Именительный есть кто? что?
Родительный нет кого? чего? от, до, из, без, у, для, около, с
Дательный рад, дам кому? чему? к, по
Винительный вижу кого? что? в, во, на, за, про, через
Творительный горжусь, доволен кем? чем? с, со, за, под, над, между, перед
Предложный думаю о ком? о чем? о, об, в, на, при
Склонение имен существительных
Падеж Всп. л. Вопрос Един. числоМн. число
1 скл. 2скл.3 скл.
М. р., ж. р. м. р., ср. р. ж. р.
папа, няня стол, окно, море осень
Именит. есть кто? что? - а - я - о - е - а - я - ы - и
Родит. нет кого? чего? - ы - и - а - я - и - ов - ев - ей
Дател. даю кому? чему? - е - у - ю - и - ам - ям
Винит. вижу кого? что? - у - ю - я - о - е - ов -ев - ей - а - я - ы - и
Творит. доволен кем? чем? - ой - ей - ом - ем - ю -ами - ями
Предлож. думаю о ком? о чем? - е - е - и - ах - ях
v Морфологический разбор имени существительного.
1. Общее грамматическое значение /предмет, признак, действие/
2. Начальная форма /И. п., ед. ч./
3. Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.
4. Непостоянные признаки: число, падеж.
5. Каким членом предложения является / синтаксическая роль/.
Например: Над морем3 вьются чайки.
1. (Над) морем - имя сущ., обозн. предмет.
2. Н. ф. – море.
3. Пост. призн.: нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.
4. Непост. призн.: ед. ч., Т. п.
5. Вьются (где?) над морем – обстоятельство места.
4) Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? (например, мяч какой? зеленый; парта какая? деревянная)
Ø Имена прилагательные изменяются по числам и родам. Чтобы определить род, число и падеж имени прилагательного, надо:
1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
|
2. Определить род, число и падеж имени существительного.
3. По роду, числу и падежу имени существительного определить род, число и падеж имени прилагательного.
Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе!
v Склонение имен прилагательных.
ПадежМуж. родСред. родЖен. родМнож. Число
Именительный как ой? –ый - ий как ое? –ое - ее как ая? –ая - яя как ие? –ые –ие
Родит. (нет) как ого? -ого - его как ого?-ого - его как ой? –ой - ей как их?-ых -их
Дател. (даю) как ому?-ому –ему как ому?-ому –ему как ой? –ой - ей как им?–ым -им
Винит.(вижу) как ой? –ый - ий как ое? – ое - ее как ую?-ую –юю как ие? –ые - ие
как ого?-ого –его как их? –ых –их
Тв. (доволен) как им? –ым –им как им? –ым –им как ой? –ой –ей как ими? –ыми –ими
Пред. (думаю) о как ом? –ом –ем о как ом? –ом –ем о как ой? –ой –ей о как их? –ых –их
v Морфологический разбор имени прилагательного.
1. Общее грамматическое значение /признак предмета/
2. Начальная форма /И. п., ед. ч., м. р. – какой?/
3. Постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное.(у качественного – полная или краткая форма)
4. Непостоянные признаки: число, род, падеж.
5. Член предложения / синтаксическая роль/.
Род у прилагательных – только в единственном числе.
Качественные – дают общую оценку предмету, могут иметь степени сравнения (красовое, большое, тяжелое, пугливый, душистый)
Относительные – указывают на материал, из которого сделан предмет, или назначение предмета, отношение предмета ко времени, месту, количеству (меховое пальто, спортивный костюм, утренний поезд, московские улицы, пятиэтажный дом)
|
Притяжательные – указывают на принадлежность предмета к какому-либо лицу или животному, отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? (мамино платье, Серёжина книга, волчьи следы)
Например: Тяжёлая туча закрыла небо.
1. Тяжёлая – имя прил., обозн. признак предмета.
2. Н. ф. – тяжёлый.
3. Пост. призн.: качественное, полная форма.
4. Непост. призн.: ед. ч., ж. р., И. п.
5. Туча (какая?) тяжёлая – определение.
5) Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делал? что делает? что сделает? что будет делать? (например, что делает? решает, что сделал? написал)
6) Глаголы изменяются по временам:
Ø Глаголы в настоящем времени обозначают действие, которое совершается сейчас. Отвечают на вопросы: что делаю? что делаем? что делаешь? что делаете? что делает? что делают? (Например: смотрит, читаю, рисуешь)
Ø Глаголы в прошедшем времени обозначают действие, которое свершилось ранее. Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делала? что сделало? что делали? что сделали? (Например: лежал, краснело, таяли)
Ø Глаголы в будущем времени обозначают действие, которое произойдёт в будущем. Отвечают на вопросы: что сделаю? что сделаем? что сделаешь? что сделаете? что сделает? что сделают? что буду делать? что будем делать? и другие. (Например: напишу, прочитаем, будут рисовать)