают деревенские девушки, подруги главной героини, и повествуют о разбившейся о камни рыбацкой лодке.
Кульминация: девушка узнает о гибели своего возлюбленного, рвет сеть.
Финал: подруги починяют рыболовную сеть. Мать «пеленает» страдающую дочь, и та находит успокоение только на материнских руках.
В моем номере использовались такие хореографические приемы, как симфонизм, сопрано, канон, повтор, бас-остинато, пауза, варьирование.
Народный костюм кашубов
Мужчины на белую расшитую рубаху надевают жилет – так называемый «ливк», а также тёмно-синий кафтан или тёмно-коричневую сермягу. Кафтан переходил от сына к отцу, так его цена была очень велика.
Женщины носили шерстяные широкие юбки в складку ниже колен. Чаще всего они были синего, зелёного, вишнёвого или жёлтого цвета. К этому они надевали белые рубахи с широкими рукавами, украшенные выше локтя и на манжетах традиционным кашубским узором. На рубашку надевался жилет, расшитый серебряными или золотыми нитками. Он был сшит из аксамита (плотной ворсистой, часто узорчатой ткани из шёлка и золотой или серебряной нити, напоминающей бархат) в цвет юбки или чёрный. Поверх юбки надевался передник, расшитый внизу.
Чем еще меня привлекает это удивительный народ, почему я выбрала кашубский этнос, для своей квалификационной работы? Кашубы до сих пор бережно хранят свои традиции, обычаи и тот особый, древний уклад жизни и свой уникальный колорит. На протяжении веков складывалась интересная кашубская культура, многие ее элементы сохранились и по сей день, формируя основу для сильной региональной идентичности. Кашубский язык, народные ремесла, искусство и архитектура – это лишь некоторые проявления богатых традиций Померании. Вот почему за основу своей выпускной квалификационной работой я выбрала эту тему, и кашубский танец «U mojej matecki».
Рисунок | Описание |
Антре: мизансцена, соло девушки, соло матери, общая комбинация | |
Развитие: Комбинация подруг, общая комбинация матери и девушки | |
Кульминация: соло девушки | |
Финал: общая комбинация подруг, девушки и матери. |